Материал сайта www.evrey.com
(5.11-04) В последующие после выборов сутки в Израиле большое внимание уделяется тем или иным
комментариям в связи с победой Джорджа Буша на выборах.
Одной из тем таких комментариев стало голосование американских евреев на прошедших выборах. По
предварительным данным, за президента Буша проголосовало примерно 30 процентов американских евреев.
И, соответственно, около 70% евреев, чья избирательная активность традиционно весьма высока, не
поленились отстоять длинную очередь у избирательного участка, чтобы проголосовать за противника Буша –
Керри.
Следует отметить, что 30% голосовавших за Буша евреев, это примерно 50%-ное увеличение числа
проголосовавших за Буша евреев , по сравнению с предыдущими выборами, когда голоса ему отдало примерно
20 % таковых.
Комментарий
Выступая с "речью победителя" перед своими сторонниками в Вашингтоне, избранный на второй срок
президент Буш представил собравшимся тех людей, которые помогли ему выстоять в напряженной борьбе.
Надо отметить, что подобные слова достаточно традиционны как для победителя, так и для побежденного
кандидата в президенты США для политической культуры Америки.
Тем не менее, особая теплота, особый акцент, с которым Буш представил присутствующим его семью, -
"любовь всей моей жизни" – жену Лору, а также братьев и сестер, - трудно передаваемая в словесном
изложении , но хорошо просматривающаяся во время телетрансляции теплая, глубокая эмоциональная связь
избранного президента с его близкими – все это послужило очень хорошим фоном для достаточно необычного
в устах американского политика, президента США о том, как важны в нынешней ситуации "семейные и
религиозные ценности". И что он, как президент США, намерен и дальше эти ценности защищать и укреплять.
Подобные заявления, - о значимости семейных и религиозных ценностей более свойственны речи
религиозного проповедника, чем политика. И в речи победителя наличие подобного заявления говорит весьма
о многом. Еще одно характерное для Буша замечание:
Основа моего успеха – то место, откуда я пришел в большую политику; то место, куда я вернусь, и где мне
всегда будут рады – это Техас.
Таким образом , президент счел в самый высокий момент своего успеха правильным упомянуть о своих
семейных, религиозных и политических корнях. Что создало весьма позитивную и можно даже сказать, очень
добрую атмосферу, которая передалась даже тем, кто наблюдал его выступление по ТВ (что не часто случается
во время выступления современных политиков).
Мы не случайно, говоря о еврейском голосовании в США, затронули тему благодарности, проявленной Бушем
по отношению к тем, кто ему помог и тему отношения Буша к семейным и религиозным ценностям. Судя по
всему, эти две ипостаси весьма тесно связаны между собой, - человек, имеющий религиозные ценности и
чтящий семью, способен на искренне, глубокое проявление чувства благодарности и преданности своим
близким и тем, кто ему помогает.
Человек же, для которого семейные ценности, так же как религиозные, представляют абстрактные понятия,
скорей всего в решающий момент затруднится найти в себе необходимую душевную теплоту и решимость
действовать на пользу тому, кто ему помог, и тому, кто испытывает к нему симпатию; тому, кто его любит;
тому кто находится рядом с ним.
Мы вполне можем допустить, что среди американцев-неевреев могли быть те или иные колебания или
сомнения по поводу их отношения к тому, что было сделано (или не сделано) президентом США Бушем в свою
предыдущую каденцию.
В данной конкретной ситуации Бушу противостоял не некий идеальный, с точки зрения евреев, лидер,
превосходящий Буша в своей симпатии к Израилю, евреям, в своих доказанных дружеских действиях по
отношению к еврейскому народу, а нынешний кандидат от демократов. В такой ситуации у евреев Америки, с
моральной точки зрения (вспомним упомянутое нами понятие благодарности) попросту не было никакого
иного выхода, кроме голосования за Буша.
Буш - это человек, уничтоживший один за другим два режима, смертельно враждебных Израилю (пусть даже
исходя исключительно из интересов США, как он их понимает) человек, на фоне всех международных
политиков проявивший небывалую решимость в борьбе с исламским террором; человек, отказавшийся
принимать Арафата в Белом доме.
Именно Буш выдвинул политический план урегулирования "Дорожная карта", который мы считаем абсолютно
неприемлемым, но который, тем не менее, как день и ночь, отличается от того плана, что пытались навязать
Израилю Клинтон и Барак, планировавшие создание палестинского государства с отчуждением Храмовой
горы, Восточного Иерусалима, всех территорий Иудеи, Самарии и Газы, планировавшие ведение переговоров
с террористами под огнем начавшейся уже интифады.
И вот этот человек, после всего того, что он сделал полезного, а иногда и спасительного для Израиля и евреев,
не получил поголовного участия в голосовании евреев, поголовной мобилизации голосующих в свою пользу
евреев.
Добавим к вышеперечисленному, что на голосованиях в Совете Безопасности ООН (при всем нашем
равнодушии к решениям этой "объективной" международной организации, но тем не менее), за все время
каденции Буша США ни разу не предали Израиль и неизменно блокировали все антиизраильские резолюции.
Позиция президента Буша по отношению к так. наз. "Суду в Гааге" может являться примером для Израиля.
