В связи с «арабской весной» ХАМАС покинул «иранско-сирийскую ось» и примкнул к своим естественным союзникам - «Мусульманскими братьями», пришедшим к власти в Египте. Временное примирение с Израилем было частью «приданого» в этом союзе. А теперь, когда власть в Египте сменилась и новая власть разрушает тоннели для контрабанды, ХАМАС пытается вернуться к старым союзникам. Восстановление фанатичного антиизраильского имиджа - часть нового приданого
Снимки обнаруженного туннеля, прорытого из сектора Газы к полям кибуца Эйн а-Шлоша, пробудили в Газе волны ностальгии по эпохе процветания туннелей. ХАМАС пребывает в постоянном остром экономическом кризисе, и именно обнаружение Израилем туннелей террора стало своего рода смазкой: оно помогает уйти от имиджа слуги «Мусульманских братьев», вернуться к статусу палестинской группировки сопротивления, которая борется против «оккупации».
«Соглашение о прекращении огня, которое ХАМАС подписал с Израилем, воспринималось как соглашение о сотрудничестве между США и Израилем, - объясняет палестинский комментатор, житель Газы Талаль Аукаль. – ХАМАС всё время пытался убежать от этого имиджа, и поэтому там довольны, что Израиль обнаружил туннель. Весьма вероятно, что Халед Машаль прибудет на встречу в Тегеран с фотографиями туннелей, которые распространил пресс-секретарь ЦАХАЛа, и он скажет им: «Видите? – все думали, что мы сотрудничаем с Израилем, а теперь смотрите, что мы для них подготовили под землёй!» Но с другой стороны, понятно, что они были бы больше довольны, если бы им удалось переправить в Израиль вооружённых боевиков через этот туннель и осуществить крупный теракт или похищение солдата.
Реакция самих главарей ХАМАСа свидетельствует о том значении, которое там придают строительству туннелей. «Мы не могли бы привести дело к освобождению тысячи заключённых, не будь туннелей, с помощью которых был похищен Гилад Шалит", - сказал заместитель главы политбюро ХАМАСа, Муса Абу-Марзук. – "Обнаруженный Израилем туннель стоил немалых денег и усилий – и это всё, чтобы освободить палестинских заключённых, содержащихся в израильских тюрьмах».
И опустошили Египет
Операция по разрушению туннелей, которую Египет инициировал сразу же после падения режима Мухамеда Мурси, ввела ХАМАС в острый финансовый кризис. Контрабандные товары, переправлявшиеся через тоннели, приносили Хамасу доходы от "налогов" за каждый товар. Когда египтяне сообщают о разрушении туннелей, они стараются сфокусировать внимание на террористах и оружии, переправлявшихся через туннели. Но особенно раздражал египетское руководство прямой ущерб, наносимый туннелями египетской экономике контрабандой топлива и пищевых продуктов.
Социальная политика в Египте, ещё с «переворота офицеров» в 1952 году, включает субсидирование базисных продуктов, включая топливо, солярку, смазочное масло, газ. Низкие цены на топливо и солярку привели к тому, что в последние годы они утекали в сектор Газы почти свободно; то есть правительство Египта субсидировало и контрабандистов, и ХАМАС, который наложил высокие налоги на товары, переправляемые контрабандой. Теперь египетская армия публикует почти ежедневно сообщения об артиллерийском обстреле туннелей и машин с топливом, используемых для контрабанды топлива и оружия в сектор.
Со слов Хамдана Абдаллы, жителя северной (Газской) части Рафиаха, прекращение контрабанды через туннели тут же подбросило цены на литр бензина от 3 шекелей (включая налоги ХАМАСу) до более 7 шекелей. Местные осведомленные лица в Газе сообщили, что ХАМАС (его высшие чины, руководство, естественно – прим.перев.) ложил себе в карман 1.6 шекелей за каждый литр контрабандного египетского топлива и 20 шекелей за каждую тонну цемента. Во времена рекордных поступлений в Газу 3000 тонн цемента в день ежедневный доход в кассу ХАМАСа только от цемента составлял 60 тысяч шекелей.
