В эти дни в Брюсселе проходил саммит стран-членов НАТО, в котором приняли участие лидеры ведущих государств-участников Северо-Атлантического блока, включая президента США Дональда Трампа.
В рамках саммита состоялись встречи Трампа с лидерами Германии, Франции, Англии, Бельгии и т.д.
На этих встречах, как отмечают официальные представители НАТО, обсуждались актуальные проблемы дальнейшего укрепления блока, а также — стратегия НАТО в ситуации, когда против отдельных его членов ведется “гибридная война”.
Под этим термином, прежде всего, подразумевается приписываемое России применение на территории Великобритании боевых отравляющих веществ для уничтожения врагов Кремля.
Еще до начала саммита глава администрации США однозначно дал понять, о чем в первую очередь пойдет речь на саммите. В своих публикациях в Сети (Д. Трамп использует Сеть, чтобы максимально быстро донести свою точку зрения до американской и мировой общественности), американский президент высказался о “неприемлемом положении”, при котором США тратят миллиарды долларов на оборону стран Европы от потенциального противника, основным из которых считается Россия. При том, что европейские члены НАТО не только уклоняются от выполнения своих обязательств по финансированию альянса (многие члены НАТО, например, Германия, игнорируют свои обязательства о повышении расходов на оборонный бюджет до 2% в течение 10 лет), но и вступают в двусмысленные сделки с Москвой.
В качестве примера американский президент упомянул решение Германии сделать Россию основным поставщиком энергоносителей, нефти-сырца и газа. И подчеркнул, что, приобретая от 70% до 90% энергоносителей у России, Германия “фактически становится рабом Кремля”, в критической степени зависимым от Москвы.
В то же время существующие альтернативы (приобретение углеводородов у США и Канады) Германия и другие европейские страны — игнорируют.
Комментарий
В связи с Брюссельским саммитом, в СМИ публикуют данные об участии стран-членов НАТО в финансировании данной организации, которые нельзя не признать шокирующими. Выясняется, что на долю США в настоящее время приходится 70% (!!!) совокупного военного бюджета стран-участниц блока.
Чтобы убедиться, о каком разрыве затрат на оборону идет речь, достаточно привести несколько примеров:
Совокупный оборонный бюджет 29 стран-членов НАТО в минувшем, 2017 году составил почти 946 миллиардов долларов. При этом США потратили на оборонные нужды 683,4 миллиарда долларов.
Об этом говорится в докладе НАТО об оборонных расходах стран Североатлантического альянса за 2010-2017 годы.
“Второе место” по оборонным расходам занимает, как значится в докладе — Великобритания (одна из немногих стран-членов НАТО, выполняющих 2% норму военного бюджета). В 2016 г. Великобритания потратила 56.964 миллионов долларов, а в 2017 году этот показатель снизился до 54.863 миллионов долларов.
На “третьем месте” — Франция, которая внесла в оборонный бюджет 44.191 миллион долларов в 2016 году и 44.333 миллионов долларов в 2017-м.
Военные расходы остальных стран-членов НАТО — меньше и этих сумм, в совокупности составляющих менее одной шестой части оборонных расходов США.
Можно возразить, что США — крупнейшая по численности населения (325 млн. чел.) страна, входящая в состав НАТО.
Однако простейший анализ показывает, что численность населения партнеров США по Североатлантическому альянсу, который насчитывает 29 государств, превосходит численность населения США.
Общая численность населения развитых стран Западной Европы (Великобритания — 66 млн., Франция — 67 млн., Германия — 82 млн., Бельгия — 11 млн., Голландия — 17 млн., Италия — 61 млн., Испания — 48 млн.) и Канады (36 млн.) составляет примерно 387 млн. человек, что превышает численность населения США.
Такой замечательный член НАТО, как Турция, добавляет к этой цифре еще 79 млн. человек.
Португалия, Греция, Австрия, Дания, Норвегия, Албания, страны Прибалтики — в совокупности дают еще 48 млн.
Неполный список остальных членов НАТО, включая балканские страны и страны бывшего советского блока — прибавляют еще 106 млн.
Таким образом, приблизительная численность населения всех стран-партнеров США по НАТО составляет… 531 млн. человек (!). То есть — почти вдвое превышает численность населения США (!).
Однако все эти страны неизвестно почему — ограничиваются 30-процентным участием в совокупных военных расходах.
Известно, что столь вопиющее непропорциональное распределение расходов внутри НАТО — весьма ощутимо сказывается на положении экономик стран участниц блока. О чем и заявил американский президент.
При таком распределении астрономических военных расходов европейских стран и США, можно понять — как европейцы добиваются довольно успешного стабильного положения европейской валюты евро и ее более тяжелого веса по отношению к доллару США.
В самом деле, почему бы не наслаждаться экономической стабильностью за счет американского партнера?!
Предельно заниженной военные расходы стран Европы позволяют им также — своеобразно распоряжаться денежными излишками, например, поощряя и оплачивая европейскую супер-либеральную политику “мигранты без границ”.
Невообразимо щедрые европейские социальные пособия, издавна являющиеся приманкой для мигрантов — прямое следствие сверхкомфортного финансового климата в Европе, достигнутого за счет щедрости внешней политики США.
Не забудем сказать и об очень щедром финансировании палестинских ненавистников Израиля и левой “пятой колонны” внутри еврейской страны различными европейскими структурами.
Перспективы
Примечательно, что ни один президент США до сих пор не спросил своих партнеров по НАТО — почему их доля участия в финансировании североатлантического союза столь непропорционально мала?
Задал этот вопрос только нынешний президент Трамп. И... получил из уст временного председателя ЕС Давида Туска, скажем так, весьма своеобразный ответ.
“ЕС тратят на оборону больше, чем Россия или Китай, — сказал Туск. — И в данном случае — нет сомнений в целевом использовании этих средств, в отличие от России и Китая”.
За страны ЕС, которые “целенаправленно используют эти средства” — можно лишь порадоваться.
Но ведь Трампа, прежде всего, интересует не то, насколько оправданно тратятся суммы, которые партнеры по НАТО выделяют на оборону. Он спросил о величине этих сумм и о причинах, по которым США должны оплачивать военные нужды европейских стран и Канады.
Можно с уверенностью сказать, что подобные “ответы по существу” не способствуют успешной будущности НАТО в его нынешнем виде.
Очевидно, что, не найдя понимания у своих партнеров по Североатлантическому альянсу в деле восстановления адекватного баланса трат, президент США будет вынужден приступить к реализации плана отделения США от Европейского оборонного союза и перехода на партнерские отношения в ином формате.
При этом, в европейским странам, скорее всего, придется создать собственные объединенные вооруженные силы, либо — единое командование национальных вооруженных сил, финансирование которых, так или иначе, падет на плечи самих европейцев.
Кто знает, может быть, эта отрезвляющая финансовая встряска поможет Европе более адекватно относиться к проблеме защиты своих границ и к своей порочной и обсессивной практике постоянного вмешательства в дела Израиля.
Мы не раз убеждались, что хорошие, правильные поступки (к которым вполне можно отнести действия Трампа, направленные на реструктуризацию финансирования НАТО) — имеют способность влиять на улучшение ситуации в самых разных, казалось бы, не связанных между собой, сферах.
Позволим себе надеяться, что и на этот раз оздоровление ситуации, на, в общем-то, далеком от Израиля “фронте” — позитивно скажется и на ситуации вокруг Израиля.
evrey.com