Maof

Saturday
Dec 21st
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Как-то странно и в газетах, и в обществе вранья много, курс упал, интерес ко всему, кроме войны, иссяк у общества.
А. Чехов, 1904 год


Мы живем в удивительное и вместе с тем в очень беспокойное время. Никогда еще человечество не добивалось такого материального достатка. И никогда еще не испытывало такого страха перед будущим. Это время серьезной переоценки ценностей. Время отрицания авторитетов и низвержения кумиров. Время политической вакханалии и идеологических тупиков. Время высоких стен и глубоких бункеров. Время, когда ложь называется правдой, а подлость выдается за добродетель. Как же нас угораздило оказаться вдруг в мире, где все ненавидят всех?

Часть вторая. Зачем кормить пойманную рыбу?
Книга природы написана языком гармонии. Потому и не может не восхищать. Ведь красота, пусть даже мимолетная, даже самого бесчувственного приводит в трепет. Человек ведь тоже стремится к совершенству, поскольку для того и создан, чтобы творить. Хотя далеко не всякое творение наших рук доставляет радость. Но все неестественное, как правило, недолговечно. Природа не терпит пустоты. Она живет по своим законам. И мы вынуждены с ними считаться, несмотря на неодолимое стремление действовать наперекор. На схожих принципах строятся и человеческие взаимоотношения. Где они гармоничны, там царит мир. Зато разлад и распри провоцируют конфликты и войны.

Наше рациональное мышление отсеивает все, что не втискивается в прокрустово ложе сознания. Нелогично - значит, противоестественно и чуждо. Либо аморально. Так нам, по крайней мере, всегда внушали. Но жизнь соткана из парадоксов. И частенько напоминает вывернутую наизнанку действительность. Посмотрите сколько вокруг несуразностей. Полунищие страны тратят огромные ресурсы, которых им и так катастрофически не хватает, на самое разрушительное оружие, которое им в таких количествах не нужно, только для того, чтобы произвести впечатление на соседей, которых они не столько боятся, сколько терпеть не могут. И так в любом деле. Поэтому первейшая задача государства - привить "правильное" зрение. Это не сложно, если начинать сызмальства. Да при пустом холодильнике. Телевизонный стереотип в массовом сознании создает иллюзию вечного счастья. Но если подоконник в цветах, то вовсе не обязательно, что за оконным стеклом рай.

Когда без каких-либо видимых причин что-то идет наперекосяк, стоит задуматься о причине. Почему, скажем, самый подходящий момент обязательно наступает в самое неподходящее время? Все в мире происходит случайно. Даже вопреки закону подлости. Но почему-то строго в рамках запланированного. Иначе чем объяснить, к примеру, маниакальное желание Ирана уничтожить Израиль? И откуда вообще у народов мира эта повсеместная патологическая ненависть к евреям? А что заставляет Россию, не считаясь ни с какими потерями, постоянно поддерживать и защищать самые антисемитские и мракобесные режимы? И как расценивать тот же противоестественный арабо-израильских конфликт - с политической точки зрения, этнической, религиозной? Разумных ответов нет, а те отговорки, которыми нас потчуют, так же далеки от истины, как Ливан от освоения Арктики.

«Ничего не принимай на веру, когда есть возможность проверить самому», - это выражение приписывают Киплингу, хотя оно известно с библейских времен. Но мы ленивы и нелюбопытны. Нас и обманывать не надо, поскольку сами обмануться рады. Ну, как можно называть себя народом Книги, если мы ее и в руки взять не хотим? На радость врагам, которые умело используют наше невежество. И во вред себе, поскольку ищем не истину, а то, что принимаем за нее. Да еще там, где ее нет и никогда не было. Становясь в итоге легкой добычей разного рода политических клоунов и шарлатанов. Все их лживые трактовки истории, как и ни к чему не обязывающие прогнозы, не только бессмысленны, но и вредны. Многие понимают это где-то в глубине души. Но этого мало. Читайте пророков. О том, что произойдет в наши дни, они предупреждали две с половиной тысячи лет назад. И нам, по большому счету, несказанно повезло, ибо у нас есть возможность сверить, насколько точны их утверждения.

