Практически все, с кем мне довелось говорить на эту тему, видели
в таком решительном протесте против «плана одностороннего отделения», принятого
правительством Израиля, впечатляющий символ победы народа Израиля над террором,
убедительное доказательство провала тянущейся уже почти четыре года арабской
террористской «интифады». Этот символ тем более значим, что нередко, с
подачи лево-либеральных интеллектуалов из самого Израиля, проходит информация
о вызванных террором настроениях страха, подавленности и чувства безысходности
среди израильтян. Событие 25го июля в Израиле – людской
мост «Иерусалим – Газа» стал заметнейшей новостью в Ст. Петербурге и России.
Главные телесети, газеты, включая получаемую бесплатно каждым в аэропорту
С. Петербурга The St. Petersburg Times, радио, начиная с «Радио России»,
сообщали о цепи протеста против плана правительства Израиля сдать ряд поселений,
в первую очередь, все - в Газе, арабам. Приводились слова
Александра Непомнящего, из (цитирую) «Аналитического центра МАОФ, активно
выступающего против правительсвенного плана одностороннего отделения Израиля
от палестинцев»: «Мы допустили некоторые ошибки при организации. Но учтём
их при массовых акциях в случае, если правительсто решится осуществлять
свой план.»
Слушатели информировались и о
деталях – о помехах полиции в создании единой цепи взявшихся за руки людей.
Важность и значительность происходящего для Израиля да и вне его пределов
несомненна – очень многие помнят, какую роль сыграла подобная цепь в обретении
независимости стран сегодняшней Балтии от бывшего СССР чуть больше десяти
лет назад. Практически все, с кем мне довелось говорить на эту тему, видели
в таком решительном протесте против «плана одностороннего отделения», принятого
правительством Израиля, впечатляющий символ победы народа Израиля над террором,
убедительное доказательство провала тянущейся уже почти четыре года арабской
террористской «интифады». Этот символ тем более значим, что нередко, с
подачи лево-либеральных интеллектуалов из самого Израиля, проходит информация
о вызванных террором настроениях страха, подавленности и чувства безысходности
среди израильтян.
Событие «Живая цепь» немало способствовало
интересу к сделанному мною 27го июля на заседании в Союзе Учёных Санкт-Петербурга
доклада на тему «Проблема поселенчества в Израиле и приговор Международного
трибунала в Гааге».
Союз Учёных Санкт-Петербурга –
весьма активная общественная организация, занятая как проблемами узко-профессиональной
деятельности научных работников и их защиты от околонаучной бюрократии,
так и всем кругом вопросов на общую тему «учёный и общество». Отмечу, что
одним из основателей и деятелей этого Союза был убитый совсем недавно проф.
Н. П. Гиренко, чья смерть, вероятно, связана с его активным разоблачением
деятельности профашистских групп. Помещение Союза ещё в ноябре 2003 г.
было атаковано неизвестными, которые оставили письмо с угрозами. Подозреваются
в нападении, как и в случае с Гиренко, фашиствующие крайне правые
группы.
Интерес к происходящему в Израиле
со стороны Союза Учёных, да и вообще научных работников, велик и постоянен.
Доклады о ситуации в Израиле на заседаниях Союза делаются не реже раза
в год. Интерес к Израилю питается далеко не только простым любопытством
и заботой о судьбе знакомых, родственников или абстрактным чувством справедливости.
Действительно, многие события, связанные с Израилем, позволяют говорить
о нём как о своеобразной опытной площадке, миниатюрной в масштабе мира
лабораториии, в которой террористы и их разнообразные пособники испытывают
свои новые методы. Тем самым, Израиль становится и лабораторией анти-терроризма.
Россиянам очевидны многие аналогии:
и начинённые гвоздями недавно взорванные бомбы в Воронеже - реплики тех,
что давно убивают в Израиле, и сообщения об опасности террористических
актов в Москве и Санкт-Петербурге в связи с предпологаемым прорывом 100-150
боевиков из Чечни на Север сродни ежедневным предупреждениям о планирующихся
атаках террористов в Израиле.
Многим образованным людям ясна
и опасность всевластья Международного суда, при том, что совсем не вредно
наличие органа, который может защитить простого человека от произвола властей.
