Maof

Friday
Nov 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Чудеса все-таки случаются, но над этим приходится очень много работать.
Хаим Вейцман, первый президент Израиля


Если жизнь - движение, то порой даже ошибочно выбранный маршрут способен совершенно неожиданно привести в нужное место. Главное не смотреть на мир пессимистичней, чем он смотрит на нас. Оглянитесь вокруг и обязательно увидете, какие потрясающие происходят вещи. Ну разве мог кто-либо еще совсем недавно представить, что высший генералитет Бахрейна, Египта, Катара, Арабских Эмиратов и, что совсем уж немыслимо, Саудовской Аравии будет сидеть за одним столом с израильским начальником генштаба Авивом Кохави и обсуждать самые злободневные вопросы региональной безопасности. Спасибо Тегерану. Ведь и эта, своего рода беспрецедентная, каирская конференция по углублению военного сотрудничества - несомненная его заслуга. Ибо только спесивая иранская политика позволила сделать то, чего не смог добиться ни один американский президент.

И это, судя по всему, лишь начало. Разминка, так сказать, перед следующим шагом - саммитом в Джедде, куда должен приехать Джо Байден. И в то же время важный сигнал. Как для самих участников, так и для тех, кто остается за кадром. Во-первых, встреча пройдет на уровне глав правительств. А во-вторых, в расширенном составе. К ней готовы присоединиться также и Иордания с Ираком, уже приславшие заявки. Не исключено, что их примеру последует и ряд стран Магриба. То бишь почти все основные региональные игроки, так или иначе вовлеченные в межрегиональные распри. Израиль по понятным причинам не приглашен (пока во всяком случае), но все равно будет так или иначе незримо присутствовать. Потому что без него теперь не решается, по сути, ни один стратегический вопрос. Будь то водный или продовольственный кризис, внутренние и внешние вооруженные конфликты, ядерный шантаж Ирана или кибербезопасность. Даже энергетические проблемы, которые, казалось бы, вообще никак не отражаются на богатом газом и нефтью Ближнем Востоке.

Этот саммит уже окрестили военным. Поскольку, как не трудно догадаться, его участники действительно сфокусируются исключительно на военно-политических и оборонных вопросах. Причем, как сразу предупредил саудовский МИД, палестинская тема затрагиваться не будет. Не тот формат. Да и вообще это, дескать, головная боль в первую очередь Лиги арабских стран. Естественно, такая позиция вызвала бурное негодование как в Рамалле, так и Газе. Нервно отреагировал и Амман. Правда, лишь статьей бывшего министра иностранных дел Иордании Марвана Муашера, опубликованной в американском журнале Foreign Affairs. В ней он явно перегнул палку, подвергнув резкой критике саму идею "Авраамовых соглашений", которые назвал "рецептом насилия", поскольку их цель - "отвлечь внимание мира от израильской оккупации".

Впрочем, не исключено, что этот его выпад стал реакцией на публикацию известного саудовского обозревателя Али аль-Шихаби под весьма характерным заголовком "Палестинское Хашимитское королевство". Тем более, что как раз она и произвела эффект разорвавшейся бомбы. «Пора понять, - пишет в ней автор, - что Израиль - это реальность, которую должен, пусть даже и неохотно, принять наш регион. Миром правит сила. И палестинцам придется смириться с этой болезненной реальностью, чтобы двигаться вперед, а не питать себя ложными надеждами и иллюзиями». И, словно продолжая эту мысль, предлагает: «Наиболее логичным решением проблемы мне видится создание палестинского Хашимитского королевства, куда могут, наконец, вернуться беженцы, которым ни при каких условиях не дадут интегрироваться в сопредельных странах из-за опасений, что они станут реальной угрозой для правящих элит неустойчивых арабских режимов».

В Иордании это предложение поспешили назвать "нереалистичным, нелогичным и непатриотичным", а саму статью - заказной. Хотя весь фокус в том, что и официальный Эр-Рияд стоит на тех же позициях, чуть ли не открыто поддерживая передачу власти "палестинскому" большинству. Как относится к этому король Абдалла II, догадаться нетрудно. Но он не хочет обострять отношения. Тем более, что по-прежнему верит в возможность создания "арабского NATO". Эту идею предложил еще Дональд Трамп, который считал, что новый военный союз в составе США, Саудовской Аравии, Египта, Иордании, ОАЭ, Кувейта, Бахрейна, Катара и Омана мог бы вполне успешно противостоять растущим амбициям усиливающегося Ирана. Но против MESA - Ближневосточного стратегического альянса - неожиданно выступил Каир. И инициатива заглохла. А теперь и вовсе потеряла свою актуальность. Поскольку в ней отпала необходимость.

