Maof

Friday
Nov 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Нет стран, которые бы Израиль ненавидел, но есть страны, которые не за что любить.
Из напутствия новым репатриантам


Жизнь полна нелепостей. И в этом ее суровая правда. Ну как, к примеру, объяснить, что сын русского и китайки - метис, а сын русского и негритянки - мулат, но сын русского и еврейки - еврей? (прим.ред. - не все согласны с этим определением) Вопрос чисто специфический и требует определенной подготовки. Поэтому для многих просто необъясним. Да и по большому счету неинтересен. Мало ли несуразностей на свете? А кто не понимает логики, обычно не понимает и того, что он ее не понимает. Ибо логику в логике видят только логики. Да и то не все. И посему сегодня зачастую вообще бесполезно кому-либо что-то доказывать. Тем более, когда и элементарной логикой даже не пахнет. Как в случае с опубликованным на днях пятнадцатым по счету "Глобальным индексом миролюбия".

В чем его суть? Если исходить из критериев разработчиков - экспертов Сиднейского университета, то это комплексный показатель, характеризующий, с одной стороны, уровень насилия внутри государства и с другой - степень агрессивности его внешней политики. Проще говоря, насколько безопасна та или иная страна для проживания. В том числе и для соседей. Высчитывается Global Peace Index на основе 23 основных показателей. Условно их можно разделить на три группы. Во-первых, вовлеченность в конфликты, будь то внутренние либо внешние, а также наличие пострадавших в их результате. Во-вторых, политическая стабильность и моральное состояние общества: количество тяжких преступлений, самоубийств и заключенных на душу населения, отношение к ксенофобии и соблюдению прав человека, доступность оружия, вероятность и размах террористических угроз. И, наконец, масштабы милитаризации.

В чем, на мой взгляд, главный недостаток составителей индекса? Они пытались совместить несовместимое. Потому и картина вырисовывается далекой от реальности. Начнем с Исландии, которая названа самой миролюбивой. Непонятно, как она вообще попала в список. Армии у нее нет. Да и зачем, если страну защищает НАТО? Территория сопоставима с южнокорейской. При населении менее 350 тысяч и плотности чуть более трех человек на квадратный километр. Но поскольку основной род деятельности островитян - рыболовство, то шанс встретить соседа на суше еще ниже. И тем не менее, по уровню преступности Исландия далеко не идеальна, уступая, допустим, не только Швейцарии или Японии, но даже таким явно не безупречным странам, как Эстония либо Армения. И, если уж на то пошло, всего на двадцать пунктов опережая возведенный чуть ли не в ранг монстра Израиль.

Тут, между прочим, снова возникают вопросы. По какой, например, графе должен проходить терроризм, если до сих пор нет его четкого определения? Даже в официальных документах это понятие обязательно стараются заменить чем-нибудь более благозвучным. В итоге те же ХАМАС или "Хезболла" вроде, казалось бы, незаконные военизированные группировки, но в то же время - легитимные борцы за свободу и независимость. Только непонятно от кого. Отсюда и совершенно абсурдное, но все же почти повсеместно узаконенное деление этих оплачиваемых извне формирований на так называемое боевое и политическое крыло. А это все равно, что освободить убийцу и осудить нож, поскольку именно им была нанесена смертельная рана. Смешно? Не очень. Только вот без аллегрии на чушь и абсурд становится нормой. Не потому ли подавляющее большинство стран вообще панически боится даже самого слова "террор", вынося его за рамки любой отчетности?

Из тех же соображений, похоже, исходили и составители рейтинга. Иначе вряд ли стали бы отдельно выделять Палестину. Да еще демонстративно выставлять ее белой и пушистой. В противовес "милитаристскому" Израилю. Не зря, видимо, статистику называют самой точной из лженаук. Хотя она скорее напоминает психиатрию, поскольку из достоверных цифр чаще всего выводит недостоверные факты. Все прочие "клинические" отклонения, включая безотцовщину или трудное детство, не в счет. За последние полгода "палестинцы" совершили свыше 3700 атак против израильтян, в результате чего погиб 21 человек и 316 были ранены. В какой раздел и на чей баланс записать эти цифры? Прямо как в той поговорке получается: ни среди телят, ни среди стада. А в итоге вообще какая-то совершенно странная правовая конструкция: Газа атакует, Иерусалим отбивается, а Рамалла руки потирает да еще и судом грозит.

И все-таки, какое это имеет отношение к рейтингу миролюбия? Самое непосредственное. Израиль расположился в нем на 152 месте - между Зимбабве и Северной Кореей. Даже Сирия, где бушует нескончаемая гражданская война, на пятьдесят позиций впереди. Иран тоже в очень даже приличной компании с Мексикой и ЮАР. Существенно подпортить картину могла, конечно, прошлогодняя операция "Страж стен", проведенная в ответ на массированные ракетные обстрелы израильских городов и населенных пунктов. Но и страны Персидского залива вовлечены в кровавый конфликт с йеменскими хуситами, что, тем не менее, никак не портит имидж Саудовской Аравии. И нисколько не мешает Арабским Эмиратам и Кувейту держаться в лидирующей группе.

