Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Далеко ли зашел бы Моисей, если бы он устраивал опросы общественного мнения в Египте?
Гарри Трумэн


С чего начинаются межличностные отношения? С взаимного уважения. А деловые? С взаимного доверия. Почему же тогда международные отношения строятся исключительно на взаимном интересе? Потому что они напрочь лишены искренности. А если нет искренности, то нет и отношений. Или они настолько пропахли парами бензина, что нужен лишь повод, чтобы зажечь спичку. Даже при наличии честности. Ибо сама по себе честность не прибавляет искренности. Главное их отличие в том, что честным противопоказана ложь, а искренние никогда не опустятся до лицемерия. Проблема, однако, в том, что современная международная политика базируется на совершенно иных ценностях, которые мы называем двойными стандартами.

Нет смысла говорить о том, что значит для Израиля да и для евреев в целом день памяти жертв Холокоста. А какова реакция так называемого международного сообщества? Евросоюз выступил с очередным дежурным заявлением, обещая и впредь бороться с антисемитизмом и отрицателями Катастрофы. Но все их потуги скорее напоминают борьбу нанайских мальчиков. Чем больше европейцы "борются" с этим монстром, тем сильней он становится. Да и как иначе, если они в большинстве своем по-прежнему уверены, что в руках евреев сосредоточено "слишком много власти". Их обескураживает и раздражает постоянно растущая военно-экономическая мощь еврейского государства, несоразмерная ни с его размерами, ни с его населением. Ведь так не бывает, потому что не может быть. Ничего не поделаешь - старые стереотипы живучи. А если с ними и борются, то в основном на словах. Отсюда и результат. Только за первые три месяца 2023 года число зарегистрированных антисемитских инцидентов в мире увеличилось на 22 процента.

Америке тоже похвалиться особо нечем. Несмотря на регулярные месячники еврейского наследия. Вот и предпоследнюю неделю апреля Джо Байден объявил днями памяти жертв Холокоста, призвав не забывать уроков истории. Выступил с посланием и госсекретарь Энтони Блинкен, предложив почтить память всех убитых нацистами людей, включая цыган, славян, инвалидов и сексуальных меньшинств. Сказано это было, может, и искренне, но явно не к месту. Тем более, в восьмидесятую годовщину героического восстания в Варшавском гетто. У цыган, потерявших почти половину своих собратьев, собственная траурная дата. Они отмечают день памяти жертв геноцида 2 августа. Что до славян, то они ни под одну из этих категорий не подпадают. Хотя в каждой стране есть собственная скорбная дата и особые ритуалы для почитания памяти трагически погибших сограждан. Это лучшее лекарство от забвения.

Человеческая память, увы, избирательна. И только у преступников она безукоризненна. Они быстро все забывают. Как ООН, которая одинаково дружелюбна ко всем, кто ей безразличен. Поэтому ее официальному представителю Стефану Дюжаррику было явно не до израильской траурной даты. Он так гневно обвинял США в шпионаже за своими сотрудниками, включая генсека Антониу Гутерриша, что даже видавшие виды репортеры быстро ретировались с его пресс-конференции. То, что высокооплачиваемые ооновские бездельники неровно дышат при одном лишь упоминании Израиля, давно уже никого не удивляет. А если что и удивляет, так это безмерная наглость, которую они себе позволяют. Взять хотя бы Франческу Альбанезе, спецдокладчика по палестинским территориям (было бы хлебное место, а нахлебники найдутся), заявившую, что Израиль, "колонизирующий чужие земли", не имеет права на защиту, поскольку главная угроза исходит как раз от него самого.