Итак, с чего начнем? Пожалуй, с того, что лежит на поверхности. «Разожгут сыны Ишмаэля жестокие войны в мире, соберутся на них сыны Эдома, и будут воевать на море, и на суше, и под Иерусалимом... » (книга "Зоар", глава "Ваера", 32). Эта война идет уже сто лет, быстро приближаясь к точке кипения. И это только начало. Исследователи священных текстов воспринимали как должное сообщение Вавилонского Талмуда о том, что "в будущем Персия пойдет на Вавилон и захватит его, а оттуда двинется на Эрец Исраэль". Через Аравийскую пустыню. Таким образом, еще полторы тысычи лет назад было известно, что последняя мировая война начнется с нападения Ирана на Саудовскую Аравию. «Сказал раби Ицхак: все правители мира перессорятся друг с другом. Царь Персии будет вести войну с царем Аравии, который объединится с царем Эдома» (Песикта Раббати, 37, 2). И сегодняшние события, как это ни удивительно, развиваются именно по такому сценарию. Следовательно, речь идет уже не о войне как таковой, а о ее сроках.

Но тут возникает резонный вопрос: почему мы должны верить в достоверность этих цитат? И вообще откуда нам знать, что говорили (и говорили ли вообще) умудренные мудростью еврейские старцы? Ведь там, где нет точных данных, пробелы обычно заполняются домыслами. Чтобы этого не произошло, у евреев еще со времен Синайского откровения существует принцип преемственности, когда знания переходят от учителя к ученику. Так что, рукописи и в самом деле не горят. На протяжении четырех веков талмудисты собирали и тщательно сверяли сохранившиеся свитки, откладывая в сторону все, что вызывало хотя бы малейшие сомнения. Тем не менее, избежать разночтений не удалось. При таком обилии материала это было просто невозможно. И когда возникали разночтения, предпочтение отдавали той версии, которая представлялась более логичной. Однако это нисколько не умаляет ценности проведенной работы. С появлением первого веницианского издания Талмуда в 1520 году уточнением текста больше не занимались. А самой ранней еврейской книгой стали комментарии Раши к Пятикнижию, изданные в начале 1475 года в итальянской Калабрии. Всего же сохранилось около 180 еврейских инкунабул, напечатанных до конца XV века. Вошли туда и проповеди "Песикта Раббати", датированные 845 годом.

Почему же то, чего, казалось бы, не должно быть, стало вдруг реальностью? Заглянем в историю, но не ту, которую преподают в школах и университетах. В книге пророка Иехезкеля есть обращение к Гогу, правителю Магога: «В конце времен скажешь ты: войду в страну незащищенную, чтобы... наложить руку на народ, собравшийся из других народов на холмах Израиля, что всегда стояли в развалинах, который снова обрел богатство и обитает в центре мира» (Иехезкель, 38:8). Поясняет в своей книге "Ор якар" ("Драгоценный свет") живший почти пятьсот лет назад цфатский каббалист Моше Кордоверо: «Соберутся народы и, заключив союз, нападут на Израиль, чтобы уничтожить его, потому что евреи к тому времени создадут себе царство, как предначертано: "Сказали они - пойдем и сотрем их, чтобы не было больше этого народа и чтобы не упоминалось впредь имя Израиля" (Теилим, 83: 5)».

События тем и отличаются от новостей, что несут совершенно иную смысловую нагрузку. Ибо заостряют внимание не на том, что случилось, а почему это произошло. Однако у нас особый случай, поскольку речь идет о событиях, которые должны произойти в будущем. Но зачем нам забивать себе голову какими-то там пророчествами, не сулящими к тому же ничего хорошего, кроме разве что серьезных потрясений? Для того, чтобы, во-первых, бедствия не обрушились внезапно, убив всякую надежду на спасение, а во-вторых, дать человечеству шанс найти разумный способ, как их избежать. Правда, и здесь сплошные шарады. Как, к примеру, понять такую фразу: «Ты же, сын человеческий, изреки пророчество на Гога и скажи: так говорит Г-сподь Б-г:... И поверну тебя и поведу тебя, и выведу тебя от краев севера и приведу тебя на горы Израилевы...»? (Иехезкель, 39). Наиболее изящный ответ дает, на мой взгляд, рабби Ицхак Абарбанель, который сам вынужден был бежать сначала из Португалии, а затем и из Испании: «Г-сподь желает в конце дней собрать на месте преступления сынов Эдома и сынов Ишмаэля, в чьи страны был изгнан народ Израиля, и где он вынес неимоверные страдания».