Проблема, однако, не в Израиле. Проблема в отношении к нему. Хотя, если посмотреть шире, то и ее можно свести к простой аксиоме: когда у евреев все хорошо, другим от этого почему-то очень плохо. Стоит лишь посмотреть на ситуацию под другим углом, и она уже не выглядит столь удручающей. По индексу безопасности Израиль входит в первую тридцатку, что, согласитесь, совсем неплохо для государства, находящегося в перманентных условиях "осажденной крепости". А по уровню счастья и вовсе занимает девятую позицию. И это реальный показатель комфортности, который в одинаковой степени испытывают как евреи, так и арабы, коих в стране, между прочим, почти четверть населения.

Насильно мил не будешь. Это, по-видимому, тот самый случай, когда говорят, что в любимом человеке нравятся даже его недостатки, а в постылом раздражают и достоинства. Израиль презрительно сравнивают с перчаткой, надетой на чужую руку. И при любом удобном случае стараются всячески унизить. Последний скандал спровоцировал Милун Котари - один из членов постоянно действующей комисии ООН по правам человека, расследующей "израильские преступления на оккупированных территориях", который договорился до того, что вообще поставил под сомнение право еврейского государства на существование. Но было бы глупо считать, что это его личное мнение. С ним всецело согласна и председатель комиссии Нави Пиллэй. Давний, кстати, недруг Израиля из Южной Африки. Как и еще один "эксперт" - австралиец Крис Сидоти.

Ненависть, как и любовь, нередко совершенно безрассудна. Особенно в политической жизни, которая и без того полна противоречий и страстей. И все-таки не надо путать безрассудство с подстрекательством. А как иначе расценить ничем не спровоцированный выпад Котари? Ведь он тем самым дал карт-бланш террористическим группировкам на новые антиизраильские авантюры. Чем в принципе немедленно и воспользовался "Исламский джихад", обрушив на головы израильтян свыше тысячи ракет. Но сострадание у нас сейчас тоже измеряется рейтингами. И Израиль даже тут явно не в фаворе. Делегация ООН прибыла в Газу еще до созванного в срочном порядке заседания Совета безопасности. Но вовсе не для "нормализации обстановки", как было заранее заявлено, а для подсчета нанесенного сектору ущерба. Значит снова следует ждать все тех же новых старых выводов.

Казалось бы, открытых ненавистников Израиля вроде не так уж и много, но почему-то на них всюду постоянно натыкаешься. Одно дело, когда негодяев и убийц приходится защищать по долгу службы, и совершенно другое - браться за это добровольно и самозабвенно. Переубеждать несостоявшегося архитектора Котари, подвизавшегося на правозащитном поприще, бессмысленно. Как и пенсионерку теперь уже международного значения Пиллэй. В чем в чем, а в науськивании они поднаторели. Но чтобы понять "палестинцев", надо побывать в их шкуре. Либо хотя бы пожить рядом с ними. Не с теми, кто охраняет мешки с дареными долларами и евро, а кто во всю глотку вопит "SOS!" в социальных сетях или изливает свою боль на демонстрациях протеста. И не против израильской блокады или оккупации, а против узаконенной бедности и безработицы, против правового беспредела, избиений и пыток, культивируемых людоедскими диктатурами укоренившимися в Рамалле и Газе. Кстати, и нынешнее "неплановое" приграничное обострение тоже во многом именно этим и вызвано. Потому что это самый доступный и легкий способ отвлечь внимание от назревших проблем и хоть как-то сбить волну недовольства.

Соседей, увы, не выбирают. Просто такое уж у Израиля, наверное, еврейское счастье. Но жизнь - не рейтинговая лестница. И везет обычно тому, кто успел сделать то, что другие только собирались делать. Поэтому бесполезно наводить порядок в том, от чего лучше побыстрей избавиться. Все государства миролюбивы. И все готовятся к войне. В этом весь парадокс. Ибо оценивать степень миролюбия можно лишь чисто условно. Судите сами. В первую десятку кроме Исландии вошли еще пять евроейских стран. Дания, Норвегия и Словения - члены НАТО. Российско-украинская война толкнула в его объятия Финляндию. На очереди и придерживавшаяся до сих пор нейтралитета Австрия. Все они дружно бросились наращивать свою военную мощь. Что в общем-то и понятно: запахло жареным. Далее - Япония. Конституция запрещает ей иметь собственные вооруженные силы, но, тем не менее, в рейтинге сильнейших армий она на пятой позиции. Новая Зеландия и замыкающая десятку Австралия - участники военного союза АНЗЮС. Канберра к тому же двенадцатая в мире по военным расходам.

