Maof

Tuesday
Nov 05th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Жизнь - это как эхо: что ты дашь миру, то и получишь обратно.
Еврейская мудрость

Как быстро меняется калейдоскоп событий! То, что еще вчера казалось чрезвычайно важным, сегодня отошло на второй план, чтобы вскоре вообще забыться и исчезнуть. Как будто кто-то специально постоянно смешивает новостные "карты", внося сумбур и сумятицу, чтобы окончательно нас запугать или запутать. Но случайными выглядят лишь те события, причины которых мы не знаем. А хороши они либо плохи, зависит, прежде всего, от того, как мы их воспринимаем. Просто всегда надо иметь в виду, что ничего не происходит само по себе. И коль уж что-то произошло, значит на то была своя причина. Даже если она и не вписывается в общепринятую логику.

Мотив и мотивация

Говорят, нет понимания - нет и согласия. С этого, собственно, и начинаются трения, которые далеко не всегда заканчиваются брудершафтом. Поскольку обязательно найдется баран, у которого свой взгляд на шашлык. Зачем, скажите, понадобилось России проводить "спецоперацию" в Украине, задействовав группировку почти в две сотни тысяч человек? Неужто из-за полезных ископаемых, которыми богаты ее недра? Так в российских их еще больше. Или может, все дело в Крыме, который Киев продолжает упорно считать своим? Ну а кто, интересно, добровольно отказывается от собственных территорий? Кстати, почему он до сих пор не провозглашен Крымской народной республикой? Из опасений, что Китай обидется?

С идеей "народных республик" Москва носилась целых восемь лет. И вместо того, чтобы окончательно ее похоронить, решила, по-видимому, попробовать распространить на всю Украину. Организовав второй освободительный поход по воссоединению украинского народа. С непонятными и никем не признанными территориальными анклавами из трех букв - ДНР и ЛНР. Но копия всегда хуже оригинала. Поэтому вторжение на этот раз встретили весьма негостеприимно. Ладно без хлеба с солью, так еще и без цветов. Наступать, наверное, надо было опять в сентябре. Но тогда в феврале пришли бы другие. Если верить, конечно, кремлевским пропагандонам, утверждающим, что успели на день опередить войска НАТО. В общем, чем глубже в степь, тем больше версий. Одна страшней другой.

Между тем, для серьезной войны нужен не менее серьезный мотив. Москва его так и не нашла. Ибо выдвинутое смехотворное требование о "демилитаризации и денацификации" - это не повод для нападения на соседнее суверенное государство. Тем более, когда от него не исходит реальной угрозы. Даже при условии, что к нему есть определенные территориальные претензии. И даже если тебе не нравится его внутренняя и внешняя политика. Понятно, что у России могут быть вопросы к Украине. Как, впрочем, и у Украины к России. И их, безусловно, надо решать. Только цивильными методами. Потому что пока никто еще не отменял открытого обмена мнений. Для того ведь и существует международная площадка по имени ООН. И более того, никто не вправе навязывать кому-либо свое видение происходящих в мире процессов. Да еще сквозь прорезь прицела.

Неужели в Кремле этого не понимают? Конечно, понимают. Тогда в чем же дело? Объяснений сколько угодно. Все они правдоподобны, но не более того. "Копать", на мой взгляд, нужно с другого конца. Прежде всего, это личная война Владимира Путина. И тут важен не мотив, а мотивация. Что толкнуло российского президента на полномасшабную войну с Украиной? Ведь он мог бы просто ограничиться Донецкой и Луганской областями, поставив на этом точку. Либо, на худой конец, многоточие. Однако кто мелко плавает - глубоко тонет. Истоки сегодняшнего ожесточенного противостояния гораздо серьезней. 15 октября 2018 года синод Русской православной церкви принял решение о разрыве "евхаристического общения" со Вселенским патриархатом. Это стало ответом на решение Константинопольского патриархата о предоставлении автокефалии (полной самостоятельности) Украинской православной церкви. Что в итоге и привело к острому религиозному конфликту между православными церквями.