Как же так? Получается, что сам Б-г умышленно разжигает пламя войны. Иначе как еще расценить слова, вложенные в уста пророка: «И соберу все народы на войну против Иерусалима... »? (Зхария, 14:1). Но римляне разрушили Иерусалим еще 1950 лет назад. Значит, это уже было? Нет, все еще впереди. "В конце дней будет это", - уточняет Иехезкель. А дальше идет развернутая картина действий: «И скажешь: так сказал Г-сподь Б-г: вот Я - против тебя, Гог, князь верховный Мешеха и Туваля! И поверну тебя, и вложу удила в челюсти твои, и уведу тебя и все войско твое... Парас, Куш и Пут - с ними... Гомер и все отряды его, дом Тогарма (с) окраин севера и все отряды его, - народы многие с тобою»? (Иехезкель, 38:3-6). В современном понимании - это война Гога и Магога, которая должна стать последней в истории человечества. Но что означают эти имена или названия. Скорее всего, речь идет о лидере некой мощной державы, которая объединит под своим началом многие народы и начнет битву, направленную на полное уничтожение Израиля. Впрочем, возможно, что это вообще некий собирательный образ. Хотя древнеримский писатель Плиний Старший считал, что под именами Гога и Магога скрывались ассирийские цари.

А что говорят первоисточники? У Ноя, как известно, было три сына - Шем, Хам и Яфет. И шестнадцать внуков. Шема обычно ассоциируют с семитскими народами. Забывая о двух старшие его сыновьях - Эламе и Ассуре. С Ассуром все более-мение ясно. Он стал родоначальником самой первой мировой империи - Ассирийской. А что мы знаем об Эламе? Это древнее название Персии. До захвата царем Киром Мидии персы назывались эламитами. После чего новоявленная империя стала жить по единому "закону мидян и персов". А учитывая, что Мадай - внук Яфета, то персы, ставшие в 1935 году иранцами, - прямые потомки как Шема, так и Яфета. И, следовательно, чистокровные арии. Поскольку иранское слово "ариец" как раз и означает смешанную линию семито-яфетского родства.

Однако при всем уважении к Шему наибольший интерес все-таки представляет родословная Яфета. У него было семь сыновей - Гомер, Магог, Мадай, Яван, Туваль, Мешех и Тирас. Тора поименно называет всех внуков Ноя, ставших прародителями разных народов. Зато крайне скупо говорит об их потомках. Перечисляя только детей Гомера и Явана. Словно намекая, тем самым, обратить на них особое внимание. И действительно их "закодированные" имена не должны никого вводить в заблуждение. Они по-прежнему на виду, сторого выполняя отведенную каждому роль. Например, Яван - это Греция, а в более широком смысле - Византия, вернее ее религиозная правопреемница - Россия. Потомков Гомера историк Иосиф Флавий отождествлял с галлами, то бишь с нынешними французами. Они населяли и значительную часть Пиренейского полуострова. Не случайно примыкающий к Португалии северо-западный испанский регион называется Галисией. Некоторые со временем мигрировали и на Британские острова. Лингвисты утверждают, что гомераг, на котором разговаривают в Уэльсе, язык их предка Гомера.

У него, если заглянуть в родословную, было три сына - Ашкеназ, Рифат и Тогарма. Ашкеназ - еврейское название Германии, а Рифат, согласно тому же Флавию, - это Британия. Потомками Тогармы называют себя армяне. Хотя есть предположение, что от этого имени произошло название Турции, территория которой когда-то входила в состав империи Тиграна Великого. Для чего нам нужны эти подробности? Чтобы понять, как и где будут развиваться последующие события. Ибо в конце времен все эти народы опять выйдут на подмостки мировой сцены. Поэтому прислушаемся к словам пророка: «Сын человеческий! Обрати лицо твое к Гогу в земле Магог – верховному князю Мешеха и Туваля...» (Иехезкель, 38:2). Магог - второй сын Яфета. И ему, видимо, предстоит сыграть роль первой скрипки в надвигающейся общечеловеческой драме. Греки называли магогитянами скифов - древний кочевой ираноязычный народ, обосновавшийся в северном Причерноморье. Ученые до сих пор спорят об их происхождении. Подсказку, похоже, дает Геродот. Если верить мифу, первым скифом был человек по имени Таргитай. Его родила дочь реки Борисфена, которая зачала его от Зевса. Греческий отец богов соответствует древнеримскому Юпитеру, название которого идет от Яфета. А Таргитай чем-то созвучен Тогарме.