И, наконец, Катар. Специально выделяю его отдельно, поскольку это единственная арабская страна, вырвавшаяся в лидеры по миролюбию. По мнению составителей. А насколько это корректно, пусть каждый решает самостоятельно. Итак, военные расходы Катара - 11,6 миллиардов долларов. В четыре раза больше, чем десять лет назад. Это почти половина иранского оборонного бюджета. Но в Иране свыше 85 миллионов человек, а катарское население не дотягивает и до трех миллионов. Доху это нисколько не смущает. Она крепит свои военно-морские силы так, что у соседей только слюнки текут. В то время как в итальянскую казну текут евро. Рим руками ведущего судостроительного концерна Fincantieri вовсю осваивает пятимиллиардный контракт, согласно которому обязался поставить вертолетоносец, четыре корвета, несколько патрульных катеров, но самое, пожалуй, главное - новейшие подлодки. И с кем, интересно, собирается воевать Катар? Или эмиру просто нравится играть в солдатики?

Согласно данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира, в прошлом году общие военные расходы увеличились на 0,7% и впервые превысили два триллиона (!) долларов. А с какими показателями завершится нынешний год и подумать страшно. Особенно если учесть их теперешний беспрецедентно взрывной рост. Выстраиваемые годами международные концепции рушатся прямо на глазах. В центре Европы бушует война. Ближний Восток напоминает пороховую бочку. Снова не спокойно на Кавказе. И ко всему прочему добавился еще и острый кризис в Юго-Восточной Азии. ООН с ее лицемерной доктриной "мягкой силы" в очередной раз подтвердила свою полную несостоятельность. Европейская концепция о худом мире, который лучше доброй ссоры, тоже окончательно провалилась. Как и американский подход: зачем ссориться, если проще вообще всех игнорировать?

Воюя за прошлое, проиграешь будущее. То, что упустили великие державы, с лихвой наверстывают региональные игроки. Например, Турция за двадцать последних лет шагнула по экспорту оружия с тридцать шестого на двенадцатое место. И продолжает наращивать мощности изголодавшегося военно-промышленного комплекса. Прежде всего, за счет резкого роста покупательского спроса на беспилотники Bayraktar, названные в честь Сельчука Байрактара - владельца компании-производителя дронов и одновременно зятя Реджепа Эрдогана, что, как сами понимаете, многого стоит. Они заметно проще американских, израильских и даже китайских БПЛА, но вполне эффективны, если исходить из опыта их применения в Сирии, Ливии, Нагорном Карабахе, а теперь еще и в российско-украинском противостоянии.

Мир возвращается к законам джунглей, где каждый сам за себя и где сильный съедает слабого. А льва шилом не напугаешь. Поэтому на первый план выходит способность государства отстаивать свои интересы любыми доступными способами, включая военный. И уже не столь важно, сколько у тебя самолетов, танков, кораблей или ракет. Выигрывает в первую очередь тот, кто сам разрабатывает и производит высокоточное оружие. Те же дроны, которые, по сути, открыли новую эру ведение войн. И Израиль на этом фоне выглядит вполне прилично. «В мире уже насчитывается свыше 40 типов боевых беспилотников, - пишет немецкая Die Welt. - Они способны не только вести разведку, но и наносить точечные ракетно-бомбовые удары. Однако самые опасные из них так называемые "камикадзе". Особенно израильского производства».

Однако не только барражирующими боеприпасами и ударными дронами славится израильский военпром. Основу военного экспорта страны, который, между прочим, уже превысил 11 миллиардов долларов и продолжает стремительно расти, приближаясь по объему к оборонному бюджету, составляют системы ПВО и противоракетной обороны, радары, авионика и оптоэлектроника, боевые модули и пусковые установки, средства связи и разведоборудование и даже, что совсем уж неожиданно, спецтранспорт и БТР. Но главной сферой по-прежнему остается кибербезопасность. На нее приходится около 20% всех инвестиций. А доля БПЛА, которые хоть и пользуются огромным спросом, составляет всего девять процентов.

Нет ничего проще, чем манипулировать общественным мнением. И если нам пытаются навязать те или иные рейтинги, значит это кому-то надо. Но какими бы добрыми намерениями ни прикрывались их составители, факт остается фактом: пока существуют внешние угрозы, все разговоры о мире и добрососедстве останутся пустым звуком. Израиль каждодневно ощущает это на себе. Ведь ему нередко приходится решать задачи, которые по плечу разве что сверхдержаве. И эту неподъемную ношу никакими рейтингами не измерить. Но рейтинг все-таки не репутация. Ибо неважно, кто и что о тебе говорит. Важно, что ты делаешь.