Смешно? Не совсем. Вообще, если заглянуть в глубь истории, то несложно заметить, что церковные распри - явление в принципе привычное. Достаточно вспомнить "великий раскол" 1054 года, который разделил христианство на две основные ветви - Западную римско-католическую и Восточную православную церкви. Причиной его во многом стали не столько религиозные разногласия, которые при желании можно было преодолеть, сколько далеко зашедшие кровавые политические конфликты. Примерно как сейчас. Пока восточная ветвь опиралась на Греческую и Русскую православную церкви, существовал какой-то баланс интересов. Но с появлением независимой Украинской церкви, освободившейся от власти Московского патриархата, этот баланс нарушается. По сути, рвется последняя нить, хоть как-то связывавшая два некогда братских народа.

Но какое дело до этого Путину? Самое непосредственное. Потому что он ассоциирует себя с великим князем Владимиром Крестителем, облаготетельствовавшем Киевскую Русь христианством. И Киев для него как был, так и остается "матерью всех городов русских". Иными словами, той самой давно утерянной Святой Русью, которая с его помощью в конце концов должна возродиться, чтобы вернуть этот безумный мир к изначальной духовности. Превратившись тем самым в вечный "третий Рим". Скорее всего, он действительно в это искренне верит. И тогда Украина для него - не страна, а важное "духовное пространство", которое кто-то хочет силой отобрать. Не случайно он так часто употребляет эту фразу, которая, кстати, на протяжении веков широко используется в православной литературе. И это наталкивает на мысль, что многие странные, на первый взгляд, путинские решения во многом опираются именно на такие вот религиозные догмы.

Ветер или флюгер?

Все события неразрывно связаны между собой. Как в мирное, так и военное время. Да и само понятие мира весьма относительно. Не зря же говорится, что мир - это всего лишь промежуток между войнами. Но война - не развлечение, а серьезная болезнь. Как рак. Ибо столь же коварна и неожиданна. А мы, к великому сожалению, если и спохватываемся, то в последний момент. И кого, спрашивается, винить? Себя, врачей, саму болезнь или неблагоприятное стечение обстоятельств? Только какая разница? Легче от этого все равно не станет. Точно так следует подходить и к российско-украинской войне. Даже заранее зная, кто агрессор, а кто жертва.

В еврейской традиции война - это не цепь каких-то нелепых случайностей или глупых ошибок, а данность или, если хотите, запрограммированная неизбежность. Поскольку заложена в самой природе человека. Вспомним хотя бы известный библейский рассказ об Авеле и Каине, не сумевших поделить Землю. Всего лишь на двоих. Верить тому либо нет, дело, как говорится, хозяйское. Вопрос в другом. Чем мы лучше этих повздоривших братьев? И как бы сами повели на их месте? Однозначного ответа нет. Да он и не нужен. Ибо последнее слово все равно остается за тем, Кто реально за всем этим стоит. Называйте Его, как хотите - Создателем, Высшим Разумом, Неведомой Силой, инопланетной цивилизацией, но суть от этого не меняется. Писание называет Творца иш милхама - муж войны (Шмот 15:3). И вот что интересно: когда Он ведет войну, то одновременно и разрушает, и созидает. Как такое может быть? Может, потому что все Его действия в конечном счете ведут не к хаосу, а к миру и гармонии.

Понять, а тем более принять это действительно непросто, поскольку со стороны выглядит каким-то безумием. Как, впрочем, и поведение Владимира Путина. Пусть порой совершенно необъяснимое, но все-таки не лишенное логики. Просто она, его логика, из другой системы координат. Достаточно внимательней присмотреться к тому, что он категорически отвергает. Причем абсолютно искренне. Например, педофилию и гомосексуальность, на которые тот же католицизм закрывает глаза. В то время, как православие (и на это постоянно делается акцент) строго запрещает и однополые браки, и гей-парады, и трансгендерность, и, что уж совсем, казалось бы, неожиданно, активную миссионерскую деятельность. А это, согласитесь, кое-что да значит. Во всяком случае в Высших мирах. Даже при условии, что этот его проект с условным названием "Святая Русь", навязчиво сдабриваемый религиозным соусом, на самом деле не что иное, как продолжение российской внешней политики.

