Maof

Sunday
Dec 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
ООН осудила иранские провокации и потребовала от Израиля немедленно прекратить их.
(Окопные новости)


Знаете, какое сейчас самое модное слово на международной дипломатической ярмарке? Геополитика. А что это такое? Наука, как утверждают политологи? Наиболее эффективный способ контроля над мировыми ресурсами, в чем почти не сомневаются не только толстосумы? Или просто грубое разграничение сфер влияния, если следовать мнению военных? Швед Рудольф Челлен, которому мы и обязаны этим понятием, особо не заморачивался, объединив два греческих слова - γῆ и πολιτική, то бишь земля и государственные дела. Немецкий ученый и по совместительству генерал Карл Хаусхофер свел всю концепцию к теории "жизненного пространства", которая получила дальнейшее развитие в гитлеровской «Майн кампф». Не потому ли послевоенные советские словари презрительно называли геополитику лженаукой, да еще и нацистской? Однако "кремлевские мудрецы" сами же ее при этом и творили.

Как бы то ни было, но болезненное стремление решать собственные проблемы за счет других, похоже, неистребимо. Как и желание прибрать к рукам все, что плохо лежит. В этом, собственно, и вся суть геополитики, в какую бы красивую "одежку" ее ни рядили. Но она понукает миром. По старым заезженным схемам. С той лишь, пожалуй, разницей, что к давно уже проверенным военному, экономическому и информационно-пропагандистскому методам воздействия на противника добавился еще и психологический. Что особенно заметно на примере бушующей российско-украинской войны. Впрочем, ничего нового и она собой не привнесла. Во всяком случае, именно с геополитической точки зрения. Опять все та же привычная демонстрация мощи, которую, учитывая соотношение сил, наверное, разумней было бы облечь не в столь откровенно грубую форму. И уж по крайней мере, не доходить до лобового столкновения, которое всегда чревато неприятными сюрпризами.

Но так устроен, видно, мир, что даже связанные одной дорогой, мы все-таки стремимся идти по ней разными путями. А потому и с разными результатами. И это не дань стереотипам. Это способ выживания в обществе, где мыслят исключительно общепринятыми шаблонами. В связи с этим вспоминается известный анекдот о еврейском мальчике, которого отправили в магазин за продуктами. По пути какие-то пьянчужки отобрали у него деньги. Он возвращается в слезах домой и рассказывает отцу о случившемся. Тот успокаивает: мол, не волнуйся, сынок, твои обидчики вернут все в десятикратном размере. И объясняет, что это всего лишь мелкие грабители, которые наверняка потратят украденные деньги на дешевую выпивку, после чего обязательно передерутся, повыбивают друг другу зубы и в конце концов вынуждены будут прийти к нему, чтобы он изготовил и установил протезы. Ну чем не геополитика? А кто кого представляет, особого значения не имеет. Более того, в событийном процессе они могут даже меняться местами.

Поэтому, как бы цинично это ни звучало, но и на "украинскую" войну смотрят вовсе не под углом того , кто прав, а кто виноват. Единственный вопрос, который больше всего волнует, чисто шкурный: выплеснется она за рамки локальной или нет? Ибо чем дольше будет затягиваться, тем сильней разгораться. Ее отголоски слышны не только в Европе. А последствия уже ощущаются во многих регионах. Но наиболее пагубны они для Ближнего Востока. Потому что обстоятельства вынуждают Россию задействовать все больше ресурсов - как технических, так и людских. Приходится даже выводить войска из Сирии, где численность воинского контингента в лучшие времена превышала 60 тысяч человек. И это коренным образом меняет расклад сил, поскольку возникающий вакуум заполняют боевики различных проиранских группировок.

Кто от этого выигрывает? Понятно, что не сирийские соседи. «Мы сталкиваемся с новыми вызовами, - отметил, выступая в Стэндфордском университете, король Иордании Абдалла Второй. - С приходом Ирана обстановка на границе резко обострилась и шансов на снижение напряженности с каждым днем все меньше». А раз он так заговорил, то, похоже, и в самом деле допекло, ибо какой ему резон драматизировать ситуацию. Не прослеживается оптимизм и в данных израильской разведки. По ее сведениям, Москва передает сирийским военнослужащим оставленное на опустевших базах вооружение, в том числе зенитно-ракетные комплексы и противокорабельные крылатые ракеты "Яхонт", способные развивать сверхзвуковую скорость. И нет сомнений, что рано или поздно оно окажется в арсеналах "Хизбаллы".

