В узком переулке Лондона останавливаются два идущих навстречу автомобиля. Никто не хочет уступить дорогу. Шофер одной из машин демонстративно достает "The Guardian" и начинает читать. Через час второй шофер вежливо обращается к нему: "Как только вы дочитаете, сэр, одолжите, пожалуйста, газету мне". На следующий день в конкурирующей "The Sunday Times" появилась фотография обоих водителей с подписью: "Не напоминают ли вам эти джентльмены Биньямина Нетаниягу и Махмуда Аббаса?" Вечером группа лиц явно не джентльменского вида смывала краску с фасада здания по Кутузовскому проспекту, 13 в Москве, обезображенного надписью: "Джон Керри "The Telegraph" не читает".
(Английский юмор)
Чем отличается юмор от политики? Юмор подпитывается жизнью, а политика - юмором. Самый злободневный вопрос, который на протяжении веков не дает спокойно спать человечеству: "Кто управляет миром?" Ответ заранее известен. Причем независимо от категории отвечающих. Тут, как говорится, полный консенсус. Поэтому социологи и не включают его в свои опросы. И напрасно. Впрочем, это вопрос не социологический, а скорее философский. Потому что миром управляет Б-г. Да, Тот самый, Который на Небесах. А на Земле Он передал эту функцию... деньгам. У кого деньги, тот и управляет. И чем их больше, тем лучше. Для тех, естественно, кто управляет.
А у кого деньги? Вот вы и заулыбались, еще раз подтвердив, что политика - ни что иное, как сплошной юмор. Те, о ком вы подумали, контролируют лишь три процента мировых финансовых потоков. Тоже немало, но не идет ни в какое сравнение с пятнадцатью процентами, приходящимися на исламские банки. Исследование профессора британского Редингского университета Фолькера Ньюхауса показывает, что еще каких-то десять-пятнадцать лет назад на европейском континенте работал только один коммерческий исламский банк - "Dubai Islamic Bank". Теперь в одной лишь Англии их свыше двадцати. Они не просто подвинули такие финансовые конгломераты, как Barclays, Merrill Lynch, Deutsche Bank, Credit Suisse Group, GP Morgan, а фактически слились с ними, поскольку в глобальной экономике больше нет монополий без перекрестного владения денежной массой. К тому же только сотрудничество с исламскими банками дает возможность работать с мусульманскими странами.
Так наличность подменила личность. Поэтому нынче гораздо актуальней другой вопрос: кто - кому? Ведь чем дальше политика от экономики, тем ближе их общий коллапс. Следовательно, кто бы о чем ни говорил, речь всегда о деньгах. Они - кровеносные сосуды государства. И хворост войны. Это понимает даже Джон Керри, который отложил свое очередное ближневосточное турне. По "объективным", как сообщила его пресс-служба, причинам. Если исходить из политики, которая почти юмор, то госсекретарю понадобился этот тайм-аут, чтобы провести внутричерепную разведку Абу-Мазена. То ли тот, отказавшись от четырех миллиардов, махмудку валяет, набивая тем самым цену, то ли нашел новые источники финансирования, о которых и ЦРУ не знает.
Правда, то, чего не знает госсекретарь, знает любой израильтянин, читающий "Едиот Ахронот". Ее корреспондент Акива Новик самым бессовестным образом посрамил ЦРУ, добыв сверхсекретный "план Файяда". Над этим планом недавно изгнанный взашей бывший премьер автономии работал без малого десять лет. И в общем-то преуспел. Макеты шести новых городов, двух аэропортов (один из них должен украсить Восточный Иерусалим), университета, центра высоких технологий и дюжины здравниц на берегу Мертвого моря производят столь неизгладимое впечатление на многочисленных титулованных гостей Рамаллы, что они готовы тут же широко раскрыть казенные кошельки. И даже закрыть глаза на то, что строительство планируется вести на территории, полностью подконтрольной Израилю.
Европейцам настолько понравилась эта идея, что они, не откладывая, приступили к финансированию ряда проектов. Причем основное бремя расходов взяла на себя Германия. Тактика "палестинцев" с виду прямолинейная, но вполне эффективная. Сначала они подают заявку, заранее зная, что получат отказ. После этого пишут жалобы во все инстанции, создавая соответствующее общественное мнение. И, наконец, начинают шантажировать Керри, выдвигая в качестве ультиматума "условия для начала переговоров". В числе этих условий в обязательном порядке - "шаги по укреплению доверия" или проявление "жестов доброй воли". В итоге диалог подменяется"шагами", под которыми подразумеваются исключительно уступки и ничего больше. На худой конец "волей" в виде добровольно надетых наручников. Пока израильтяне замораживают строительство, арабы, наоборот, резко увеличивают его темпы. Чтобы потом узаконить и преподнести как свершившийся факт.
Вернейший способ быть обманутым - делать вид, что обманул ты, а не тебя. Как Биньямин Нетаниягу. Несколько месяцев назад, выступая на конференции Института стратегических исследований имени Бегина и Садата, он заявил, что арабы, называющие себя палестинцами, не добьются независимости, пока не признают еврейского характера государства Израиль, не откажутся от территориальных и прочих претензий и не прекратят враждебных действий, угрожающих безопасности страны. Эти три основополагающих принципа, по существу, хоронят все усилия Джона Керри и его европейских подпевал. Потому что, во-первых, арабы никогда не признавали и не признают не только "еврейский" Израиль, но и само его право на существование. О чем напоминают все еще не отмененные параграфы "национальной палестинской хартии", призывающей к уничтожению "сионистского образования". Этого вполне достаточно для того, чтобы посадить аббасовскую камарилью если не за решетку, то в пломбированный самолет, отлетающий в Тунис.
