Выступая на прошлой неделе на ежегодной конференции J Street (общественная еврейская - по преимуществу антиизраильская - организация, созданная левыми американскими кругами в противовес произраильской AIPAC. – Прим. перев.), вице президент Джо Байден сказал, что его часто спрашивают, почему его правительство превратило израильско-палестинский «мирный процесс» в свою первоочередную задачу в период, когда конфликт между Израилем и арабами носит относительно спокойный характер, в то время как остальной Ближний Восток полыхает. В ответ на этот вопрос вице президент поясняет, что он предоставляет наилучший шанс привнести в этот регион стабильность.
Даже вынося за скобки абсурдное предположение, что мир между Израилем и палестинцами способен остановить или уменьшить кровопролитие, скажем, в Сирии или Египте, это заявление нельзя характеризовать иначе, чем глупое. Потому что всё свидетельствует о том, что, будучи далёкой от привнесения стабильности, эта настойчивая погоня администрации за миром быстро дестабилизирует то, что до недавнего времени было самым спокойным районом на Ближнем Востоке.
После возобновления переговоров в конце июля спокойствие стало стремительно разваливаться. Согласно данным Общей службы безопасности (Шабак), количество фактически имевших место террористических нападений, а также предотвращённых попыток всего лишь за один месяц увеличилось с 68 в августе до 133 в сентябре. Теракты в сентябре привели к гибели двух израильтян – небольшое число по историческим меркам, но в два раза большее, чем за прошедшие восемь месяцев. А октябрь начался на зловещей ноте, когда террорист выстрелил в грудь 9-летней девочке, стоявшей на балконе своего дома.
Но если последний опрос даёт правильный ответ, это только цветочки: согласно результатам опроса, опубликованным Палестинским центром по изучению общественного мнения на прошлой неделе, 58 процентов палестинцев считают, что если текущие переговоры не приведут к заключению соглашения, вспыхнет третья интифада. Учитывая, что 70 процентов палестинцев и 80 процентов израильтян полагают, что переговоры закончатся крахом, шансы на новую интифаду выглядят весьма высокими.
Это особенно справедливо потому, что согласно заключённой при посредничестве США договорённости, позволившей начать переговоры, Израиль в процессе переговоров должен освободить из заключения 104 палестинских террористов, отбывающих длительные сроки заключения за участие в кровавых терактах. Исторический опыт показывает, что освобождение большого числа террористов является прологом к будущему проявлению насилия. Например, 1150 террористов, освобождённых Израилем в 1985 году в соответствии с соглашением об обмене заключёнными, сыграли основную роль в начале первой интифады двумя годами позже; освобождённые в соответствии с соглашениями Осло тысячи террористов сыграли главную роль во второй интифаде 2000 года. Так что освобождение новых террористов в дополнение к 1027 террористам, выпущенным Израилем на свободу в 2011 году в обмен на освобождение захваченного Хамасом солдата Гилада Шалита, предоставит палестинцам много опытных лидеров, способных организовать новую волну кровавого террора.
Бывший член Кнессета от партии Труда Эйнат Вильф – далеко не ястреб - писала в августе, что она страшится возобновлённых переговоров, потому что «согласно нашему более чем 20-летнему опыту, мирные переговоры означают больше террора и больше смертей», в то время как «в течение нескольких последних лет без каких-либо переговоров число израильтян и палестинцев, погибших в результате вооружённых столкновений между ними, оказалось самым низким за много десятилетий». Она утверждает, что если бы окончательное урегулирование было бы действительно достижимым, такой риск был бы оправдан. Но, по её словам, было бы безответственным подвергать опасности это хрупкое состояния отсутствия войны, начиная переговоры, которые, по мнению подавляющего большинства у обеих сторон, не имеют шансов на успех; в этом вопросе пытаться добиться положительного результата и не преуспеть намного хуже, чем не пытаться вообще.
Многие люди с обеих сторон говорили представителям США то же самое. Но администрация Обамы, в своём высокомерии, определённо стремилась покончить с конфликтом, который, по её утверждению, «слишком долго являлся главным источником нестабильности». И именно поэтому она своим собственными руками дестабилизирует последний оазис стабильности на Ближнем Востоке.
Опубликовано в журнале Commentary 9 октября 2013 г.,
http://www.commentarymagazine.com/2013/10/09/destabilizing-the-last-stable-area-in-the-middle-east/
Перевод с английского Эдуарда Маркова
Хайфа, 13 октября 2013 г.