Скорее всего, это сигнал Израилю: не вздумайте, дескать, помогать Киеву, если хотите избежать неприятностей у своих границ. Косвенно на ту же мысль наводит и инцидент с обстрелом израильских самолетов из ЗРК С-300 в окрестностях города Масиаф, где под сирийским "научно-исследовательским центром" иранцы оборудовали разветвленную сеть туннелей. Несмотря на давнюю негласную договоренность между Биньямином Нетаниягу и Владимиром Путиным избегать прямой конфронтации. И дабы хоть как-то сгладить острую ситуацию сначала российские, а вслед за ними и израильские средства массовой информации свалили все на армию Асада, которой якобы уже, по существу, полностью передан контроль над "фаворитами". Что, тем не менее, не соответствует действительности. Как пояснил один из кураторов так называемого "Центра по примирению враждующих сторон в Сирии" контр-адмирал Олег Журавлев, задача именно в том и состояла, чтобы "отогнать израильские истребители, не нанося им ущерба".

И с этим, пожалуй, трудно не согласиться. Слишком рискованно передавать такую технику в руки сирийцам: могут сдуру и по своим пальнуть, как это не раз уже бывало. Да и не в российских нынче интересах проверять мастерство израильских летчиков, считающихся одними из лучших в мире. "Фавориты" их уж точно не остановят. А в случае неизбежного позора, чего Кремль допустить не может, страна наверняка лишится и этой весьма, кстати, доходной части своего экпорта. Поэтому волей-неволей приходится придерживаться годами опробованного баланса сложившихся отношений. Хотя и следует признать, что в геополитике здравый смысл играет отнюдь не определяющую роль. Порой решающим может стать самый, казалось бы, незначительный фактор. Та же, скажем, глупость. Но это уже из области психологии.

У всякой реальности свое восприятие. Со всеми ее плюсами и минусами. На наших глазах фактически рождается новый Ближний Восток. И вовсе не тот, который рисовал в своих фантазиях покойный Шимон Перес. Его контуры приобретают все более зримые очертания. В первую очередь, политические и экономические. Отказ европейцев от российских энергоносителей толкает Турцию в сторону Израиля. Что ни говорите, а запах газа тоже еще как пьянит. Правда, наметившееся сближение пока идет крайне медленно и осторожно, но даже турки знают, что лиха беда начало. И в качестве первого шага к примирению готовы даже изгнать пригретых у себя в свое время "хамасовцев". К тому же, теперь Иерусалим в каком-то смысле становится для Анкары и естественным союзником. Несмотря на вроде совершенно разные приоритеты и цели. На том же, в частности, сирийском фронте. Что заметно расширяет горизонты и двустороннего военного сотрудничества.

В свою очередь, пытается укрепить свои позиции в Сирии и Иран. О том, насколько важно для него это направление, говорит и неожиданный визит Башара Асада в Тегеран, где его лично принимал верховный аятолла Али Хаменеи. Официальные сообщения о результатах переговоров крайне скудны, но не трудно догадаться, что речь шла о переориентации военных приоритетов - с российских на иранские. Ведь кто платит, тот и повелевает. Правда, с финансами у персов хуже некуда. С одной стороны, сразу чуть ли не втрое подорожали основные продукты питания, а с другой - столь же резко упали цены на отечественную нефть. Потому что у российских сортов и качество лучше, и стоимость дешевле. Сказывается и груз санкций, освободиться от которых можно только при условии заключения ядерной сделки, но на ее пути все еще немало непреодолимых препятствий. Несмотря на титанические усилия европейцев, кровно заинтересованных в иранских энергоресурсах.

Впрочем, в конце концов к каким-либо договоренностям все равно придут. Следовательно, Израиль заранее должен быть готов к любому, пусть даже самому неблагоприятному для себя, развитию событий. Но первым делом ни при каких обстоятельствах нельзя позволить иранцам окончательно закрепиться вблизи израильских границ. А для этого необходимо полностью пересмотреть нынешнюю стратегию действий. Пора признать, что бомбардировки сопредельной территории при всей их внешней эффектности не позволяют добиться решающего перевеса. Зато дают постоянный повод для обвинений в агрессии. В итоге это сковывает инициативу, превращаясь в привычную рутину и множа вызванные ею неизбежные риски.

