Невозможно спорить о тяжелой египетской действительности времен власти "братьев-мусульман": растущая преступность, безработица, финансовый крах. Но когда второй раз за два с половиной года топлы демонстрантов силой сваливают власть, сомнительно, что кто-нибудь удержит бразды правления
"Я иду 2 часа пешком с площади домой и не могу стереть улыбку с лица", - рассказывает Юсуп Хамди из Каира и радость слышится в его голосе. - "Не каждому выпадает возможность взять свою судьбу в руки. Не каждый может сбросить деспотичный режим, чтобы обеспечить себе, своим детям и внукам лучшее будущее", - говорит он.
Действия египетского военного министра впрыснули радость в вены Хамди и других противников режима. Отстранение президента Мурси и принятие требований народа - о чем еще демонстранты могли мечтать? "Армия вновь доказала нам, что является частью народа", - продолжает Хамди. - "Вертолеты с египетскими флагами, кружившие над нашими головами, - это было высшее счастье. Наши ноги стояли на земле, но сердце было с ними в небе, заполнившемся радостным фейерверком. Высший военный совет спас нас, вернул Египет из морга. Это здравая сила в стране, понимающая, что невозможно игнорировать миллионы, вышедшие на улицу с требованиями перемен. Когда во главе государства президент-дурак, избранный на сфальсифицированных выборах, нужен кто-то, кто наведет порядок".
Руководство президента Мохаммеда Мурси вернуло граждан Египта в недалекое прошлое - два с половиной года назад. И тогда миллионные демонстрации призывали президента подать в отставку. Телефонные звонки Обамы в президентский дворец, задействование давления и мускулы армии вынудили тогдашнего президента Мубарака произнести драматическую речь. Толпы ждали на площадях в надежде, что он объявит о своем уходе - они услышали президента, правившего более 30 лет, виляющим, но не "поставляющим товар". Мурси не научился на ошибках своего предшественника и выставил себя в качестве единственного выбора народа. "Мы должны избрать: или идти по пути конституции и уважать ее ради будущего наших детей - или направиться в темный тоннель, при этом мы не знаем, что ждет в конце". Мурси призвал своих сторонников выйти на уличную войну.
"Он слышался как Хусни Мубарак в последние дни его власти, как Каддафи и Башар Асад", - сказал в сети "аль-Джазира" представитель движения "аль-Тамаруд", организовавшего демонстрации. - "Он бешеный, опьяненный властью и силой. Он не видит реальность и толкает Египет в гражданскую войну".
Цифры говорят сами за себя
Мунир Махмуд, труженик СМИ днем и демонстрант вечером, смеется, когда слышит утверждения о том, что свержение Мурси - это удар по стабильности власти. "О какой стабильности говорят "братья-мусульмане"? Видно, мир был занят другими делами и поэтому не понимает, что творилось в последний год под их властью. Мир не понимает, что в сегодняшнем Египте после наступления темноты не выходят на улицы из-за опасения столкнуться с уличными бандитами. Надо ходить с небольшой суммой денег в кармане, чтобы дать грабителю, угрожающему дубинкой, ножем или пистолетом. Если хотите найти машину после парковки, надо парковаться только на стоянках с охранником при въезде.
В последнем году, прошедшем под властью "братьев-мусульман", средний египтянин каждый день должен был радоваться, что у него есть работа, и надеяться, что не войдет в увеличивающееся число безработных, при этом хорошая работа предоставлялась только приближенным к "братьям-мусульманам". Капиталовкладчики бежали за границу, предприятия, обложенные увеличенными Мурси налогами, закрывались, оставляя новых безработных, а их детей голодными. Это стабильность "братьев-мусульман". Стабильность, при которой они прибирали к рукам Египет и стаскивали его все ниже и ниже".
Туризм - центральная отрасль египетской экономики - приносившая 11% ВНП и 2,8 миллиона рабочих мест, агонизировала в последний год. Несмотря на обвинительные персты в сторону власти, и оппозоция в немалой степени виновата в этом. Политическая неустойчивость выразилась в 9 тысячах демонстрациях, прошедший за последний год. Насилие и отсутствие личной безопасности привели к тому, что в опубликованном в марте отчете Всемирного экономического форума говорится, что Египет менее безопасная для туристов и бизнесменов страна, чем Пакистан, Йемен и Чад.
"С пересыханием потока туристов иссяк и приток валюты. Поскольку Египет импортирует почти все, то отсутствие валюты очень беспокоит", - говорит Юсуп, владелец мастерской по изготовлению "античной" мебели. Это семейное предприятие вынуждено будет закрыться вследствие экономического кризиса. "Нет смысла в местном производстве. Когда-то Египет экспортировал пшеницу и считался сельскохозяйственной империей. затем туризм был значительной отраслью, позволявшей стране удерживать голову над водой. Сейчас Египет ничего не может предложить, кроме голода, бедности и насилия".