Зато появилась серьезная альтернатива, которая имеет все шансы на успех. Собственно, ради этого скорее всего и едет на Ближний Восток Джо Байден. Речь идет о поистине грандиозном проекте, ценой которого может стать сближение Израиля и Саудовской Аравии. Суть его в развертывании противоракетного "зонтика", основным элементом которого может стать израильский комплекс "Хец-3". Чем он уникален? Прежде всего, способностью перехвата баллистических целей на высоте свыше ста километров. Или за линией Кармана, откуда начинается открытый космос. Дальность действия израильской "Стрелы" составляет порядка 2,5 тысяч километров. Хотя он способен уничтожать носители ядерных боеголовок и на вдвое большем расстоянии. Этого с лихвой хватит для нейтрализации иранской ракетно-ядерной угрозы практически в любой точке Ближнего и Среднего Востока.

Чтобы не воровать в чужом саду, нужно вырастить свой. Не всякому это дано. Да и не каждый стремится. Израиль сама жизнь заставила создавать собственный военно-промышленный комплекс. Потому что в самые критические моменты его истории "партнеры" дружно отказывали в поставках необходимого для обороны оружия. Это было ой как непросто. Ведь основу приходилось закладывать с нуля. Но зато теперь пришло время собирать урожай. Израильское оружие стоит на вооружении почти всех ведущих армий мира. Его охотно закупают даже страны NATO, хотя внутренняя политика альянса подобных "вольностей" не поощряет, поскольку это сдерживает развитие собственных возможностей и резервов. Но если тебе нечего предложить, то волей-неволей приходится пользоваться плодами чужого труда. И ума.

А Израилю есть что предложить. Он неизменный участник крупнейших международных выставок оборонной промышленности. Последняя из них - Eurosatory-22 - открылась в середине июня в Париже. Она проходит каждые два года. И израильский павильон, занимающий площадь в полторы тысячи квадратных метров, один из самых посещаемых. С продукцией, которую демонстрируют почти полсотни оборонных компаний, уже ознакомились делегации 94 стран. Среди их новинок - не имеющий аналога разведывательный дрон-квадрокоптер для сумбарин, который способен стартовать из подводного положения. Неподдельный интерес вызывают портативные радары, особенно те, которые "видят" сквозь стены. Но настоящей сенсацией стала радиолокационная станция DAiR. Она одновременно отслеживает тысячи целей, движущихся с разной скоростью. И неважно, что это - беспилотник, крылатая ракета, артиллерийский снаряд или обычная пуля. Оснащенная искусственным интеллектом система OTHELLO-P оповещает о любом выстреле, произведенном на поле боя фактически из всех видов оружия. Чтобы по-настоящему оценить это чудо, достаточно представить муравьиную кучу, в которой фиксируется движение каждого муравья.

Российско-украинская война, которую уже называют войной вчерашнего дня, кардинально изменила оружейные акценты. Армия будущего - это, прежде всего, армия умной техники. Той самой, какой обладает Израиль. Его оборонная промышленность делает основной упор на инновации и креативность. Поэтому она и всюду востребована. В прошлом году военный экспорт страны превысил 11 миллиардов долларов. И продолжает стремительно расти. Вытесняя Россию с ее привычных рынков. Как, скажем, в Азербайджане. И захватывая новые. Особенно перспективными выглядят поставки новейших вооружений в Европу, которая проявляет неподдельный интерес к высокотехнологичным израильским разработкам. Наметился прорыв и на арабском направлении. Марокко закупает зенитно-ракетные комплексы "Барак-8". На очереди разведывательные БПЛА и дроны-камикадзе. ОАЭ тоже ведет переговоры о приобретении радаров, которые необходимы для своевременного обнаружения иранских ракет и беспилотников. Общий портфель арабских заказов, по словам министра обороны Бени Ганца, уже превысил три миллиарда долларов.