Израиль со всех сторон окружен карфагенами. И это, пожалуй, главное, чего на сегодняшний день добился Иран. Он всячески уклоняется от прямой конфронтации, но при этом всеми силами укрепляет подконтрольные ему группировки. Прежде всего, "Хизбаллу", которая как в военном, так и в политическом плане подмяла под себя Ливан, а теперь с успехом повторяет это и в Сирии. Недавно боевики выложили в Twitter видеоролик с запуском крылатой ракеты "Абу Махди" с дальностью полета в 1000 километров. Это аналог советской ракеты Х-55, которая разрабатывалась для оснащения стратегических бомбардировщиков Ту-95 и Ту-160 и способна нести ядерные боеголовки. Как они попали в Иран? Из Украины. Причем нелегально, поскольку должны были пройти полную утилизацию. Но кто-то решил на этом заработать.

Ливан давно превратился в полигон, где испытывается новейшее иранское оружие. И Израиль, похоже, с этим почему-то смирился. Иначе не закрывал бы глаза на наличие у "Хизбаллы" серьезных запасов различных видов противокорабельных крылатых ракет, включая и те, которые способны поражать цели на расстоянии до 500 километров. И не надо быть военным стратегом, чтобы понимать, что они несут непосредственную угрозу не только нефте-газовым промыслам, но и морским транспортным грузоперевозкам, без которых еврейскому государству не выжить. А с появлением у террористов боеголовок совершенно иного уровня, которые к тому же можно запускать как с кораблей и самолетов, так и с платформ автомобилей, больше играть по старым правилам при всем желании не получится.

Понимают ли это в Израиле? Хочется верить - да. «В течение многих лет тегеранский "осьминог" поощрял и поддерживал террор против Израиля, - заявил Нафтали Беннет, выступая на заседании правительства в преддверии визита в Вашингтон израильской делегации во главе с советником по национальной безопасности Эялем Хулатой. - Так вот, отныне эпоха иммунитета для иранского режима закончилась». Как это понимать, покажет время. Не исключено, что это всего лишь война слов. Тем более, что накануне с угрозами в адрес Израиля выступил командующий корпусом стражей исламской революции генерал Хосейн Салами. «Мы готовы к войне! - кричал он в микрофон на военном параде в честь очередной годовщины начала ирано-иракской войны. - От демона не останется и следа. Мы сровняем с землей Хайфу и Тель-Авив!».

Пока же Израиль отрабатывает имитацию воздушных ударов по иранским объектам и сирийско-ливанским целям "Хизбаллы". В рамках месячных учений "Огненная колесница", в которых были задействованы и подразделения кипрской Национальной гвардии. В ответ Иран пригрозил, что не потерпит израильских военных базах не только вблизи своих границ, но и в любых других удаленных точках региона. И это безусловный повод для того, чтобы точно такие же претензии предъявить и Тегерану. Но достаточно ли серьезные это предпосылки для объявления войны или хотя бы проведения специальной операции, если этот "политкорректный" термин здесь вообще уместен?

"Что толку говорить про осу тому, кого она ни разу не ужалила?" - гласит персидская пословица. Войну надо начинать так, чтобы казалось, что мы не ищем ничего другого, кроме мира. Думал ли Цицерон, что этот его экспромт станет краеугольным камнем мировой дипломатии на стыке XX и XXI веков? Заглянем в календарь. Ровно 60 лет назад Москва и Гавана договорились о размещении на Кубе ракетно-ядерного оружия. Это в итоге привело к Карибскому кризису. Мир оказался на грани самоуничтожения. Но кто в конечном счете вынужден был отступить? Советский Союз. Почему? Потому что Америка на тот момент была явно сильней. И хорошо об этом знала. Примерно такой же расклад сегодня и у Израиля с Ираном. Поэтому он вправе требовать от Тегерана убираться восвояси из всех приграничных стран. Вместе со своим представляющим опасность ракетным вооружением, а еще лучше - и с заботливо взращенными незаконными террористическими формированиями. И только в случае отказа продемонстрировать собственную военную мощь или, на худой конец, сдерживающие возможности.

Все давно уже сказано, но коль никто не делает выводов, то приходится снова возвращаться назад и повторять сначала. Но не будем уподобляться Плинию-старшему, который каждое свое выступление в римском Сенате заканчивал словами: "Карфаген маст би фолен!" Мы и так это знаем. И даже знаем как.