Судя по всему, эта тема особенно близка Путину. Он к ней явно неравнодушен. Иначе не будировал бы ее постоянно. Не странно ли для главы государства, у которого и без того масса других забот и проблем? А если посмотреть на это под несколько иным углом? Мы воспринимает мир через призму причинно-следственных связей. Все, что происходит в настоящем, заложено в прошлом. Эйнштейн называл это оптическим обманом. Чтобы освободиться от этой иллюзорной тюрьмы, необходимо согласится с тем, что Тот, кто создал этот мир, создал и время. Оставаясь при этом вне времени. Поэтому Он одновременно и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. И заранее знает, о какой камень мы споткнемся. Это чем-то напоминает флюгер. Мы видим, как он вертится, но не замечаем ветра.То же самое и с событиями. Мы падаем в них, как в пропасть, но не понимаем причин.

В этом, собственно, и весь парадокс: все заранее предопределено, но свобода выбора остается. А как это соотносится с войной на Украине? Что это - локальный конфликт, как настаивает Москва? Или прелюдия к мировой войне, как утверждает Киев? А может, и вовсе та самая война Гога и Магога, которая ожидается в "конце дней"? Но как определить этот самый "конец дней"? И кто этот таинственный Гог?

Язык цифр

Если исходить из того, что существует тот, Кто создал время, то логично предположить, что Он определяет и его рамки. А поскольку математика - язык Вселенной, на нем и поговорим. Мир создан за шесть дней. Так во всяком случае утверждает Писание. А оно гораздо старше тех, кто считает, что ведет свою родословную от обезьян. Что до инопланетян, то они и вовсе предпочитают не вмешиваться в наши вечные распри и ссоры. И я полностью разделяю их позицию, тем более, что тема нашего разговора все-таки несколько иная.

Тем не менее, эта инфорамация о шести днях творения нам по большому счету ни о чем не говорит. Поэтому мудрецы Талмуда (трактат "Сангедрин", 97а) разъясняют, что мир в нынешнем его виде будет существовать шесть тысяч лет. И еврейский календарь рассчитан именно на этот срок. Таким образом, один день равноценен тысяче лет. Почему? "Ибо тысяча лет в глазах Твоих, как день вчерашний..." (Тегилим, 90:4). А коль известно, сколько длится Б-жественный год, то тогда легко узнать, чему равен Б-жественный час. Это же задача из школьной программы младших классов. Сколько в сутках часов? Вот и разделим тысячу на двадцать четыре. И получим сорок один год и восемь месяцев. Для чего нам нужно это знать? Подсказку опять дает Библия: "И был вечер, и было утро: день..." (Берешит, 1). Следовательно, и новые сутки начинаются вечером. Теперь понятно, почему евреи ведут отсчет с захода солнца, а не с полуночи, как принято у народов мира?

Снова возвращаемся к словам Книги книг: "Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу Б-гу твоему". (Шмот, 20:8-11). Но при чем тут суббота? Многие ли евреи ее соблюдают? Процентов десять-пятнадцать. Ну, от силы пятая часть. Однако в данном случае шабат - это еще и временное понятие. И "зазор" между зимним и летним шабатом составляет немного-немало три часа. А это 125 лет (сорок один год и восемь месяцев умножаем на три). Этот заключительный период истории еврейские мудрецы называют "следами Машиаха" (трактат "Сота", 49б). Он охватывает временной отрезок от 5665 (1905) до 5790 (2030) года. И включает три мировые войны.

Откуда взялись эти даты? И почему они так важны? Шабат, как известно, вступает в свои права сразу после наступления сумерек. Самый ранний (зимний) в начале пятого и самый поздний - в начале восьмого вечера (без учета рукотворного перевода стрелок, никак не влияющего на существующие законы природы). Таким образом, от верхней его точки до полуночи порядка пяти часов. Они-то и дают 210 лет (пять умножаем на тот же сорок один год и восемь месяцев). Прибавляем их к 5790 году и получаем конечный результат - 6000 лет. Не знаю, насколько доступно сумел объяснить, но тому, кто не понял, остается лишь поверить мне на слово. Главное - уловить суть. А она такова, что мы вплотную подходим к моменту истины, который и станет водорозделом между миром нынешним и наступающим.