Стимулировать эти связи, в свою очередь, старается и Вашингтон. Конгресс готовит специальный законопроект, направленный на укрепление арабо-израильского военного сотрудничества. Но даже после того, как он будет принят, непреодолимые разногласия по-прежнему никуда не денутся. Несмотря на безусловную заманчивость американского плана по созданию интегрированной общерегиональной противовоздушной обороны. Тем более, что на страже воздушного пространства большинства стран до сих пор находятся давно устаревшие "хоуки". Только вот как поступиться принципами? Египет, Иордания, Ирак и Кувейт, на территории которых размещены ракетные комплексы Patriot, не прочь обзавестись передовой противоракетной системой THAAD, которой могут похвастаться разве что Арабские Эмираты. При этом Ирак и Кувейт выступают категорически против каких-либо отношений с Израилем. В то время как Саудовская Аравия и Катар при определенных условиях могли бы пойти с ним на скрытую интерграцию.

Наибольший интерес для Израиля представляет, прежде всего, Саудовская Аравия. Кооперация с ней резко повысила бы радиолокационные возможности еврейского государства, которые не позволяют "дотянуться" до Ирана и Йемена. Ввиду ограниченного радиуса действий. Но и Эр-Рияд кровно заинтересован в израильских технологиях. И не прочь хоть сегодня приобрести "Железный купол", а в перспективе и боевую лазерную систему Iron Beam. Кроме того, пока одному лишь Израилю по плечу самостоятельно остановить иранскую экспансию. Его шансы еще больше возросли после того, как удалось увеличить дальность полета истребителей-"невидимок" F-35, которые теперь способны достичь иранских ядерных объектов без дозаправки и поразить их высокоточными тысячакилограммовыми бомбами. Совершенно не опасаясь средств радиоэлектронного противодействия.

Об этом хорошо осведомлены и в Тегеране. Отсюда, наверное, и столь яростная словесная истерия. Причем проклятия сыплются на головы не только израильтян, но и "продавшихся в сионистское рабство" саудитов. Вместе с "ничтожными режимами арабских лилипутов", как выразился командующий КСИР Хосейн Салами, имея, по-видимому, в виду Бахрейн и ОАЭ. В свою очередь, бригадный генерал Абольфаз Шекарчи в очередной раз пообещал "уничтожить Израиль, а заодно и весь мировой сионизм". На все эти пропагандистские штампы, предназначенные скорее для внутреннего пользования, давно никто не обращает внимания. Раз лают, значит боятся. И ведь действительно им есть чего бояться. Стоит Эр-Рияду шагнуть навстречу Иерусалиму, и тогда его примеру последует соседний Пакистан. А если учесть еще и напряженные отношения с афганскими пуштунами, так Тегерану и вовсе не позавидуешь.

Законы жизни - это во многом и законы экономики. Именно она определяет "физическую" форму страны. И на фоне нынешней международной нестабильности Израиль выглядит вполне достойно. Во всяком случае темпы его развития гораздо выше среднемировых. А среди государств, входящих в элитную OECD, он и вовсе в числе лидеров. Во многом этому способствует благоприятный инновационный климат. Израиль славится не только своими военными разработками. Ему нет равных в новаторских методах ведения сельского хозяйства, которое процветает в совершенно, казалось бы, невыносимых условиях. Для Ближнего Востока, который купается в нефти, но страдает от постоянных засух, это особенно важно. Но еще ценней поистине революционные израильские водные технологии, которыми еврейское государство готово щедро делиться.

А что может предложить Иран? Ракеты? На днях еще один генерал - Мохаммад Бакери - тоже грозил всеми земными и небесными карами "малому сатане" за то, что тот якобы поставил на грань краха соседнюю Сирию. Ладно хоть о Ливане не вспомнил. Сирия и в самом деле упала ниже некуда. Ее экспорт не дотягивает даже до миллиарда долларов. Но зато Башар Асад не жалуется. Его бизнес, построенный на производстве каптагона, принес в прошлом году почти шесть миллиардов чистой прибыли. Этот наркотик, позволяющий несколько дней кряду не спать и не есть, резко снижает чувствительность к боли и создает иллюзию супермена. "Таблетки джихада", как его часто называют, особенно популярны среди террористических организаций и группировок.

У каждого своя дорога. Нельзя одновременно и дуть, и глотать. Но кто выбрал судьбу червя не может жаловаться на то, что его раздавили.