При всем уважении к США и России, если сирийский режим не захочет прекращения огня - его не будет
Прекращение огня, как и другие соглашения, вытекает из интересов. Только когда у сторон есть явный интерес прийти к соглашению о прекращении огня и соблюдать его, оно войдет в силу. При всем уважении к двум державам: России и США и их желанию прийти к соглашению, нужно спросить воюющие стороны в Сирии: является ли это их интересом?
В сирийском случае вопрос сложнее, потому что прекращение огня предназначено обеспечить нужды самих держав. Россия хочет международного признания своего статуса в Сирии, а Америка хочет влиять на формирование будущего Сирии, а не оставлять эту роль только России.
Что касается самих игроков, то вновь выделяется отсутствие симметрии. Джихадистские организации, возможно, дошли до точки, в которой прекращение огня станет средством для их вооружения и организации заново и препятствием утраты территорий, где они терпят поражение. И напротив, сирийский режим, находящийся на волне, не видит в прекращении огня свой интерес, а лишь необходимость сорганизоваться в занятых в последнее время районах.
Смысл этого: прекращение огня в Сирии, возможно, будет частично соблюдаться в тех или иных районах, но сомнительно, что будет длительным и поможет урегулированию в стране, где инфраструктура разрушена, сотни тысяч жителей погибли, а миллионы стали беженцами и находятся в ужасном положении. В отличие от искаженных и лживых репортажей в СМИ, эта действительность - в основном, по вине и на ответственности исламских джихадистских организаций, а не сирийского режима.
После деклараций о прекращении огня поступило заявление премьер-министра Израиля, что нельзя, чтобы это прекращение огня упрочило иранское присутствие в Сирии. Но надо прямо сказать ему: Израиль несет ответственность за укрепление Ирана и Хизбаллы в Сирии. С 2011г. я постоянно заявлял в своих лекциях, статьях, интервью и рабочих документах: "Спасите Башара Асада. Любая альтернатива означает победу фанатичного ислама и проблему для Израиля"; "Только военные режимы, типа а-Сиси в Египте, - это лучшая альтернатива для Израиля в действительности modus operandi, основывающемся на мощи, устрашении и балансе сил"; "Не Иран - главный враг Израиля, а демонизация и дегуманизация Израиля в международной системе, типа Южной Африки". Все записано и задокументировано.
(Автор - один из ведущих израильских востоковедов, лектор Хайфского университета)
13.07.2017
Перевел Яков Халфин