«Тут всегда была тяжёлая жизнь, - говорит Абдалла. – Но сейчас она стала и вовсе нестерпимой. Контрабанда почти полностью прекратилась, цены на товары, поступавшие через туннели, взлетели до небес. Даже такие основные продукты, как хлеб, масло, сахар, немыслимо подорожали. Мы платим 7 шекелей за литр масла и 3 шекеля за кило сахара.
Годами мы жаловались на блокаду Газы Израилем. Но сейчас Израиль – единственный, доставляющий сюда пищу и топливо – через КПП Керем-Шалом. Египтяне почти абсолютно закрыли КПП Рафиах, который был глотком кислорода для жителей. Сейчас он стал односторонней дверью. Можно только войти в сектор, но выйти оттуда превратилось в почти неразрешимую задачу. И больные, получавшие медицинское обслуживание в Египте, и студенты университетов, которые в прошлом практически свободно могли выехать за границу через Египет, вынуждены подолгу дожидаться, чтобы им дали выехать, если ещё вообще дают…»
Разрушение туннелей расшатало экономику сектора и в других сферах. Налоговые поступления, которые ХАМАС получал благодаря контрабанде через туннели, являлись источником 70% его бюджета, согласно оценке экономистов (40%, по словам властей ХАМАСа). Эти деньги давали заработок чиновникам правительства. А теперь власти затрудняются платить зарплаты. В прошлом месяце около 50 тысяч госчиновников в секторе получили всего 77% от зарплат (это составляет сумму в 25 млн.долларов). Перед праздником жертвоприношения, начавшийся в последний вторник, власти сообщили о переводе по 1000 шекелей каждому госчиновнику в качестве «подарка к празднику», но ещё не сообщили поступит ли месячная заплата».
Министр экономики в правительстве ХАМАСа в Газе Ала а-Рафати, заявил, что египетская армия уничтожила до сих пор 90% туннелей, а оставшиеся работают не на полную мощность из страха перед египетской армией. По его оценке с последнего июня власти ХАМАСа потеряли 460 млн.долларов.
Многие лишились источника заработка. «Очень многие жители в Рафиахе сдавали дом, чтобы под ним копали туннели, с чего прекрасно зарабатывали, – говорит Абдалла. – Были и такие частные лица, у которых были средства для прокладывания туннелей самостоятельно. "Первичный капитал" - 70 тыс.долларов за туннель средних размеров. Подрядчики, специализирующиеся на прокладывании туннелей, выполняли эту работу. А уж после этого владельцы туннелей сдавали их на день. В прошлом говорили о доходе в 50 тыс.долларов в день за действующий туннель. Туннельный бизнес процветал, создав целый слой новых богачей в Газе».
Ищут спонсора
Но не только египетская военная операция ответственна за экономический кризис в секторе. Ровно год назад прибыл правитель Катара Хамад бин-Халифа аль-Тани с историческим визитом в Газу и оставил увесистый чек на общую сумму 400 млн. долларов. Этот чек вдохновил главарей ХАМАСа, вытащив их из болота. Эмир Катара был увенчан званием спасителя Газы. В последующие дни главарь Хизбаллы Хасан Насралла выразил обиду в адрес иранцев, отметив, что они годами переводят группировке ХАМАС и жителям Газы миллионы долларов без ПИАРа. По оценкам, ежегодно, с тех пор, как ХАМАС захватил власть, иранцы переводили в Газу 250 млн.долларов.
Эти суммы почти совершенно перестали поступать в газскую кассу с тех пор, как правящая группировка (ХАМАС) решила совершить разворот: вследствие войны в Сирии и подъёма «Мусульманских братьев» в Египте ХАМАС закрыл своё политбюро в Дамаске, прервал связи с Хизбаллой и Тегераном, поставив свои жетоны на египетскую рулетку. Длительный период боевики ХАМАСа участвовали в войне против сирийского режима.
