Госсекретарь Энтони Блинкен и советник по национальной безопасности Джейк Салливан считают, что расширение соглашений Авраама, укрепление израильско-саудовского оборонного и коммерческого сотрудничества и заключение израильско-саудовского мирного соглашения обусловлены крупными уступками Израиля палестинской автономии.
Соответствует ли такое убеждение ближневосточной реальности?
Арабские интересы
* Подписание соглашений (потомков) Авраама и роль Саудовской Аравии в качестве критической движущей силы соглашений были обусловлены национальной безопасностью, экономическими и дипломатическими интересами Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Бахрейна, Марокко и Судана.
* Заинтересованность арабов в мирных соглашениях с Израилем была вызвана не осознанием того, что еврейское государство искренне стремилось к мирному сосуществованию, ни отходом от основных принципов ислама. Это было мотивировано оценкой того, что передовые военные (Qualitative Military Edge), технологические и дипломатические возможности Израиля будут эффективно решать насущные проблемы соответствующих арабских стран перед лицом общих и смертельных врагов, таких как иранские аятоллы и терроризм Братьев-мусульман.
*Саудовская Аравия и шесть арабских мирных партнеров Израиля (включая Египет и Иорданию) осознают, что Ближний Восток напоминает вулкан, который время от времени выбрасывает взрывчатую лаву – внутри страны и/или в регионе – непредсказуемым образом, о чем свидетельствует 1400-летние бурные внутриарабско-мусульманские отношения, а недавно продемонстрированное арабским цунами, которое разразилось в 2011 году и бушует до сих пор.
Они хотят свести к минимуму влияние режимов-изгоев и поэтому опасаются характера предполагаемого палестинского государства, учитывая отрицательный опыт палестинских межарабских отношений, который превратил палестинцев во внутриарабский образец подрывной деятельности, терроризма, предательства и неблагодарности.
* Они обеспокоены эрозией позиции США по сдерживанию, которая является их наиболее важным компонентом национальной безопасности, и встревожены 43-летней дипломатической политикой США в отношении иранских аятолл, которая поддержала террористическую деятельность аятолл, незаконный оборот наркотиков и баллистические возможности. Они также обеспокоены поддержкой США Братьев-мусульман, которые являются крупнейшей суннитской террористической организацией с религиозными, образовательными, социальными и политическими подразделениями. И они осознают неэффективность НАТО (только разговоры), нерешительность Европы и уязвимость всех других арабских стран.
Роль Израиля
* Саудовская Аравия и арабские партнеры по мирным соглашениям с Израилем ощущают на своем горле нож аятолл и Братьев-мусульман. Они считают Израиль самым надежным «агентом по страхованию жизни» в регионе. Они рассматривают Израиль как наиболее эффективное средство увеличения силы США на Ближнем Востоке и ценят проверенную израильскую позицию сдерживания; играя своими военными мускулами против иранских аятолл в Ливане, Сирии, Ираке и самом Иране, а также против палестинского терроризма и терроризма «Хизбаллы». Они уважают уникальные контртеррористические разведывательные и учебные возможности Израиля, а также его революционную военную и антитеррористическую боевую тактику и технологии.
* Взгляд арабов на Израиль как на надежного партнера в «черный день» подкрепляется готовностью Израиля бросить вызов давлению США, когда речь идет о наиболее важных для национальной безопасности и исторических кредо Израиля (например, об Иране, Иерусалиме, Иудее и Самарии). Кроме того, Саудовская Аравия и другие мирные партнеры Израиля стремятся использовать репутацию Израиля среди большинства американцев — и, следовательно, среди большинства сенаторов и представителей Палаты представителей — в качестве площадки для укрепления своих военных, коммерческих и дипломатических связей с США.
* Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Бахрейн озабочены проблемой экономической диверсификации, понимая, что они чрезмерно зависят от нефти и природного газа, которые подвержены волатильности цен, истощению и могут быть заменены новыми более чистыми и более экономичными видами энергии.
Таким образом, они считают новаторские технологии Израиля наиболее эффективным средством диверсификации своей экономики, создания большего количества рабочих мест в неэнергетических секторах и создания базы для альтернативных источников национального дохода, укрепляя при этом внутреннюю и национальную безопасность.
