Два с половиной года прошли с начала "арабской весны", и в сердце закрадывается опасение, что самая интересная часть этой весны еще впереди. Мубарак сброшен, Каддафи убит, но еще ничего не случилось. То, что виделось вначале здоровой демократической встряской, постепенно превратилось в тектоническое землетрясение. Весь Ближний Восток дрожит. Вегетерианские демонстрации на площади Тахрир 2011 года дошли до масштабов тотальной мусульманской войны, все против всех.
Даже страны, вроде бы уже прошедшие болезненную операцию, продолжают страдать. Мохаммед Мурси затрудняется взять бразды Египта, а в Ливии ведется межплеменная война, угрожающая расколоть ее на 3 части. Ирак разваливается на наших глазах - он вновь является крупным производителем взрывающихся автомашин. Дремавшие сепаратистские течения вырываются из-под земли с мощью, которую не видели со времен распада Османской империи. В Йемене и Сомали царит полная анархия - и мы еще ничего не сказали о сирийской бойне. Лужи крови оттуда просочились на этой неделе в Ливан. Сотни тысяч сирийских беженцев затопили Иорданию и катят капли пота по лбу тамошнего короля Абдаллы.
У него есть причины для беспокойства. И у нас. Если Иордания переживет весеннюю встряску - а по всем признакам это произойдет в течение одной-двух зим - у нас не останется ни одного союзника от моста Алленби (прим.перев. - т.е. от реки Иордан) до Индии. Фотографии Хаменаи и Рехани заполнят весь восточный берег Иордана.
Что мы можем сделать? Свернуться в клубок в центре бури и терпеливо ждать прояснения ситуации. Мы должны быть полными идиотами, чтобы послушаться американцев и именно сейчас начать переговоры с соседями о долговременном соглашении - и даже о кратковременном. Даже если Абу-Мазен вдруг превратится в друга Израиля, его обязательства ничего не будут стоить, потому что все окружение горит и все базовые предпосылки изменяются с сегодня на завтра. Израильское отступление к линиям 1967г., когда большинство соседних стран проходят основательную встряску, будет печальным историческим анекдотом. В сущности, уже сейчас ясно, что у Джона Керри проблемное чувство юмора.
("Макор ришон" 28.06.13)
Перевел Моше Борухович
МАОФ