Любопытно, что и древнерусские летописные своды тоже сообщали о яфетидах. Так, небезызвестная "Повесть временных лет" относила к ним не только народы нынешней Западной Европы, но и финно-угров и славян. Это подтверждают и другие источники. Ассирийцы, к примеру, называли потомков Туваля тобали. По легенде, его имя носит столица Грузии Тбилиси. Во времена Флавия тобелиты, как он их нарекал, преодолели Кавказский хребет и двинулись на северо-восток, дойдя до реки Тобол. Отсюда, видимо, и ее название. Кстати, Флавий и потомков младшего сына Яфета - Тираса - считал ветвью "скифов", живущей на реке Бира. Хотя у греков Тирасом назывался Днестр. Поразительно и другое. Пророк Иехезкель "подредактировал" Тору, заменив имя Тирас на Рош и поставив его впереди Мешеха и Туваля. Возможно, намекая на то, что поход на Иерусалим возглавят потомки Тираса. Ведь "рош" на иврите - предводитель (глава, голова).

У мудрецов Талмуда, живших гораздо позже, несколько иной подход. «Туваль - это Бэйт-Унайки, Мешех - это Мусия, а о Тирасе разделились мнения рабби Симая и мудрецов. Он настаивает, что это Бейт-Тирайки, а они утверждают, что это Персия» (трактат "Йома", 10а). В мидрашах, на которые ссылается Иерусалимский Талмуд, вместо "Бейт-Унайки" значится "Битуния", расположенная в Малой Азии на берегу Черного моря (азиатская часть современной Турции). Рядом с ней находится и "Мусия". Кордовский дипломат при дворе халифа Абд ар-Рахмана III рабби Хисдай Ибн-Шапрут (арабская Испания, X век) в своем послании хазарскому царю назвал его "главой Роша, Мешеха и Туваля". А Хазарское царство, как известно, располагалось в нижнем и среднем течении Волги. Во времена великих Гаонов считалось, что от слова "рош" произошло и название России. Москва, кстати, тоже первоначально носила имя Мешеха - Мещёра. На диалекте проживавших здесь финно-угров.

Казалось бы, картина ясна, но не будем спешить с выводами. Рамбам не зря предупреждал, что не стоит гадать, как будут развиваться события, ибо "никто не знает, что произойдет, пока это не произойдет". С другой стороны, он же в своей книге "Мишнэ Тора" постановил, что все слова пророков - истина. Нам, живущим восемьсот лет спустя, гораздо проще. Мы можем сравнивать. И пока предсказания пророков сбываются с удивительной точностью. Самый яркий пример - возрождение Израиля. Его фантастическое процветание и необъяснимая мощь. Уже сбылись практически все основные пророчества. За исключением последнего - войны Гога и Магога, которая приведет мир к мессианской эре. А за правое дело и пострадать не зазорно. Ведь наша цель на Земле не только построить "жилище" для Всевышнего (Шмот, 25:8), но и направить человечество на путь истинного добра и справедливости.

Пока существовал Советский Союз, его поразительное сходство с Гогом почти ни у кого не вызывало сомнений. О современной России этого не скажешь. Хотя и сбрасывать ее со счетов тоже преждевременно. Через десять лет она будет на треть мусульманской. И, скорее всего, постпутинской. Но наверняка с теми же имперскими амбициями. Естественно, все это не добавит любви к Израилю. Как, впрочем, совсем не обязательно, что и резко усилит градус ненависти к нему. В общем, тут, как говорится, возможны варианты. Ибо при определенных условиях нарядиться в одеяния Гога может и Иран. После того, как Сирия окончательно войдет в орбиту его влияния, мы станем свидетелями реинкарнации Персидской империи. Пусть и не эпохи Ахеменидов, когда она была мощнейшей в мире, а более скромных времен шахиншаха Ануширавана. И кто встанет на пути Тегерана? Беспринципная ООН, защищающая права отъявленных мерзавцев и убийц? Или Европа, лежащая у иранских ног, как упавшая с дерева падалица? Мало надежд и на вошедших в политическую турбулентность Соединенных Штатов. А после Трампа они вообще могут стать призрачными.