Трудно оставаться юродивым от политики и при этом не превратиться в идиота. Шуты тем были и хороши, что резали в глаза правду-матку. Генсекам в отличие от королей правда не нужна. Шуты, впрочем, тоже. Если ключевые позиции в ООН захватили такие, как Альбанезе, то Гутерришу стоит действительно начать остерегаться. Ибо померещившаяся слежка может показаться лишь легким недоразумением, вызывающим разве что улыбку. И хотя смех - хорошая защита от страха, сумасшествие он не лечит. Есть вещи, над которыми не насмехаются. Принимать или не принимать Холокост - вопрос совести. А вот явный исторический подлог - это уже откровенная подлость. Но генассамблею ООН, тем не менее, это не смутило. Проигнорировав израильский юбилей, она торжественно отметила 75-летие "палестинской катастрофы". Под аккомпанемент безудержной аббасовской лжи. И нескрываемой коллективной неприязни к Израилю. Подлость заразительна и, стало быть, универсальна.

В этом году день памяти жертв Холокоста совпал с днем иранской армии. И Ибрахим Раиси ничего умнее не придумал, чем пригрозить евреям второй катастрофой. Пока, правда, только для жителей Тель-Авива и Хайфы. Грязному рту и золотые зубы не помогут, говорят в таком случае евреи. Но одно дело, если, сжигая американские и израильские флаги, беснуются и угрожают генералы, и совсем другое, когда сдают нервы у президента. Что же его выбило из колеи? Мало кто обратил внимание на реплику американского министра обороны Ллойда Остина, произнесенную после встречи с Биньямином Нетаньягу: «Он вернулся к власти, чтобы предотвратить превращение Ирана в ядерную державу. И не остановится ни перед чем. Даже если придется действовать в одиночку». Израилю действительно приходится торопиться. Иран в любой момент может приступить к сборке атомной бомбы, если уже вообще не приступил. К тому же, как раз истекло действие оружейного эмбарго ООН, что дает возможность наряду с обычным вооружением открыто закупать и недостающие ракетно-ядерные компоненты.

Казалось бы, это должно напрячь, прежде всего, Израиль, которому в случае серьезной заварухи трудно рассчитывать на чью-либо помощь. Однако почему же тогда вдруг запаниковал тегеранский режим? Причиной стал неожиданный приезд в Иерусалим наследного иранского принца Шахзаде Резы Пехлеви, у которого, оказывается, достаточно много сторонников как в Исламской республике, так и за ее пределами. Причем не только среди нацменьшинств, но и самих персов. Этот откровенно демонстративный визит стал недвусмысленным предостережением для аятолл. И они его услышали. Ибо при всей своей напускной браваде хорошо понимают, что война с Израилем может обернуться для них потерей власти. Тем более, что ее, как мы видим, есть кому подхватить. Иран - многонациональное государство с крайне обостренными межнациональными отношениями. А применяемый нынче чисто клерикальный подход к их сглаживанию лишь усугубил ситуацию. И привел к поиску альтернативы, которой вполне может стать возрождение шахской династии.

Каждый народ вправе сам решать свою судьбу, если при этом признает это право и за всеми остальными народами. А гарантом должна выступать ООН. Так и было изначально задумано. И на каком-то этапе даже работало. Но только не применительно к Израилю. Многие смотрят на него как на незаконнорожденного ребенка, считая чуть ли не исторической ошибкой. Даже теперь, спустя 75 лет после чудесного возрождения из пепла. И все-таки есть определенная закономерность, что буквально сразу за Йом а-Шоа - днем национальной памяти - Израиль празднует День независимости. Потому что, как это ни горько сознавать, не было бы Холокоста - не было б и Израиля. А не будь Израиля, то и евреи превратились бы в исчезающую нацию. Только в послевоенной Америке "жертвами ассимиляции" стали, как минимум, 25 миллионов человек. Но еврейский народ по-прежнему живее всех живых. Да еще и процветает. Несмотря ни на что.

