Maof

Friday
Nov 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Есть веские причины полагать, что за терактом в Тель-Авиве стоят иранцы, которые после ядерной сделки увеличивают поддержку террора. Опасения арабов от аятолл приводят к укреплению связей в области безопасности между Израилем и Египтом и Иорданией, а также к сближению с саудовцами. Как поведет себя новый министр обороны, чтобы предотвратить новую волну террора?

Начем с фактов, затем рассмотрим декларации и закончим пониманием. Факты заключаются в том, со времени подписания ядерной сделки с Тегераном Иран обновил и увеличил финансирование мирового террора вообще и палестинского террора, в частности. Связи с Хамасом разогреваются, организации Исламский джихад Иран перевел не менее 70 млн долл - как сообщалось недавно в арабских СМИ. В ежегодном отчете госдепартамента, посвященном 2015 году, говорится, что "и в этом году Иран продолжает быть ведущей страной в экспорте террора, увеличивая поддержку шиитских террористических организаций. Т.е. израильское предостережение, что ядерная сделка увеличит иранский аппетит и вытекающую из этого угрозу, реализуется на глазах. Хоть на момент написания этих строк еще не известно точно какая организация стоит за терактом в Тель-Авиве, но есть веские причины полагать, что есть иранская подоплека. Иран был и остается головкой змеи.

Боязнь Ирана - это лшь одна из причин развития связей в области безопасности между Израилем и Египтом и Иорданией. Командование Южного округа поддерживает связи со своими коллегами на Синае. Египетские офицеры называют по имени своих израильских коллег. В международной сфере Израиль является адвокатом администрации а-Сиси в Вашингтоне. Если бы не мессиджи из Иерусалима, то американцы прекратили бы военную помощь Каиру. Обаме понадобилось много времени, чтобы смириться с президентством а-Сиси, - ведь для Обамы Мурси представлял легитимный выбор египетского народа. Кроме того, Египет - это четвертая сторона "Средиземноморского союза". Через несколько дней после того, как Нетаниягу участвовал в саммите с руководителями Греции и Кипра, и а-Сиси поспешил провести подобную встречу с ними. Верно, что до сегодняшнего дня он ограничивается телефонными беседами с Нетаниягу и, кроме короткой встречи в Париже на конференции по климату полгода назад, воздерживался от общего застолья. Но ясно, что в общем итоге израильско-египетские отношения в лучшем состоянии, чем когда бы то ни было.

И Иордания поддерживает связи в области безопасности с Израилем. Еще до того, как "арабская весна" встряхнула регион, Иордания хранила тишину на нашей восточной границе. В последние годы связи укрепились. Согласно публикациям в арабских СМИ, Израиль помогает Амману защищать восточную границу Иордании от проникновения ИГИЛ и прочих мутаций, во главе которых Иран. Не ясно, является ли это только передачей разведданных или чем-то большим. Да ясно, как уже сообщалось в иностранных СМИ, что Израиль передал или продал иорданцам вертолеты Кобра. Еще известно, что недавно иорданский парламент утвердил беспрецедентное решение, позволяющее израильским фирмам получать деньги от иорданских финансовых фондов, а также, что король Абдалла назначил премьер-министром Хани аль-Малики, известного хорошими связями с Израилем. Кстати, и молодое поколение саудовских принцев считается более прагматичным и открытым, по крайней мере, по отношению к Израилю. результатом всего этого является возможность Израиля и Нетаниягу передавать мессиджи суннитским странам в регионе. Передаются ли послания напрямик или посредством египтян и иорданцев? На этот вопрос руководители отказываются отвечать.