Согласно отчету форума, в декабре 2010г. - конце периода правления Мубарака - валютные запасы Египта составляли 36 миллиардов долларов. В марте 2013г. - только 13,5 миллиардов. 3 миллиарда, одолженные Катаром, и 2 миллиарда, взятые в долг и Ливии, несколько улучшили положение. Нынешняя политуческая ситуация в Египте усиливает экономическую обеспокоенность. Из отчета Всемирного экономического форума: "Без соглашения с Международным валютным фондом и без политической стабильности, которая уменьшит опасения капиталовкладчиков, египетская экономика продолжит кровоточить".
Сбрасывают президентов и остаются голодными
Ашрафу Хосни, уже 2 года безработному экскурсоводу, осточертело говорить о печальной ситуации. "После десятков лет работы с туристами со всего мира, в течение которых я рассказывал об истории страны, сейчас я могу рассказать только о разрушении истории, разрушении, принесенном нам "братьями-мусульманами", о переписывании истории именем религии. Они думали, что, запрыгнув на трон власти, они могут учить египетский народ, чьи корни гораздо древнее ислама, что такое Египет.
Они использовали бедных и несчастных, чтобы хитростью захватить власть именем фальшивой демократии. Сейчас они падут под ноги молодых и пожилых, шагающих по улицам ради страны, ради будущего египетского народа".
С безработицей пришли и болезни. "Я диабетик. Большую часть времени я дома, читаю книги по истории, которую я так люблю, и думаю сам написать книгу". Он рассказывает, что несмотря на болезнь, он чувствует обязанным выйти на улицу. "Я ходил на демонстрации, так радовался, что у меня поднялся уровень сахара и я был вунужден вернуться домой принять лекарства". Опьянение победой подействовало на меня. Я не могу скрыть радость от падения Мурси и "братьев-мусульман" - липовых религиозных".
Некоторые слышат взмах крыльев истории в воздухе, но другие ощущают только птичий кал, который эта история сбрасывает на них. "Египетский народ в самом деле делает историю. Это единственный народ, каждые 2 года устраивающий революцию", - смеется простой египтянин Омар. Он утверждает, что президенту не дали шанса. "Чего ожидали, что после 30 лет коррупции и топчущейся экономики в течение года Мурси принесет решения всех проблем? Это явный заговор, который приведет Египет к политической, экономической и социальной нестабильности. Армия, действующая под давлением демонстрантов, полностью игнорирует силу исламистов. Мурси был избранным президентом. Даже если через год после избрания он оказался без поддержки большинства народа, все же он был избран. Есть значительная часть египетского общества, которая не примет приговор Высшего военного совета".
Омар говорит, что сам он не голосовал за Мурси год назад. "И во время переворота, отстранившего Мубарака, я думал, что несмотря на преступления, он должен завершить каденцию. Политическая стабильность очень важна, она влияет на все области. Вчера сбросили Мубарака, сегодня Мурси, а завтра - того, кто придет вместо него. Тем временем Египет продолжит жить на улицах и площадях, массы продолжат приходить в экстаз от демонстраций и сваливания правителей. Может, они сильны политически, но им нечего есть".
Джихад именем демократии
Быстрый темп событий, видно, удивил и самих демонстрантов. Менее недели демонстраций привели к падению Мурси, что воспринимается как конец режима "братьев-мусульман". Всего через год после того, как они проложили себе путь к власти, похоже, что их мечта по установлению непрерывной территории под властью движения "братьев-мусульман" от Туниса на западе через Ливию, Египет до Иордании и Сирии - уплывает из их рук. Египет - не только звено в этой цепи, но и центр тяжести и фокус силы.
"Миллионы на площадях Египта хотели, в сущности, сломать самое мощное исламское движение в арабском мире", - говорят комментаторы "аль-Джазиры". По их оценкам, падение режима "братьев-мусульман" втянет Египет в войну. "Если опять припрут к стенке лидеров движения, в течение 30 лет попиравшегося Хосни Мубараком, то кровь прольется на каирских улицах".
Движение "братьев-мусульман", созданное в 1928г. в Египте Хасаном аль-Баной, всегда считалось там "черной овцой". Его лидеры унижались, арестовывались, подвергались пыткам всеми египетскими президентами. Хосни Мубарак называл их презрительными кличками и приказывал держать их в страшных египетских тюрьмах. И Мурси сидел там. Все эти годы лидеры движения верили, что распространение суннитской исламской идеологии приведет к желанному накоплению силы - и это случилось. Они гордились победой на выборах и тем, что движение "братьев-мусульман" действует в 80 странах мира, в том числе странах Запада. Демократия подарила им власть, а сейчас действует против них.
За день до отстранения Мурси призвал Мохаммед аль-Балтаги, высокопоставленный деятель движения "братьев-мусульман", выйти на улицы, устраивать демонстрации и погибать за возвышенную цель. "Мы должны заплатить цену, чтобы защитить революцию, - в том числе цену убитыми", - сказал он и ввел новый термин "джихад именем демократии".
("Макор ришон" 5.07.13)
Перевел Моше Борухович
МАОФ