Визит высокопоставленного западного политика занимает день-два, в течение которых он пытается найти решение многолетних конфликтов на национальной, религиозной, племенной почве или в сочетании этих составляющих. Пришло время лидерам Запада понять, что это не работает
В выступлении перед американскими дипломатами госсекретарь Джон Керри создал новое государство - Кирзахстан. Как видно, он запутался между Киргизстаном и Казахстаном. Этот ляп вновь доказывает, что ключевые посты в американской администрации занимаются не на основании опыта кандидатов, их способностей, знания будущей арены работы, соответствия должности, а по связям. С президентом, разумеется.
Новый гос.секретарь без опыта во внешней политике должен за короткое время изучить почти 200 стран: их историю, культуру, руководителей, политиков, правителей. И конфликты, в которых они замешаны. У него нет "100 дней милосердия" или "курса молодого бойца". Неизбежное следствие - поверхностность, посредственность и ошибки, вроде сделанной Керри или худшие.
Новый гос.секретарь приводит на высокопоставленные должности в гос.департаменте своих друзей, которые, как правило, не знакомы с международной ареной - примерно, как он. В гос.департаменте есть ядро постоянных профессиональных работников, но они не всегда находятся в фокусе политической деятельности, находящемся на оси между Белым домом и гос.секретарем.
Ближний Восток - это одна из самых трудных для понимания американцев вещей, потому что гражданская американская культура основывается на индивидуализме и она, как далек Запад от Востока, далека от племенной, этнической, религиозной и общинной культуры, характеризующей Ближний Восток. Поэтому американцы обычно смотрят на Ближний Восток через очки американской культуры и спрашивают: "What's wrong with those people?"
Провал визитов западных лидеров - из Америки и Европы - следует из непонимания ближневосточной культуры, особой чувствительности и того, как воспринимаются вещи при взгляде отсюда.
Например, программа визита не может включать все страны региона. Поэтому всегда будет обиженный оттого, что он и его страна не были включены в план. Извинения не устраняют ощущение такого обиженного руководителя, что им пренебрегают, и в будущем он изыщет возможность отомстить западному лидеру за нанесенное ему личное оскорбление, когда тот посетил других, но не его.
В дополнение к этому, визитер желает встретиться не только с представителями власти, но и с оппозицией. Это принято в США и Европе, но не на Ближнем Востоке. Хоть западный визитер пытается вмешиваться во внутренние дела посещаемого им государства только с целью поиска компромисса между властью и оппозицией, но на Ближнем Востоке такое вмешательство воспринимается самым отрицательным образом. Согласно региональной традиции, посредник находится в статусе арбитра - так как же может чужеземец, не знакомый с культурой Ближнего Востока, быть судьей? Пример этого - визит Барака Обамы в Египте. В июне 2009г. президент Обама посетил Египет в качестве гостя Мубарака, но встретился и с его противниками из "братьев-мусульман". Эта встреча явилась ножом в спину Мубарака. Она унизила его и он обиделся до глубины души. Это настоящая причина его отсутствия при произнесении Обамой речи-обращения к исламской нации. Та встреча подбодрила "братьев-мусульман" и очень усилила их. До сегодняшнего дня противники "братьев-мусульман" обвиняют Обаму в успехе последних установить свою власть над страной.
Гость с Запада обычно устраивает пресс-конференцию, совместную с принимающей стороной - президентом или премьер-министром. Во время пресс-конференции он выражает поддержку принимавшего его лидера, дружеские чувства к нему. На Западе, где руководители легитимны в глазах общества, слова визитера воспринимаются общественностью как поддержка страны и знак дружбы. Во многих государствах Ближнего Востока, в которых власти воспринимаются как нелегитимные, гость с Запада, поддерживающий правителя и говорящий о дружбе с ним, воспринимается населением как враг и соучастник угнетения, от которого население страдает.
Кто нежелателен здесь
Визитер любит предлагать решения региональных конфликтов - но эти "решения" обычно посредственные и не доходят до корней конфликтов. Вследствие этого "решения" вызывают противодействие и даже ненависть к тому, кто стоял за ними. Самый выдающийся пример - решение, основывающееся на деньгах - денежные подарки поощряют властную коррупцию и вызывают ненависть к визитеру, поощряющему коррупцию.
Западный визитер ведет себя согласно этическим правилам, принятым в его стране, в основном, в том, что касается отношения к женщинам. Женщины на высокопоставленных должностях - Мадлен Олбрайт, Кондолиза Райс, Кэтрин Эштон - воспринимаются на Западе, как равные мужчинам. Но на Ближнем Востоке не принято, чтобы женщина занимала более высокопоставленную позицию, чем мужчина, даже если она представляет другую страну. Самым явным примером была Кондолиза Райс, явившаяся крупным цивилизационным вызовом представителям Ближнего Востока. Они были вынуждены относиться к ней, как к обладающей властными полномочиями, хоть она женщина, незамужняя и африканского происхождения. Эти 3 составляющие - особенно негритянское происхождение - вызвали у многих ближневосточных лидеров сильное отторжение.