*Соглашения Авраама, мирные соглашения Израиля с Египтом и Иорданией, а также беспрецедентное расширение оборонного и коммерческого сотрудничества между Саудовской Аравией и Израилем демонстрируют, что важнейшие интересы арабской национальной безопасности могут преобладать над фундаментальными принципами ислама, такими как 1400-летней давности отказ от любого «неверного» суверенитета в «обители ислама». Более того, критически важные интересы национальной безопасности могут привести к резкому изменению в сторону умеренности арабской системы образования, что является наиболее достоверным отражением чьего-либо видения и политики.
Таким образом, в отличие от Палестинской администрации, Объединенные Арабские Эмираты искоренили учебную программу по воспитанию ненависти, заменив ее произраильской/еврейской учебной программой.
Долговечность Авраамских соглашений
* Успех соглашений Авраама стал результатом того, что Государственный департамент США избежал систематических ошибок. Ведь ранее госдепартамент породил целый ряд неудачных мирных предложений, сосредоточенных на палестинском вопросе, в то время как соглашения Авраама обошли палестинский вопрос, избегая палестинского вето и сосредоточив внимание на арабских интересах. Поэтому долговечность Авраамских соглашений зависит от интересов соответствующих арабских стран, а не от палестинского вопроса, который не является первоочередным для любой арабской страны.
* Срок действия Авраамских соглашений зависит от стабильности отдельных арабских стран и Ближнего Востока в целом.
* Соглашение Авраама дало первоначальные и беспрецедентные признаки умеренности, современности и мирного сосуществования, что требует от США поддержки соответствующих проамериканских арабских режимов, а не оказания на них давления (например, Саудовская Аравия и ОАЭ).
*Однако не следует игнорировать серьезные угрозы долговечности договоренностей, исходящие от вулканической природы нестабильного, крайне раздробленного, непредсказуемого, крайне нетерпимого, недемократического и нестабильного Ближнего Востока (в отношении внутриарабских отношений !). Эти неотъемлемые угрозы были бы резко смягчены решительной поддержкой США.
* Серьезной угрозой Соглашению Авраама является шаткий характер большинства арабских режимов на Ближнем Востоке, что приводит к шаткой политике и шатким соглашениям. Например, кроме арабского цунами 2010 года (которое до сих пор бушует на арабской улице), смена режимов без выборов происходила (с резкой сменой политики) в Египте (2013, 2012, 1952), Иране (1979, 1953), Ирак (2003, 1968, 1963-дважды, 1958), Ливия (2011, 1969), Йемен (гражданская война с 90-х, 1990, 1962) и др.
*Региональная стабильность, соглашения Авраама и интересы США будут подорваны предложенным палестинским государством к западу от реки Иордан (принимая во внимание внутриарабский палестинский послужной список). Это свергнет проамериканский хашимитский режим к востоку от реки; превратит Иорданию в еще одну платформу регионального и глобального исламского терроризма, подобную Ливии, Сирии, Ираку и Йемену; запустит сценарий домино, который будет угрожать каждой проамериканской арабской нефтедобывающей стране на Аравийском полуострове; создавая сильный попутный ветер для иранских аятолл, России и Китая и серьезный встречный ветер для США.
* В то время как реальность Ближнего Востока определяет политику и соглашения как переменные компоненты национальной безопасности, топография и география Иудеи и Самарии (Западный берег) и Голанских высот являются фиксированными компонентами минимальных требований безопасности Израиля в реальности незападного Ближнего Востока. Восток. Неподвижные компоненты национальной безопасности Израиля обеспечили его выживание и значительно усилили его потенциал сдерживания. Они превратили еврейское государство в уникальную силу и мультипликатор доллара для США.
* Чем надежнее Авраамские соглашения и чем надежнее Израильская позиция сдерживания, тем стабильнее проамериканские арабские режимы и Ближний Восток в целом; тем более сдерживаемы антиамериканские мошеннические режимы; менее сильны ближневосточные эпицентры антиамериканского терроризма и незаконного оборота наркотиков; тем более укреплена глобальная позиция США и тем слабее позиция врагов и противников США.
* Будут ли арабские режимы «Соглашений Авраама» обусловливать свои критически важные связи с Израилем израильскими уступками палестинцам, которых они считают мошенническим элементом? Пожертвуют ли они своей национальной безопасностью и экономическими интересами на алтарь палестинского вопроса? Отрежут ли они себе нос назло своему лицу?
Тот факт, что эти арабские режимы заключили Соглашения Авраама, не обусловливая их уступками Израиля палестинцам, и что они ограничивают свою поддержку палестинцев разговорами, а не действиями, дает ответ на эти три вопроса.
theettingerreport.com
Перевод с английского Игоря Файвушовича