«Это был исторический процесс, но при взгляде назад, вероятно, слишком поспешный, - сказал комментатор Талаль Аукаль. – ХАМАС понял, что была сделана ошибка, что процессы в регионе были прочитаны неверно, что надо было проявить больше осторожности, не вкладывая все акции в египетскую биржу. С недавних пор группировка пытается исправить эту ситуацию, добиваясь восстановления отношений с осью Иран-Хизбалла-Сирия».
Глава политбюро ХАМАСа Халед Машаль на прошлой неделе посетил Турцию, чтобы встретиться с главой правительства Эрдоганом в попытке возродить свою группировку к дипломатической жизни, а может, и разжиться пожертвованиями. Именно на земле государства, ведущего словесную и вооруженную войну против Сирии, Машаль озвучил миротворческие декларации в адрес президента Сирии Башара Асада. В ходе видео-конференции с участниками специальной конференции по вопросу Иерусалима, состоявшейся в Бейруте, он сказал: "У народов есть право восставать против режимов, чтобы добиться своих прав. Но такое восстание должно идти путями мира». К этому он добавил, что он против использования насилия в Сирии, поскольку есть необходимость направить оружие против настоящего врага, против Израиля».
«Машаль и прочие главари ХАМАСа полагают, что способ возврата к сердцам иранцев – это атаковать Израиль", - объясняет комментатор Аукаль. – "Во время той самой видео-конференции Машаль призвал к интифаде, к насильственной борьбе за освобождение Аль-Аксы. ХАМАС пытается вновь выставить себя в качестве "палестинской организации сопротивления".
По его оценке, даже если ХАМАС преуспеет в этом и убедит иранцев, что он нацелен на сражение против Израиля, Ирану будет очень непросто передать в сектор денежные средства. «Из-за международного контроля за переводом денежных средств из Ирана иранская помощь передавалась в чемоданах с наличными через тоннели. Теперь, когда египтяне закрыли ворота, даже если будет желание переводить деньги, это будет трудно».
А между тем действует примирение
Со своей стороны ФАТХ пытается представить новую хамасовскую линию этаким оппортунизмом. Пресс-секретарь ФАТХА Аззат аль-Рашак обвиняет ХАМАС в циничном использовании «святой крови палестинского народа», как и «борьбу за Иерусалим и мечеть Аль-Акса», чтобы улучшить положение своей группировки. «Почему Машаль не призывал к вооружённому восстанию, когда «Мусульманские братья» были в Египте во власти, когда Мохамед Мурси был президентом?» - уколол пресс-секретарь, обвиняя ХАМАС в том, что он тот выполняет указания «Мусульманских братьев».
Аукаль полагает, что пока у ХАМАСа нет интереса отменить соглашение о прекращении огня. «Ведутся дискуссии внутри самой группировки. Более радикальные члены говорят, что теперь надо проводить теракты против Израиля, чтобы вернуть ХАМАСу его авторитет. Есть и умеренные, всерьёз принимающие угрозы Израиля и боящиеся его мощной реакции и последствий, которые ухудшат и без того тяжёлое положение в Газе».
Аукаль вводит в уравнение ещё неизвестное, и это нынешняя иранская политика. «В Тегеране нынешние правители налаживают контакты в США, пытаясь играть в хорошего мальчика. Нет уверенности, что иранцы захотят в настоящее время укрепить связи с ХАМАСом на базе деятельности группировки против Израиля. Кроме того вследствие международных санкций Тегеран не страдает от излишков денег. Если санкции будут ослаблены, может быть, увидим возвращение знакомой нам оси ХАМАС – Хизбалла – Иран – Сирия против Израиля».
("Макор ришон" 18.10.13)
Перевела Фаня Шифман
МАОФ