Но как определить этот водороздел? Есть ли у него какие-либо приметы? И можно ли вообще доверять тем или иным подсчетам? Ведь как будут развиваться события, наверняка знает только сам Автор этой не слишком пока оптимистической человеческой комедии. Несмотря на то, что конечный результат заранее известен. И даже звучит вполне обнадеживающе. Что, конечно, само по себе уже немало. Но нам-то что до того? Жить надо сегодня. Мы не первые, кто задает подобные вопросы. Они неизбежны на фатальных изломах истории, знаменующих собой целую веху. Потому и необходимы ключевые точки, определяющие жесткие событийные границы. Тем более, что речь идет не о каком-то отдельном эпизоде, а о достаточно длительном процессе, охватывающем сразу несколько важных жизненных периодов.

У цивилизаций извилистый путь. Со многими поворотами. А как выбрать правильный? Подсказку дают пророки. Но можно ли им верить, если они жили тысячи лет назад? Критерий прост: если пророчества сбываются, то стоит к ним прислушаться. То же самое и с мудрецами, которые также наделены способностью заглянуть в будущее. Например, один из лидеров европейского еврейства первой трети XX века Хафец Хаим еще в 1910 году предупреждал, что мир вступает в тяжелейшую фазу войн и испытаний. И даже назвал их даты: вторая начнется через 25 лет после начала первой, а третья - через 70 лет после окончания второй. В 2015-м не срослось. Но это не значит, что Хафец Хаим ошибся. Войны ведут не безумные диктаторы, а тот, Кто лишает их разума. И у Него свое видение происходящего.

Два сценария

Три мировых войны - это, по сути, три этапа одной и той же войны, которую пророки назвали войной Гога и Магога. Со временем, комментирует выдающийся знаток еврейской старины Малбим, который задолго до Герцля предсказал возрождение независимого Израиля, имена Гога и Магога вообще сотрутся из памяти. И добавляет: «Есть у мудрецов предание: три раза пойдет Гог на Иерусалим, ибо приход его упоминается трижды: у пророка Йехезкэля - дважды (гл.38 и гл.39) и один раз - у Захарии (гл.14)». А Иерусалим-то при чем? Ну пытался трижды взять его Ричард III Львиное Сердце, но так несолоно хлебавши и вернулся в Англию. Выходит Малбим говорил не о Крестовых походах. Тогда о чем?

Сейчас, спустя почти 150 лет после его смерти, все, похоже, становится на свои места. Два начальных этапа, о которых упоминает Йехезкэль, фактически идентичны друг другу. Первый заканчивается переделом мира и созданием Лиги Наций, призванной узаконить новые границы. Второй тоже завершается разделением послевоенного устройства на сферы влияния. Под патронажем ООН. И опять со схожей вроде бы целью - сохранением и укреплением международной безопасности. А теперь внимание: гематрия Гога и Магога равна семидесяти, что соответствует числу народов мира, ведущих свою родословную еще от потомков Ноя и составляющих костяк Объединенных Наций. Улавливаете связь? Она очевидна.

И все-таки, как это соотнесится с Иерусалимом? Под ним подразумевается весь еврейский народ. Ведь он его душа и сердце. Уникальность обеих "йехезкельских" войн в том, что они одновременно самым непосредственным образом влияли и на еврейский мир. Первая катком прошлась по местечкам, уничтожив многовековой уклад их жизни. Евреи снова разделились на четыре группы. Как у Красного моря. Одни молились (остались верны вере предков), другие готовы были сражаться (с головой ушли в мировую революцию), третьи считали, что если и умереть, то на своей земле (всеми правдами и неправдами стремились добраться до Палестины) и, наконец, четвертые соглашались покорно вернуться в Египет и навечно остаться рабами (все, кто не избавился от ГУЛагской психологии).