Во-вторых, арабы никогда не откажутся ни от территориальных, ни от любых иных претензий. Они не ужмутся на двух крохотных пятачках, превратив их в плацдармы для бесконечных атак. А их подельники внутри самого Израиля будут требовать предоставления собственной автономии. Что мы уже и наблюдаем. Джамаль Захалка активно продвигает законопроект о "культурной и социальной автономии", не скрывая того, что в перспективе речь пойдет и о "политической независимости". И, наконец, в-третьих, арабы никогда не отрекутся от террора, который стал чуть ли не их национальным достоянием. Автономия молит мир о финансовой помощи, но тратит деньги не на развитие экономики, а на пропаганду террора, укрепление террористической инфраструктуры и выплату пособий семьям террористов. И при этом у Абу-Мазена хватает наглости требовать выпустить из израильских тюрем тех, кто отбывает пожизненные сроки заключения за организацию терактов.
Впрочем, Израиль сам до сих пор не определил для себя, что подразумевается под террором. Посему и не выработал мер, как с ним бороться. Комиссия по законодательству только намеревается вынести на рассмотрение Кнессета соответствующий законопроект. Как это ни странно, подобного закона вообще не существовало. Законодательство основывалось на "Инструкциях по чрезвычайным ситуациям", утвержденным еще при Британском мандате. Отсюда и постоянная путаница. Судьи не могут договориться, к какой категории отнести то или иное преступление, кого считать террористом, как квалифицировать торговцев оружием, инструкторов, изготовителей взрывчатки, пособников? Поэтому те, кто должны сидеть, разгуливают на свободе, а с "шахида без головы" какой спрос?
Управляющий миром Б-г, похоже, тоже не лишен чувства юмора. Иначе не допустил бы такой градации, когда одни рождаются великими, другие невесть какими путями достигают величия, а третьи и вовсе в силу полной профнепригодности нанимают политтехнологов. И все дружно держатся за руль. Чтобы не упасть. Если вам кажется, что политики вас постоянно обманывают, не сомневайтесь - вам не кажется. Министр юстиции Ципи Ливни, отвечающая за разговоры о переговорах, заявила недавно о готовности Израиля отказаться от тезиса "еврейский характер государства". Израильские газеты, сообщившие эту новость, поспешили уточнить, что "позиция Ливни не совпадает с позицией Биньямина Нетаниягу". Что сказал народ, и сказал ли что-то, не знаю. В газетах об этом не написано.
Зато написано, что сказал замминистра обороны Дани Данон в интервью "Times of Israel". В частности, приводится такая вот его цитата: «Правительство выступает против принципа "два государства - для двух народов" и заблокирует любую инициативу по созданию палестинского государства, если дело дойдет до голосования». Примерно то же самое неоднократно говорил и Авигдор Либерман. Нетаниягу, как правило, подобные высказывания не комментирует. И правильно делает. С одной стороны, излишняя болтливость принесет больше ущерба, чем пользы, а с другой - он не видит вреда в "кусачих овцах". Весь юмор в том, что и Ципи Ливни, и Дани Данон могут говорить как по велению сердца, так и по заданию партии. Они в отличие от Нетаниягу не ощущают разницы между словами "горе" и "беда". А для премьера, если Джон Керри пойдет по Стене Плача, приняв ее за Стену безопасности, и, не дай Б-г, упадет - это горе. А беда - если он вообще по ней не пойдет.
Во времена дедушки Керри, который, говорят, вроде как из евреев, "челночная" дипломатия была и проще, и результативней. Когда у какого-нибудь Абрашки приходило время женить сына, озабоченный отец предлагал ему знакомство с хорошей девушкой. Но и в те времена начинающейся акселерации дети уже считали, что они сами с усами, и от услуг ничего не понимающих "предков" старались культурно отказаться. Что оставалось бедному Абрашке, как не пойти на хитрость.
- Не хочу настаивать, но, думаю, тебе бы подошла дочь Рокфеллера.
- Да, но я ей не подхожу.
- Это мы уладим.
Отец звонит Рокфеллеру:
- У меня есть прекрасный жених для вашей дочери.
- Спасибо,- отвечает Рокфеллер. - Только должен вас разочаровать. Она слишком молода для замужества.
- А если жених - сын без пяти минут президента Всемирного банка?
- Тогда другое дело.
Через минуту довольный Абрашка звонит президенту Всемирного банка:
- У меня есть замечательная кандидатура на должность вашего заместителя.
- Спасибо, их и так больше, чем нужно.
- Но никто из них не может похвастаться, что он жених дочери Рокфеллера.
Это, конечно, анекдот. Но не анекдот ли и то, что все без исключения "челночники" пытаются выдать за государственную границу линию прекращения огня, установленную в 1949 году? Восемнадцать лет спустя эта линия претерпела заметные изменения. Передвинется она и в следующей войне, к которой в конце концов приведут нынешние псевдодипоматические усилия. Кому-то, может быть, и тошно зрелище, когда еврейский ботинок переступает "зеленую черту". Но ведь никто не заикался о незаконности израильского суверенитета в Иудее, Самарии и Газе, настаивая на предоставлении "палестинцам" автономии. Ни словом не обмолвлено об этом и в Ословских соглашениях.
Если Б-г хочет кого-то наказать, то лишает его... чувства юмора. Поэтому часто сквозь видимый миру смех льются невидимые миру слезы.