Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Корреспондент газеты "Макор ришон" отправился побеседовать с людьми, делающими нынешнюю революцою в Египте. Между площадью Тахрир, уже "приобретенной" противниками Мурси, и площадью Насер-сити, занятой "братьями-мусульманами", находится, видимо, средний египетский класс, который боролся за революцию, но не удостоившийся вкусить ее плодов

После торжеств наступила кровавая баня. Народ, который хотел переворот после революции, разобщен. На этот раз разобщен ясно и до конца. Стычки между лагерями привели к большим жертвам, чем бои революции января 2011г. В отличие от той революции, принесшей Египту демократию ровно на год, на этот раз сломан миф об армии, под сенью которой пребывают все. Тайная вражда между армией и партией "братьев-мусульман" - единственной политической силой, сумевшей сорвать плоды революции, инициированной другими, - эта вражда прорвалась наружу в кровавой буре.

Армия явно предпочла один лагерь. После пятничных молитв сторонники Мурси шествовали в сторону здания ТВ и площади Тахрир. В сценарии, напоминавшем похожие события на том же месте - во время революции 2011г. на мосту им. 6 октября - силы безопасности позволили ситуации обостриться. Они вмешались лишь после того, как пали жертвы с двух сторон. Жертвы были от снайперского огня, от ударов металлическими прутьями и от фейерверков, выпущенных в упор. Даже импровизированные щиты, например, из дверей автомашин, не помогали. Лишь тогда армия вмешалась, чтобы защитить противников Мурси. Из окон моей гостиницы для иностранцев все это просматривалось хорошо.

Некоторые из них были подняты на бронетранспортеры - все выло сделано, чтобы придать свержению исламистского президента характер повторяющейся революции. Но революции не повторяются тем же образом и армии не хотят революций. Правила игры и сами игроки в этой стычке очень напоминают происходившее в 2011г. Поменяйте "анти-мубарак" и "про-мубарак" на "про-мурси" и "анти-мурси" и найдете тех же людей. Так что я мог встретить по обе стороны старых знакомых времен "Тахрир", но в новом обличьи.

Как обычно, лучше всех привыкают и приспосабливаются к изменениям профессионалы: представители администрации еще со времен Мубарака, с одной стороны, и члены хорошо смазанного и оплачиваемого аппарата "братьев-мусульман", с другой. В промежутке остались немногие, сменившие лагерь, "фраеры" и настоящие инициаторы обеих революций, платящие цену. Молодые, называемые средним классом.Те, кому обрыдла диктатура Мубарака и осточертела теократия Мурси.

Как тогда и сейчас у них нет шансов стать частью власти, и созданное ими движение "Амаруд", стоявшее за организацией гигантских демонстраций, приведших к падению Мурси, уже заявило, что не принимает "дорожную карту" временного президента Али Мансура и его премьер-министра Хазама аль-Бабалауи.

Халиль, специалист по пиару, с энтузиазмом участвовавший в демонстрациях против Мубарака со своими креативными плакатами на английском, поддерживает сейчас возвращение к нормальной жизни с помощью армии. Мурси явился для него и для его товарищей тяжелой травмой, от которой им нелегко оправиться. "Мы думали, что помогаем среднему классу", - говорит он, - "но последний год разочаровал нас всех. Мы не в состоянии прокормить себя. Несколько моих друзей решили эмигрировать в Канаду. Я уже решил попробовать присоединиться к ним, но это трудно".

Многие из тех, кто участвовали в демонстрациях против Мубарака, думают сейчас об эмиграции. Свержение Мурси для них - последний шанс возвращения страны к нормальности. Многие напоминают аресты журналистов режимом "братьев-мусульман" Мурси и подавление гражданских свобод.

Настоящая история последней недели - это создание двух автономных государств в Каире: государство "Тахрир" и государство "Насер-сити".

Сердце на Востоке

В период торжеств по падению Мурси его противники ушли с площади Тахрир и осравили в руках нищих обездоленных и сомнительных типов, которые пытаются взимать плату за вход на место "революционного памятника" и выдают себя за "революционных распорядителей-поддержателей порядка".

Под палящим солнцем над брошенными палатками, охраняемыми сонными дежурными, плакаты осуждают Обаму и США (и сеть CNN не забыта) и прославляют египетскую армию. Тахрир - уже прошлое.

Центр сопротивления новым властям находится сейчас в районе "Насер-сити", районе стандартных домов, построенных по инициативе покойного президента Гамаля абд эль-Насера. Они находятся в восточной части города по пути в аэропорт вокруг мечети Рабиа аль-Адавия.