И президент Обама является непростым цивилизационным вызовом для региона: чернокожий африканского происхождения называется по арабски "абд" (т.е. раб), и многие поражаются, как человек такого происхождения осмеливается говорить арабам, персам или туркам что делать, а что не делать. Если добавить к этому утверждение, что он или его отец оставили ислам - а согласно исламу, за это полагается смертная казнь - то многие задаются в своем сердце вопросом: "Как вообще такой человек осмелился прибыть к нам в качестве главы государства?" Это не говорится громко, но это чувствуют многие - очень многие в регионе.
Есть еще один стандартный провал в визитах западных лидеров на Ближнем Востоке: они, как правило, говорят на европейских языках - английском и французском, которые были языками колониализма. Поэтому публичные заявления западными посетителями на этих языках идентифицируют их с чужеземными, высокомерными, унижающими и эксплуатирующими колониалистами, а стало быть, ненавистными и отталкивающими. Кроме этого, так как религиозные соображения играют в регионе ключевую роль, то у руководителей стран, в которых религия отделена от государства и является частным делом гражданина, нет важного элемента для понимания ближневосточной культуры.
К визиту высокопоставленного гостя с Запада есть много заинтересованных организовать "торжественную встречу" в виде теракта, в основном, чтобы показать, "кто в доме хозяин". Это особенно выделялось в Ираке после 2003г. и во время 2-й интифады. Вследствие этого, к сожалению, можно с большой достоверностью сказать, что визиты западных лидеров приводят к кровопролитию на Ближнем Востоке.
(прим.перев. - можно добавить, что практически всегда перед визитом высокопоставленной американской делегации арабы устраивают теракт или обстрел - в надежде, что буквально накануне визита Израиль не отреагирует. Так что жертвы этих терактов - на совести "миротворцев")
Визит высокопоставленного западного политика занимает день-два, в течение которых он пытается найти решение многолетних конфликтов на национальной, религиозной, племенной почве или в сочетании этих составляющих.
Приготовьте домашние задания
Отсюда следует вывод, что руководителям и высокопоставленным чиновникам с Запада предпочтительнее воздержаться от визитов в регион. Эти визиты углубляют старые проблемы и создают новые, а шансы, что они принесут положительные плоды или дадут настоящее решение какой-либо проблемы, - очень низки.
Предпочтительнее вести тайную закулисную дипломатию, с минимальным присутствием на местности. Можно помогать главам государств, политикам и организациям издалека; вместо публичных поспешных визитов пришло время западным лидерам понять, что ближневосточная культура отличается от европейской и американской. У жителей Ближнего Востока есть абсолютно отличающиеся от западных историческая память, шкала ценностей и порядок предпочтений. Статус своей группы - этнической, племенной, религиозной и общинной - гораздо важнее, чем статус параллельной группы на Западе.
На Ближнем Востоке невозможно реализовать решения, сшитые по цивилизационным меркам Европы или Америки. Визиты руководителей являются важной частью политической культуры на Западе, но абсолютно иначе воспринимаются на Востоке. Поэтому важно, чтобы мировые лидеры поняли, что их визиты в регион бесполезны и не могут принести предполагаемые результаты.
Мои слова относятся и к Израилю, потому что наша страна пытается найти свой путь в здешней среде - ближневосточном тупике. Чтобы проиллюстрировать утверждение, что визиты американских и европейских президентов и премьер-министров в Израиль не приносят положительных результатов, достаточно вспомнить президента Клинтона, чьи визиты подтолкнули наших руководителей подписать ословские соглашения. Затем они привели к усилению Хамаса и захвату им власти в Газе.
Намечающийся визит Обамы в регион может подобным же образом подтолкнуть Израиль согласиться на создание еще одного террористического государства, на этот раз - в Иудее и Самарии - ведь никто в мире, включая Обаму, не может гарантировать, что со временем Хамас не установит свою власть в этих районах, если ЦАХАЛ выйдет оттуда и там будет создано арабское государство.
Так же, как врач должен учиться, по крайней мере, 10 лет до того, как начнет оперировать пациентов, как инженер долго учится перед тем, как начать проектировать мост, так же политик должен основательно изучить Ближний Восток, его историю, культуру перед тем, как нанесет первый визит. Любому западному лидеру стоит поучиться на 1-ю академическую степень по истории и культуре Ближнего Востока до того, как он попытается искать чудодейственные решения для региона.
Беды Ближнего Востока и кровавая баня в Сирии доказывают это самым ужасным образом, следующим из попытки распространить на Ближний Восток политическую культуру других обществ. Пришло время, чтобы мир перестал заниматься этим и начал относиться к Ближнему Востоку так, как он есть, а не как он выглядит в мечтах западных лидеров, приезжающих сюда на пару дней.
("Макор ришон" 8.03.13)
Перевел Моше Борухович
МАОФ