Это еще не был единый народ. Ибо для этого надо, как минимум, жить на своей земле. Но процесс пошел. И Вторая мировая, несмотря на ее страшные последствия, которые ощутимы до сих пор, этот процесс ускорила. Можно ли назвать его случайным? Безусловно. Если не брать в рассчет ряд деталей. Почему, комментируя рассказ о грехопадении Адама и Евы, знатоки сокровенного учения говорят, что это произошло за три часа до наступления Субботы? Ведь такого понятия как время в Эдемском саду не существовало. Так вот, это "послание" предназначено нам. Во-первых, для того, чтобы мы поняли, откуда взялись предСубботние три часа, которые растянулись на 125 земных лет. И во-вторых, чтобы не было никаких сомнений, что этот заключительный этап истории, названный "концом времен", относится ко всему человечеству, а не только исключительно к еврейскому народу.

А теперь зададимся еще одним вопросом. Почему еврейское государство появилось на карте ровно за два часа до приближающейся геополитической развязки? Какой тайный сигнал посылает нам Б-г? Сам факт возрождения Израиля привел к тектоническому сдвигу в мировой геополитике. Ибо здесь опять вынужденно сошлись Восток и Запад. Их интересы пересеклись в Иерусалиме, где до исчезновения СССР доминировала Католическая церковь, которая никак не могла смириться с тем, что ее "проклятье" не сбылось. Ведь еще в III веке константинопольский епископ Хрисостом предрек, что евреи никогда не вернутся в родные пенаты. А сейчас инициативу перехватила Православная церковь. И первостепенная заслуга в этом Владимира Путина. Никто со времен царя Александра II не придавал такого значения тому, чтобы постоянно укреплять российское присутствие на Святой Земле.

Только зачем ему это? Возможно, он видит в этом свою миссию. Или же Творец использует его вслепую. В качестве, так сказать, инструмента. Да, у христианства две "руки". Поэтому Эйсава, который его олицетворяет, часто отождествляют с двуликим Янусом. Он как будто соревнуется, а вместе с тем и борется сам с собой. И восточный одолевает западного. Поскольку морально выше. Но тоже нуждается в поддержке и помощи, которую ищет у Ишмаэля, представляющего исламский мир. На первый взгляд, это кажется абсурдным. На протяжении всей истории отношения между христианами и мусульманами всегда были, мягко говоря, натянутыми. Но на данный момент их взаимные интересы сошлись. Посмотрите как изо дня в день крепнут связи России с арабскими потомками Ишмаэля. И это еще одно свидетельство того, что мы стоим на пороге третьего похода Гога. А ключ к пониманию вновь в какой-то степени дает Путин.

Читаем в Торе: «Сыны Яфета: Гомер и Магог, и Мадай и Яван, и Туваль, и Мэшех и Тирас» (Берешит, 10:1-2). Все имена, как нетрудно заметить, чередуются от старшего к младшему. Но у Йехезкеля порядок почему-то изменен: Туваль (Фувал) меняется местами с Тирасом, под которым мудрецы подразумевают Персию, а тот вообще вдруг превращается в Роша. Не снимает это "несоответствие", хотя и проливает определенный свет, и письмо выдающегося кордовского раввина Хасдая Ибн Шапрута, адресованное хазарскому царю Иосифу. В нем он называет его "главой Роша, Мэшеха и Туваля". А это территория нынешней России. Возможно, именно Рош, несмотря на то, что он самый младший, в конце концов возвысится и выдвинется на первый план. Не зря же в книге Даниэля (гл.7) говорится о маленьком роге, поглотившем три больших.