Собирающиеся там - сторонники свергнутого президента Мурси, устраивающие гигантские демонстрации, вроде той после кровавого инцидента в понедельник. Тогда от рук армии и полиции погибли 52 демонстранта, (по словам армии) пытавшиеся атаковать офицерский клуб республиканской гвардии, находящийся недалеко Насер-сити. По их утверждениям - чтобы освободить Мурси, содержащегося там. По другим свидетельствам, это было неожиданное нападение сил безопасности на демонстрантов, молившихся в то время.

Туда стекались и продолжают стекаться многие сторонники Мурси, целые семьи, на молитвы месяца Рамадан. Этот район -н город в городе, государство в государстве. Там Мурси - все еще президент и его портреты повсюду. Там спят, там живут. На тротуарах, в палатках и в части занятых ими квартир района. Там продают все - от сувениров для туристов до еды и ковров. Как на площади Тахрир 2 года назад.

Не все стекающиеся туда принадлежат к "братьям-мусульманам". Компьютерщик Ахмед говорит: "Я был на площади Тахрир два года назад. Мы не принадлежим к "братьям-мусульманам", но поддерживаем демократию против переворотов".

"Мы требуем наш голос", - призывают плакаты вокруг. Бородач шествует возле меня: "Я останусь здесь до смерти", - говорит он, - "пока Мурси не вернется". Собравшиеся там десятки тысяч очень далеки от истерического и фанатичного имиджа, который пытаются прилепить им. Все выглядит организованным, все выглядят дисциплинированными. Они с серьезными лицами слушают речи руководителей. Группы молодых женщин, с закрытыми и с открытыми лицами, стекаются на пение. Группы мужчин танцуют под мелодию песни, восхваляющей Мурси.

К ночи площадь между жилыми домами и мечетью заполняется дополнительными группами протестующих. В хорошо отрежиссированной церемонии на сцену ставятся 50 гробов, укрытых египетскими флагами, в память погибших демонстрантов. 50 человек держат белые одеяния шахидов, демонстрируя, что и они готовы пойти по их следам. Огнестрельное оружие открыто не выставляется. Распорядители ходят с дубинками и металлическими прутьями. На нескольких въездах сооружены баррикады и "КПП". На некотором расстоянии оттуда расположены армейские бронетранспортеры. Пока армия оставляет этот район в руках демонстрантов.

На следующий день в Насер-сити с гневом услышали известие об изданном ордере на арест высшего духовного лидера "братьев-мусульман" Мохаммеда Бадии и 8 других активистов по обвинению в подстрекательстве, приведшем к попытке нападения на клуб республиканской гвардии. "Мы жертвы и еще обвиняют нас", - возмущались представители "братьев-мусульман" в созданном ими пресс-бюро возле мечети.

Между массовыми молитвами месяца Рамадан ораторы воспламеняли постящихся под палящим солнцем. "Не уступим, пока Мохаммед Мурси не вернется к власти! Народ за шариат", - выкрикивали молящиеся лозунги в темпе, напоминавшем другие лозунги двухлетней давности, - "Народ за Мохаммеда Бадию". В "пресс-бюро" Мохаммед Салах говорит, что более 600 "инструкторов" движения "братьев-мусульман" находятся под арестом.

В небольшом полевом госпитале, созданном на месте, врач рассказывает, что утром туда привезли труп арестованного ранее активиста, со следами пыток и электродов на теле. Он показывает документы, сам труп уже увезен оттуда. Пресс-секретарь Джихад аль-Хадад, член руководства, говорит западным журналистам: "Ваши правительства относятся к нам, как к Хамасу. Вы поощряли свободные выборы, а когда выяснились их результаты, вы были разочарованы". Другой представитель добавляет: "Это не израильтяне сделали по отношению к палестинцам, это египтяне убивали египтян". Присутствуют и министры правительства Мурси. Например, министр религии, который, по рассказам, был среди возглавлявших демонстрацию возле офицерского клуба.

Революция продолжается

Я прошел возле места побоища в понедельник. Видно, что демонстранты уступили и никто не стремился занять место погибших. Было пусто.

Ирония судьбы: место сборищ "братьев-мусульман" и их сторонников находится в нескольких сотнях метров от известной трибуны, на которой был убит Ануар Садат террористами из "братьев-мусульман".

Солдаты в выглаженной форма охраняют место и стеллу в память Садата. Дочь Садата поблагодарила генерала а-Сиси за то, что он отомстил за кровь ее отца, свергнув Мурси. Сам а-Сиси посетил охраняемую танками площадь Тахрир, где собираются его сторонники.

В вечерние часы государства "Насер-сити" и "Тахрир" кажутся далекими друг от друга, как Восток от Запада. Египет ждет лидера, который сможет объединить эти два противоположных направления. Тем временем революция все еще в разгаре.

("Макор ришон" 12.07.13)


Перевел Яков Халфин
МАОФ