В то время, как западная политика тешится теориями прогресса и демократии, арабские правители заняты выживанием и ищут устойчивость. Общие враги - Иран и ИГИЛ - привязывают лидеров региона к Израилю, особенно учитывая колоссальное разочарование от США. В отличие от Обамы, Нетаниягу не морочит им голову требованиями реформ и либерализации. Факт, что он тут уже 7 лет, пережил все внутренние проблемы, неугрожаем политически, задействует тяжелую руку против врагов Израиля и говорит о том, что в самом деле беспокоит их - т.е. о фанатичном исламе - все это заставляет арабских лидеров уважать его. В каждом районе, тем более таком трудном районе, как Ближний Восток, предоставляют почет районному хулигану. А предположение, что Нетаниягу находится тут и останется у власти, является еще одной причиной стремиться подружиться с ним и с Израилем.

Эти процессы - декорация того, что выглядит как ростки регионального цветения. Последовательность деклараций последних недель показывает, что что-то происходит. Нетаниягу уже много месяцев говорит о перевороте в виде ряда соглашений, к которым Израиль стремится. "Когда-то мы думали, что палестинцы приведут к нам арабский мир, сегодня кажется, что арабский мир приведет к нам палестинцев", - таков новый подход. Первый сигнал он дал уже год назад политическим комментаторам в ответе на вопрос: "Если мы можем привлечь часть арабских государств к решению конфликта, это желательно. Есть контакты в этих вопросах все время. В саудовской инициативе есть устаревшие элементы, вроде отступления с Голан. Никто не захочет, чтобы мы отступили оттуда. Случилось несколько вещей с тех пор, как саудовская инициатива была выдвинута".

То, что было тогда первой ласточкой, превратилось в последние недели в потоп. Президент Египта заявил в разгар политического кризиса в Израиле, что "это время для заключения мира между Израилем и палестинцами - как сделали Израиль и Египет. Я обращаюсь к лидерам партий и израильскому народу с просьбой использовать шанс для мира". Через несколько дней он получил беспрецедентный ответ от Нетаниягу, что "арабская мирная инициатива содержит положительные составляющие, которые могут помочь возобновить конструктивные переговоры с палестинцами. Мы готовы вести переговоры с арабскими странами по усовершенствованию этой инициативы, чтобы она отражала драматические перемены, произошедшие в регионе с 2002 года, но сохраняла согласованную цель двух государств для двух народов". В прошлом Нетаниягу отверг с порога саудовскую инициативу, определил ее как опасную для Израиля и утверждал, что саудовцы финансируют террор и поэтому непригодны для переговоров. Но вещи изменились и Нетаниягу - первый израильский премьер-министр, готовый начать переговоры на основе этой инициативы.

В интересном интервью, которое дал для газеты "Йедиот ахронот" д-р Ануар Ашки, которого в израильских кругах называют "саудовцем Дори Гольда", он объяснил, что беседы с Гольдом и другими израильтянами привели к тому, что Израиль перестал видеть в Саудии спонсора террора. И в самом деле Нетаниягу изменил отношение к саудовцам. "Политика должна приспосабливаться к изменяющейся ситуации. Мир и Ближний Восток переживают сотрясение. Ближний Восток уже не тот, что был на протяжении 100 лет, и я не ожидаю, что он останется таким, как сейчас. Старый порыдок разрушился". Саудовский - или арабский - план, как бы он ни назывался с разумеющимися изменениями, - это то, что Нетаниягу готов обсуждать.

Д-р Гольд - ныне гендиректор МИДа - не единственный из приближенных главы правительства, публично обменивающийся рукопожатиями с высокопоставленными саудовцами. Месяц назад генерал в отставке Яков Амидрор, в прошлом возглавлявший Совет по национальной безопасности Израиля, во время одного из обсуждений сидел на сцене с саудовским принцем Саудом Турки аль-Фейсалом, бывшим саудовским министром разведки. Хоть все эти встречи состоялись в Вашингтоне, а не на Ближнем Востоке, но учитывая огромные айсберги, разделяющие арабский мир и Израиль, эти небольшие жесты не являются чем-то незначительным. К ним надо добавить встречу лидеров конференции президентов еврейских организаций США с президентом Египта несколько месяцев назад в Каире. Нынешний председатель конференции Малкольм Хонлайн - друг Нетаниягу.