Любое событие кажется беспрецедентным лишь до тех пор, пока не повторяется. На Востоке говорят многословно и замысловато, но зато достаточно откровенно. Вот египетская пословица, в которой вся суть арабской души: «Я - против моего брата. Мой брат и я - против нашего кузена. Мой брат, мой кузен и я - против наших соседей. И все мы - против остального мира». Устав воевать друг с другом, Эдом и Ишмаэль, то бишь христиане с мусульманами, заключат в конце концов союз. И тогда настанет "час бедствия Яакова" (Мидраш Даниэль, 12:1). Потому что «народы поставят своей целью уничтожение Израиля после того, как у него не останется ни друзей, ни защитников» (книга "Зоар", глава "Ваера"). К этому все и идет. О чем красноречивей всего говорят и резкий рост антисемитизма в мире, и набирающий силу антиизраильский бойкот в ООН, и, наконец, резкий откат от моральных норм и духовных принципов в меняющейся на глазах Америке.

Получается, что все наши потуги тщетны? И разговоры о мире и процветании как были, так и останутся пустым сотрясением воздуха? Значит, напрасно суетится Дональд Трамп, и его "сделку века" можно заранее сдавать в утиль? Да, как это ни прискорбно. Чтобы окончательно испортить отношения, достаточно начать их выяснять. Дай Б-г, конечно, чтобы я ошибался. Но предпочитаю, обращаясь к Нему, просить, чтобы Он сделал так, как нам надо, а не так, как мы хотим. И можно не сомневаться: если уж Творец дал слово, то непременно выполнит. Включая и обещание, что "исчезнут чужие народы из страны Его». (Теилим, 10:16). Стало быть, это уже не наши проблемы. Что до арабов, то они всего лишь палка в руках Всевышнего. Не будь ее, мы давно бы растворились среди народов. А в номинации "полезных идиотов" среди политиков, профессоров и так называемой творческой интеллигенции лицам с явно выраженными или слегка завуалированными семитскими чертами и вовсе равных нет. "Зоар" называет их нечестивыми, поскольку они тоже придут под стены Иерусалима. Вместе с армией Гога.

Будем считать, что и это Б-жественный замысел. Только зачем кормить пойманную рыбу? Если все заранее предопределено, то какая разница, кто возглавит поход на Иерусалим? И как вообще соотнести это с дарованной нам свободой выбора? Для начала разделим эти понятия. Что такое выбор? В простом понимании - те либо иные наши предпочтения. Одним нравится куриная отбивная, а другим подавай пельмени. Но когда речь заходит о принципах, то он превращается из капризного желания в определенную духовную категорию, где выбирать приходится уже между совершенно иными понятиями - добром и злом. Цена этого выбора - гармония. Как внешняя, так и внутренняя. Или страдания. Но при чем тут тогда свобода? Она помогает сделать осознанный выбор. А осознанным может быть только нравственный выбор. Все остальное - чисто физиологические процессы и животные рефлексы.

Теперь, вооружившись знаниями, можно смело прогнозировать, что выберет прогрессивное человечество. Смею вас уверить: самый худший вариант. Несмотря на предостережения пророков. Такова уж природа человека. События повторяются. И нам лишь остается сказать вслед за разочавшимся на склоне лет царем Соломоном: "Что было, то и будет". Любовь и ненависть. Радость и горе. Бескорыстие и зависть. Благородство и подлость. Героизм и трусость. Конец известен. Все в землю лягут. Польстившись на пустые посулы Гога. «Станет Египет пустошью, а Эдом будет пустынею безлюдной за насилие над сынами Иудейскими, чью невинную кровь проливали они в стране их» (Иоиль, 4:19). Но за это придется заплатить и собственной кровью. Не зря мудрецы говорили, что не хотели бы жить в наши времена "из-за многих бед, которые произойдут в том поколении" (трактат "Сангедрин" (98б). Но не мы выбираем время, а время выбирает нас. И если нам предстоит пережить агонию этого мира, то пусть уж будет она мгновенной. Ибо это, может быть, тот самый редкий случай, когда чем хуже, тем лучше.