Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Как покончить с террором самоубийц http://www.nationalreview.com/comment/comment-wolfson091603.asp

Глубокая религиозность исламистов создает эффект неподвластности страху. Что может устрашить того, кто желает, стремится к смерти?... Ничто не может устрашить исламских фундаменталистов.
- Фарид Закария


Ничто не может сдержать современных террористов-самоубийц. Это нам не устают повторять в последнее время. 40 лет потенциал устрашения сдерживал Советский Союз, не давая ему напасть на наши города. Но против религиозных фанатиков, нам говорят, устрашение бесполезно. Как удивительно и непредсказуемо их поведение! Какое безграничное самопожертвование они демонстрируют! Нет, с таким фанатизмом положительно невозможно бороться.
Таково распространенное представление по вопросу, но как это часто бывает с распространенными представлениями, оно ложно. В тщательном исследовании для “American Political Science Review” Роберт Пейп рассматривает теракты с применением самоубийц, произошедшие в мире с 1980 года по 2001 год. За все это время их было совершено 188 по всему миру, от Ливана до Западного берега реки Иордан, от Шри Ланка до Чечни, от Индии до Турции. В своем исследовании Пейп, преподающий политические науки в университете Чикаго раскрывает многое в этой варварской практике. Он показывает, как работает механизм террора самоубийц и почему он стал быстрорастущим видом бизнеса за последние два десятилетия. Его отличное иследование поможет разрушить распространенное заблуждение, что террор самоубийц недоступен пониманию, и от него нет защиты.
Одной из важнейших находок Пейпа является понимание того, что террор направляется четко сформулированными стратегическими целями. Это не просто акт  бессмысленной жестокости, хотя и это тоже. Это и не акт отчаяния. Атаки террористов-смертников практически всегда тщательно планируются для достижения целей тех или иных политических группировок. Из 188 атак 179 были проведено в рамках организованной политической борьбы и только 9 были незапланированы.
Эта статистика дает нам более четкую картину, с чем мы имеем дело. Подавляющее количество терактов выполняются не неуправляемыми сумасшедшими, это не случайные непредсказуемые поступки фанатиков. Мы не пытаемся обьяснить темную психологию Дилана Клеболда или Эрика Харриса. Как правило, теракты смертников выстреливают обоймами, поддерживая определенную военно-политическую компанию. Психология непосредственного исполнителя теракта может быть непредсказуема, но это совсем не так по отношению к тем, кто набирает, обучает и спонсирует исполнителей. Организаторы терактов не так уж жаждут смерти, и нет никакой причины полагать, что устрашение – будучи применямо последовательно и с должной решительностью - не возымет на них никакого действия.
Пейп вскрывает еще один необыкновенно важный нюанс – все теракты за рассматриаемый период были направлены против демократий. Хизболла применяла это оружие для изгнания США и Франции из Ливана в 1983 году, Хизболла и Хамас постоянно организуют таким образом давление на Израиль, террористы Тамила воюют с правительством Шри Ланки, курды с Турцией, чеченские повстанцы с Россией, кашмирские повстанцы с Индией и, наконец, самая нашумевшая атака Аль-Каеды на США 11 сентября 2001 года.
Это понимание очень важно. Поистине, террористы сделали определенные выводы относительно сущности наших «режимов». Они считают нас «изнеженными» и беззащитными перед жестким принуждением.
И, к сожалению, они не совершенно не правы. Другое важное заключение, сделанное Пейпом, в том, что террор смертников против демократий действенен. Он более разрушителен, чем обычный терроризм – с 1980 по 2001 год атаки смертников составляли всего 3% от общего количества террористических атак, при этом в них погибли 45% всех жертв, даже не считая 11 сентября 2001 года. Более того, террор смертников чаще достигает поставленных целей, чем не достигает. По Пейпу из 11 разных террористических компаний 6 привели к существенным политическим изменениям в пользу главных политических целей террористов. Это предвещает еще большее ухудшение в будущем.
Главная причина роста этого явления в том, что террористы поняли, что это работает.
Как же демократиям справиться с этим новым бедствием? Пейп ратует за усиление безопасности. Хороший совет, но много больше должно быть сделано. Мы должны увидеть терроризм таким, какой он есть на самом деле. Мы должны демистифицировать его. Террористы-смертники должны перестать считаться породой, недоступной обычным средствам воздействия. Томас Гоббс сказал: «Я не могу понять, как один человек может получать удовольствие от причинения вреда другому человеку, не имея от этого никакой выгоды». У террористов эта выгода есть. Признайте это – и терроризм потеряет большую часть своего блеска.

Перевод И.Подольского