Зачем нам эти, казалось бы, второстепенные детали? В них скрытый смысл многих необъяснимых событий и поступков. Это как язык жестов, который называют зеркалом поведения. Психологи утверждают, что лишь 20 процентов информации о человеке мы получаем посредством речи. Все остальное - на уровне осмысления и расшифровки сигналов. Я не психолог. Поэтому не берусь судить о Путине. Но мне кажется, он живет с убеждением, что на нем лежит некая важная историческая миссия, которую необходимо выполнить любой ценой. И эта его одержимость явно ощущается в темпераменте, манере разговора и даже походке. Но особенно ярко проявляется в момент высокого эмоционального напряжения. Вспомним хотя бы его облетевшую мир фразу: «Мы как мученики попадем в рай, а они просто сдохнут».

Кому предназначались эти слова? Прежде всего, Соединенным Штатам. И война на Украине - это тоже, если вдуматься, столкновение России с Америкой. Пока на словесном уровне, где Путин ощущает свое превосходство. Он открыто презирает Запад. За его отказ от своих корней и христианских ценностей. За отрицание нравственных принципов. За разрушение семьи. За насаждение чуждого образа жизни. Короче, за все те мерзости, которые неугодны Б-гу. Но на этом его превосходство, пожалуй, и заканчивается. Более того, та война, которую он начал, тоже аморальна и не менее разрушительна. И чем дольше она продлится, тем вероятней, что в нее поневоле втянутся и другие страны.

И все-таки можно ли назвать эту войну Третьей мировой и если да, то чем она отличается от двух предыдущих? «В тот год, - говорится в антологии мидарашей "Ялкут Шимони", изданной в Салониках в 1527 году, - все народы мира перессорятся друг с другом». Уже почти перессорились. Но тогда не намек ли это на нынешний год Тигра? Ведь то же самое было и в 1914-м, и в 1938-м, когда, сдав Чехословакию, Европа сама подписала себе приговор. Да и сегодняшняя ситуация патовая. Позволить себе проиграть Путин не может. Однако и победа, если он ее добьется, станет пирровой. А по мере стагнации экономики, придется срочно искать достойный выход, которого, увы, нет. На кого опереться? Разве что на таких же изгоев как Иран и Северная Корея. Значит, остается одно - снова война. Ядерная. Лучше ведь в рай, чем сдохнуть.

Ну вот вам и пророческий сценарий: «И будет во всей земле, - слово Б-га, две трети жителей в ней истреблены будут, умрут, а одна треть останется в ней. И введу треть эту в огонь, и очищу их, как очищают серебро, и проверю их, как проверяют золото». (Захария, 13:8-9). Ясней не скажешь. Тут уж не до передела мира. И не до вавилонского, то бишь ооновского столпотворения. Это совершенно новая реальность. Дамоклов меч занесен над всем человечеством. Нигде на этот раз не укрыться. Так что же делать? Брать белую простынь и ползти на кладбище? Но стоит ли торопиться? Этот мир придуман не нами. И мы на этом "полустанке" только проездом. Какое нам дело до того, когда его разрушат? Да и кто сказал, что он будет разрушен? Наоборот, Создатель открытым текстом обещает, что "всякое орудие, сделанное против тебя, не будет успешно" Йешаягу (54:17).

Так для чего, спрашивается, весь этот сыр-бор? Чтобы мы, выражаясь военным языком, поменяли дислокацию, а проще говоря - привычный образ жизни. Но зачем утруждать себя? Ведь от добра добра не ищут. Добавим к тому же извечную нашу инерцию: мы по натуре, как сказал поэт, ленивы и нелюбопытны. Живем как получится. Не очень напрягаясь. Между тем, время подпирает, а результата нет. И что тогда делает любящий отец? Правильно. Чтобы хорошенько взбодрить, не обязательно пускать в ход ремень. Достаточно просто взять его в руки. "Всевышний, пугай, но не наказывай!", - говорят в таких случаях евреи. Все новое рождается в муках. И мы на себе ощущаем начавшиеся "родовые схватки". Еще пока не очень больно, но уже страшно. И этот страх - тоже лекарство. Он меняет сознание. А это необходимый шаг на пути к изменению мира. И толчком к нему вполне могут стать нынешние грозные события. Мне этот второй сценарий все-таки гораздо ближе по душе. Он дает хоть какой-то шанс. В отличии от бессмысленной игры в ядерный пинг-понг.