Но кто и как этот суд ограничит? Отнюдь не надо обладать большой фантазией,
чтобы понять – не только на осуждении Израиля остановится Гаагский трибунал.
Ведь есть ещё много других, кроме арабов Палестины, «униженных и оскорблённых»
в мире, кто бомбой и судом будет добиваться своей специфической справедливости.
Так что не пуста очередь будущих осуждённых, хотя, вероятнее всего, в ней
Россия –не первая, а определённо стоящая позади США.
Не безопасна для стран и граждан
и ничем не ограничиваемая сила национального суда. Призванный защитить
обывателя от всевластья бюрократа, он, как показывает пример Суда справедливости
в Израиле, вполне способен действовать во вред обширным социальным слоям,
к примеру, людям, живущим в поселениях и религиозным, по существу нанося
своими решениями вред всему государству. И здесь проглядывают глубокие
аналогии, делающие проблему упорядочивания и ограничения судебной власти
в Израиле отнюдь не далекой и абстрактной для российских учёных-правоведов.
Так называемые поселения в Израиле
так же не случайно оказались объектом интереса участников описываемого
заседания. Ведь ещё Екатерина II приглашала немцев селиться в России с
тем, чтобы они учили своих новых соседей успешному хозяйствованию. Как
рассказал участник заседания проф. А. Л. Тимковский, губернатор Новгородской
области уже совсем недавно предложил отдать участки земли, представляющиеся
непригодными для ведения сельского хозяйства, немцам. Желающие немцы нашлись.
Но местные народные массы запротестовали и приезда «положительного примера»
не допустили. Но ведь и поселенцы в Газе своими хозяйственными успехами
– прямое свидетельство хронического паразитизма жителей автономии, которые
вполне могли бы прокармливать себя и без международной помощи. Однако это-то
и не нужно руководству автономии, – помощь для них гораздо прибыльнее конструктивной
работы. Теперь, вопреки здравому сыслу и интересам страны, от «примера
– укора» в лице поселенцев помимо либеральных «интеллектуалов» руководству
палестинской автономии помогает избавиться и правительство Израиля.
Тот факт, что «выдавливание» сербского
населения из Косова и русского - из Чечни не привели к умиротворению регионов,
а по сути лишь усилили позиции исламистов, оставляет у думающих людей мало
сомнений в том, что аналогичным был бы результат устранения еврейских поселений
из Иудеи, Самарии и Газы. К тому же требования «права на возвращение» или
«права на компенсацию» весьма близки и понятны российской интеллигенции
не только в связи с судьбой прибалтийских стран – членов бывшего СССР,
но и как источник возможных проблем вокруг Калининградской области и Карельского
перешейка, несмотря на существование договора, признающего сегодняшние
границы в Европе окончательными. Людьми решённое, ими же может затем и
пересматриваться.
Для российских интеллигентов важна
проблема воспитания молодого поколения, способного сочетать высокое личное
образование и чувство принадлежности к миру 21го века с уважением и знанием
истории и традиций именно своего народа и ответственностью за его судьбу.
Но ведь именно эти качества и проявили десятки тысяч молодых евреев в живой
цепи, протянувшейся от «Стены плача» в Иерусалиме до Газы в канун «Тейша
бэ Ав» - дня памяти разрушений иудейскоих храмов в Иерусалиме в 587
г. до новой эры и в 70 г. новой эры.
Заметим в заключение, что при
очевидных проявлениях дружеских по отношению к Израилю настрояний, печально
неуместным представляется тот факт, что городом – побратимом Санкт-Петербурга
является под-арафатовский Бетлехем. Хотелось бы надеяться, что вместо этого
странного сочетания возникнет вполне возможное, как утверждают ответственные
лица, побратимство Санкт-Петербурга с Иерусалимом. Заинтересованные в этом
есть, несомненно, и с той, и с другой стороны.
Сказанное не означает, однако,
предчувствия скорого изменения позиции России в её анти- израильских голосованиях
в ООН и Совете Безопасности. Последние определяются явно иными соображениями,
нежели те, что обсуждались с коллегами по Союзу Учёных.
Мирон Я. Амусья, профессор физики,
Санкт -Петербург