При первой же попытке гаагского трибунала "судить американских солдат" действовавших за пределами США,
Буш отказался от всякого сотрудничества с этой организацией и заявил, что "никто не будет судить
американских солдат, выполняющих свой долг по защите Америки и свободы". (Отметим при этом, что
Израиль, в отличие от США, послал своих представителей в гаагский трибунал для оправдания).
Невозможно себе представить, и мы не верим в то, что подобные действия еврейской общины в США
порождены злым умыслом, малейшим желанием навредить Израилю или еврейству во всем мире.
Те, кто не почувствовали потребности помочь этому политику, который, мягко говоря, заслужил всемерной
помощи евреев, - не злодеи. Просто эти люди в моральном отношении слепы. Под моральной слепотой мы
подразумеваем отсутствие моральных инструментов, вплоть до отсутствия интуитивных позывов, которые
необходимы для осуществления в решающий момент духовно точного выбора, а следовательно, и для
совершения соответственного поступка.
Когда мы пишем о том, как проголосовало американское еврейство на последних выборах, нами движет не
гнев, а скорее изумление, жалость и сострадание к этим людям, к тем, кто счет возможным в данной ситуации
проголосовать за Керри. Произошедшее является лакмусовой бумажкой морального и духовного состояния той
части еврейства, которая живет в отрыве от своего, говоря словами президента Буша, "Техаса".
Понятно, что в случае с евреями - это не Техас, а глубочайшие духовные ценности, данные евреям Всевышним
– Тора, и связанная с ней еврейская традиция. Вызывающая изумление духовная слепота евреев, не
обремененных еврейством и его духовным багажом, не только в США, но и в Израиле определяет доходящие
до нелепости, вредящие самим евреям, их действия и поступки.
Перспективы
В наших комментариях мы намеренно не упомянули одну, весьма существенную деталь. А именно, тот
факт, что 90% ортодоксальных религиозных евреев ("харедим" и т. наз. "модерн" ортодоксов) США
проголосовало на нынешних выборах за Буша. При этом, внутри этой группы проголосовало за Буша прим.
95% "харедим" и прим. 85% "модерн" ортодоксов. Последних, в применении к израильской шкале можно
соотнести с национально–религиозным течением ("вязаные кипы").
Из данного факта вытекает сразу несколько выводов. Наличие гомогенной страты среди евреев, отдавших свои
голоса Бушу, означает, что реальный процент голосования за Буша среди евреев, представляющих другие
направления и общественные движения - то есть среди реформистов, консерваторов и так. наз. "хилоним"
(светских евреев) процент голосования за Буша был еще более низок, чем общая цифра в 30%, и составлял
прим. 15-17% от всего еврейского населения США.
Подобное голосование американского еврейства , безусловно, является плевком в лицо Бушу со стороны
американских евреев. И есть большие шансы, на то, что президент Буш попросту обидится. И в этом случае
контур его действий по отношению к евреям и Израилю может в той или иной степени измениться.
Тем не менее, можно предположить, что движимый прежде всего соображениями пользы для своей страны,
ради которой Буш, будучи глубоко верующим человеком, осознающим в той или иной степени религиозную и
историческую миссию евреев и Израиля и важности для его страны "поддерживать народ Всевышнего", не
поддастся понятным человеческим чувствам, и базисные принципы его отношения к Израилю и евреям
поэтому не будут затронуты.
Второй вывод, вытекающий из упомянутого нами выше факта, состоит в том, что голосование ортодоксальных
евреев США (если информация о таком голосовании достигнет ушей президента США) возможно поможет
президенту понять, что при всем том глубоком расколе и в различии в подходе к базовым ценностям
американского светского и околосветского еврейства - и еврейства ортодоксально-религиозного, Буш имеет
глубочайшую и прочную поддержку среди евреев, не порвавших связи со своими истоками, со своей религией,
и со своими моральными ценностями.
В этом случае, президент, возможно, получит больше инструментов для положительного воздействия на ход
событий. В частности, сможет более умно и более эффективно, более правильно относиться к израильской
реальности.
В значительной степени электоральные проблемы президента Буша, возникшие на последнем этапе перед
выборами, когда его популярность упала настолько, что едва ли не сравнялась с популярностью Керри,
объясняется тем, что в последние время – примерно 1,5 года перед выборами, президент Буш дал внутри себя
победить "внутреннему Керри", делая противоречащие его собственным предыдущим шагам и словам
заявления о "необходимости нахождения общего языка с исламом", "возможном признании палестинского
государства", желательности сворачивания поселений в рамках одностороннего отделения, и т.д.
Этих моментов внутренних колебаний и слабости можно было бы избежать, если бы президент внимательно
прислушивался к аргументам и поведению сторон, противостоящих в последнее время друг другу внутри
Израиля, где сторонники еврейских традиций, Торы, осознающие связь еврейского народа и земли Израиля,
пытаются противостоять безответственным политическим шагам светских "еврейских либералов",
допускающих беззастенчивые политические манипуляции с теми ценностями, с которыми манипулировать
нельзя ни при каких обстоятельствах.
Думается, что подобные мировоззренческие различия были бы понятны и хорошо знакомы Бушу.