Палестинцы подождут

В то время, как сами игроки сдержанны, массовка и декорации дают свободу своим языкам. Самый оптимистичный - бывший премьер Британии Тони Блейр, нены посланец по Ближнему Востоку от своего имени. "Это послышится странно, но я работаю на региональный союз между Израилем и его арабскими соседями", - сказал Блейр полгода назад на конференции раввинов Европы. "Ясно, что ключ к этому союзу - палестинский вопрос, и это трудно, но я вижу шанс. Идет процесс изменения Ближнего Востока и есть возможность изменить шаблоны мышления людей так, что Израиль будет признан и принят в регионе, как это должно быть". На мероприятии 2 недели назад он добавил: "Требуются шаги по нормализации (со стороны арабского мира) параллельно мирному процессу с палестинцами".

Блейр - не единственный, кто верит в региональный шанс. Нетаниягу говорит об этом, но его обвиняют, что за его словами ничего не стоит. Но что вы скажете, если председатель оппозиции Герцог продолжает использовать этот термин даже после того, как остатки его политического престижа были растоптаны. На этой неделе на конференции АЕК (американского еврейского комитета) в Вашингтоне он сказал, что "принес в жертву свой политический престиж" ради этого шанса. И Моше Кахалон не заподозрен в принадлежности к команде Нетаниягу. Если он не думал так, то не говорил бы об "историческом окне возможностей".

Последний в списке - Натан Эшель, приближенный к главе правительства. В исключительной статье в газете "Гаарец" на прошлой неделе он обвинил левых в торпедировании редкой возможности. "Партия НДИ присоединилась к коалиции, в основном, чтобы продвинуть идею двух государств... Премьер-министр пошел на риск, который может повредить его плитическому статусу, и решил выйти в путь и хотел присоединить Аводу к коалиции... И тут его мечта потерпела крах. Если левый лагерь не поймет величину момента и не присоединится к правительству, то история не забудет и не простит", - подытожил Эшель. Я знаю, что и Эшелю приписывают политическую хитрость, и все же зачем ему понадобилось посылать статью в газету "Гаарец" да еще с такими историческими мотивировками, если в них не было хотя бы горстки правды?

Все эти признаки, как и репортажи о саудовских самолетах, ремонтирующихся в Израиле, и прочие слухи, приводят к выводу, что что-то происходит. Может, это вечный посредник Ицхак Молхо что-то варганит? Может, по другому каналу передаются мессиджи? По состоянию на сейчас есть больше вопросов, чем ответов, но, похоже, что часть мозаики уже можно сложить. Основой для обсуждений будет арабская/саудовская инициатива с предварительным согласием, что в нее будут внесены изменения и корректировки.

Порядок вещей будет таким, что вначале будут заниматься общеарабскими аспектами и лишь затем вопросами вроде палестинского. В посланиях между Израилем и его арабскими соседями палестинская тема упоминается в конце, если вообще упоминается. Арабские правители не в восторге от палестинцев и не сходят с ума из-за них, видят в них, в основном, головную боль, которой они должны заниматься из опасения: что скажет улица? В закрытых беседах есть готовность не превращать палестинский вопрос в условие для продвижения переговоров с арабами. Формула может быть похожей на установленную с египтянами в Кемп-Дэвиде. Вначале упорядочивают отношения между двумя странами, а потом начинают разговоры о палестинцах - разговоры, из которых, как все заранее знают, ничего не выйдет. Если таково направление, то речь идет о неплохом процессе.

Но все это долгосрочные мечты. После теракта в Тель-Авиве есть опасение возобновления терактов. Новый министр обороны, будучи оппозиционером критиковавший систему безопасности и ее функционирование, должен сейчас показать, что у него есть идеи по удушению террора. Теракт в Тель-Авиве - неподалеку от его новой канцелярии - первый экзамен его потенциала не только говорить, но и действовать.

("Макор ришон" 10.06.2016)


Перевел Моше Борухович
МАОФ