Американские гарантии в плане Трампа? Они не обязывают следующего президента, да и не очень обязывают самого Трампа. Экономические жесты арабам? Это отрыв от реальности и от уроков истории
Бывший консул в США Йорам Этингер рассматривает план Трампа как очень озабочивающее доказательство отрыва составителей плана от средиземноморской реальности, при этом этот отрыв смешивается с мягким отношением к поведению палестинских арабов, начиная с 50-х годов. Результат может быть трагическим.
"Предположение, что палестинское государство может быть демилитаризованным, не террористическим и без воспитания в духе ненависти - это полная противоположность ближневосточной реальности", - говорит Этингер, перечисляя один за другим недостатки плана и, похоже, что каждый из них может служить предостерегающим прожектором для израильских политиков.
"Израиль является суверенным государством, и как таковое должно сохранять независимость решений в области внешней политики и безопасности, как поступал Бен-Гурион во время Войны за Независимость, выдерживая огромное американское и международное давление. Несмотря на это давление, он аннексировал Западный Иерусалим и не согласился отступить с территорий в Негеве и Галилее, которые мир рассматривал как оккупированные", - говорит он и напоминает также действия Леви Эшколя во время объединения Иерусалима после Шестидневной войны и строительство там, несмотря на давление из Вашингтона.
"В декабре 1981г. Бегин объявил о распространении израильского суверенитета на Голанские высоты. Президент Рейган, дружески относившийся к Израилю, заявил, что приостанавливает действие договора о сотрудничестве в области безопасности и замораживает поставки оружия Израилю. Бегин ответил, что никакие угрозы и "наказания" не запугают его и он не откажется от аннексии Голан. Сегодня ситуация гораздо лучше для нас. Причина этому – контроль Израиля над Иорданской долиной, Иудеей и Самарией, что увеличивает нашу сдерживающую силу и наш статус в глазах американцев". Этингер постановляет, что "сильный Израиль в Иудее, Самарии и Иорданской долине является страховым полисом для Иорданского королевского дома и для проамериканских государств в Персидском заливе".
Этингер подкрепляет свои утверждения своим дипломатическим опытом и знакомством с американской политикой. Обещания Трампа в отношении американских гарантий, которые предотвратят вооружение террористов в будущем палестинском государстве, Этингер предлагает ввести в пропорции, соответствующие американской Конституции. "Нужно приветствовать американские гарантии и обязательства, но не попадать в ловушку, полагая, что обещания Трампа будут обязывать его преемника. Американская конституция ясно говорит, что президентское обещание без поддержки двух третей Сената не обязывает ни одного следующего президента, да и сам президент, дающий обещания, может отказаться от них в зависимости от меняющейся ситуации".
Этингер отмечает, что есть немало прецедентов отмены таких обязательств. Одно из них – времен Картера, который одним взмахом отменил подписанный договор с Тайванем после того, как пришел в выводу, что стоит предпочесть китайский интерес подписанному соглашению. Другой прецедент касается нас: "Бен-Гурион отступил из Синайского полуострова в 1957г. после получения американского обязательства, что если Египет нарушит демилитаризацию Синая и начнет блокаду Тиранского пролива, то США будут действовать для отмены блокады пролива и возврату демилитаризации", - напоминает Этингер и добавляет, что когда перед Шестидневной войной Египет закрыл Трианский пролив, "Леви Эшколь обратился к президенту Джонсону и показал тому обязательство президента Эйзенхауэра. Ответом было, что это было решение президента, которое можно отменить. Живописным языком он добавил, что "это не стоит монеты в 10 центов". Выясняется, что Бен-Гурион и его советники не были знакомы с американской конституцией и тонкостями американских законов".
"Помимо этого", - напоминает Этингер тем, кто случайно забыл, - "Трамп не будет вечно президентом. В самом лучшем случае он будет президентом до января 2025г., а в худшем – до 2021г. Если в 2021г. он будет сменен в Белом доме представителем Дем.партии, то самым важным для того будет разбить все, на чем есть отпечатки пальцев Трампа. Я могу представить себе беседу между президентом от Дем.партии с голубиным и ультралиберальным мировоззрением (и на праймериз в демпартии достаточно таких кандидатов) и премьер-министром Израиля, который спросит почему США не реагируют на накапливающееся вооружение в палестинском государстве и игнорируют продолжающееся подстрекательство? Президент ответит ему, что он не Трамп и он понимает желание палестинцев и что никто не ожидает, что они сьанут ангелами".
В будущем, - предупреждает Этингер, - если, не дай Бог, возникнет тут палестинское государство, никто в мире не согласится с отрицанием его права как суверенного государства на вооружение своих сил безопасности и армии.
"Помимо этого, никто не знает какими будут результаты ближайших выборов в Израиле, есть возможность, что возникнет левое правительство. Кому-нибудь приходит в голову, что левый премьер-министр будет требовать от палестинцев выполнения их обязательств? Ни в коем случае".
Больше террора
В своем историческом обзоре Ближнего Востока доказывает Йорам Этингер, что чем больше дается свобод палестинцам, тем больше террора они создают. Так было в Иордании перед "черным сентябрем" 1970г., так было затем в Ливане, когда палестинцы, изгнанные иорданским королем, разожгли в Ливане гражданскую войну и были ответственными за сирийскую интервенцию в Ливан. Он также напоминает о 400 тысяч палестинцев, принятых в 50-е годы в Кувейте, получили там свободу действий и в обмен предоставили поддержку иракскому вторжению в Кувейт. "И у нас они получили права, которых у них нет ни в одной арабской стране. Мы привезли сюда 40 тысяч из Туниса, дали им благосостояние и получили от них беспрецедентные ненависть и террор".
Этингер убежден, что экономические поблажки, обещанные палестинцам Трампом, и вера Трампа, что таким образом можно будет сделать палестинцев более умеренными, - это доказательство отрыва от ближневосточной реальности. "Я не говорю с полной уверенностью, что это произойдет именно так, но на Ближнем Востоке очень важно изучить историю последних 1400 лет со времени возникновения ислама. Самый лучший сценарий на Ближнем Востоке не существует. Это регион плохих и ужасных сценариев. Наверно, приятно слушать хорошие сценарии вживания палестинцев в современное общество, но Израиль должен подготовиться к самому худшему сценарию, а не к самому лучшему".
Этингер не игнорирует военный потенциал Израиля, но выражает сомнение в способности Израиля выстоять перед трудными развитиями, к которым может прийти дело. "Чтобы понять, что ожидается в Иудее и Самарии, достаточно умножить в несколько раз происходящее в Газе. Цель террора – нанести ущерб моральному духу и стойкости, создать пессимизм в отношении будущего, что может привести к эмиграции из страны. Если нельзя будет ездить уверенно по первому или шестому шоссе или по другим дорогам, а также Газа просочится в район приморской низменности (Шфела), то существует опасение, что широкая публика утратит веру в руководство страны и стойкость и уедет отсюда".
Учитывая все это, Этингер полагает, что "Израиль обязан аннексировать Иорданскую долину, но ни в коем случае не как часть сделки, включающей создание палестинского государства. Такая сделка может перевести процесс Осло с первой скорости на пятую".
(опубликовано в 12-м номере периодического издания движения Рибонут, месяц Шват, 5780г. – 2020)
http://ribonut.co.il/images/%D7%A8%D7%99%D7%91%D7%95%D7%A0%D7%95%D7%AA%20%D7%A2%D7%91%D7%A8%D7%99%D7%AA.pdf
Перевел Моше Борухович