В этом, собственно, и главный "секрет" всеобщей совершенно иррациональной зоологической ненависти к Израилю. Ведь обычно ненавидят того, перед кем испытываешь чувство вины. Или кому чем-то очень обязан. Не следует сбрасывать со счетов и элементарную зависть. Если это и болезнь, то разве что бездарей и бездельников. А их больше всего как раз в Рамалле и Газе. Стоило президенту Европейской комиссии Урсуле фон дер Ляйен слегка польстить Израилю, превратившего пустыню в цветущий сад, как "палестинский" МИД потребовал ее немедленных извинений за распространение "расистских пропагандистских штампов". Ну, откуда было знать бедной Урсуле, что подобные "ложные и неуместные высказывания фальсифицируют историю, увековечивают отрицание Накбы и обеляют израильский режим апартеида"?

Самое смешное, что, захлебываясь ядовитой слюной, "ляйенкритики" по-прежнему норовят набивать рот сразу обеими руками. Благо, что за рабский труд ничегонеделания платят по высшему разряду. Как и за словоблудие доморощенных пропагандонов. «Палестина никогда не была пустыней, расцветшей в эпоху израильского варварства, - вещает хамасовский "мидовец" Басем Наим. - Еще тысячи лет назад она стала колыбелью цивилизаций, местом средоточения науки и прогресса». Что верно, то верно. Только без псевдонарода, который за последние полвека сумел выцыганить у сердобольных доноров почти полтриллиона долларов. И продолжает нагло требовать еще. А почему бы и нет, если дают? Впрочем, и Израиль не слишком бурно возражает. В конце концов, всегда найдутся те, кому становится плохо только при одной мысли, что евреям хорошо. Так что, уж лучше быть предметом зависти, чем сострадания.

Формула успеха проста. Надо только очень сильно поверить в себя. Даже тогда, когда в тебя никто не верит. Это, между прочим, об Израиле. И его юбилей, несмотря на то, что он прошел почти незамеченным, тоже стал своего рода орудием мести. Тем, кто ни при каких обстоятельствах не готов признать чужую, а стало быть и чуждую им славу. О государстве судят по его достижениям, а не по негативному отношению к нему сторонних наблюдателей и критиканов. Маленькой стране, ставшей уже совсем не маленькой, действительно есть чем гордиться. По внутреннему валовому продукту она обошла Австрию и почти вплотную приблизилась к Бельгии, что еще несколько лет назад казалось просто фантастикой. А по ВВП на душу населения и вовсе поднялась на тринадцатую позицию. Поэтому не удивительно, что и среди самых счастливых стран Израиль на почетном четвертом месте.

Конечно, относиться к статистике всегда следует осторожно. Во всяком случае, до тех пор, пока не поймешь, о чем она умалчивает. Но тот же показатель счастья определяется путем опроса населения страны проживания, что резко сужает рамки манипулирования. А ВВП уже почти сто лет высчитывается по единым стандартам. В отличие от других так называемых рейтингов, не освобожденных от пут политического влияния. И стоит ли удивляться, что рейтинговое агентство Moody's решило снизить прогноз на суверенный кредитный рейтинг Израиля с позитивного на нейтральный? Причем старший вице-президент Moody's Кэтрин Мюльброннер была вполне откровенной: «Единственной причиной, заставившей нас пойти на такой шаг, стала проводимая правительством судебная реформа». Ни больше и ни меньше. И наплевать на экономические результаты. Не в счет и постоянный рост валютных резервов. Не впечатляет даже снижение госдолга до уровня, о каком может лишь мечтать подавляющее большинство развитых стран. И вообще, кто такой этот Биньямин Нетаниягу? Какой-то там мелкий премьеришка в эпоху великих "мюльброннерных" финансовых звезд.

Ну что ж, откровенность за откровенность. Ведь и в Израиле немало тех, кто мыслит примерно так же. Что до Америки, то для большинства тамошних евреев Израиль и вовсе до лампочки. Они и в собственной стране никак опредилиться не могут. Человека часто сравнивают со вселенной. Будем считать - авансом. А на самом деле он - всего-навсего сгусток поступков. И если исходить из этого, то Нетаниягу есть чем гордиться. Именно он двадцать лет назад, вступив в должность министра финансов, заложил основы нынешней процветающей экономики. Но тогда, истерзанная арабским террором страна, находилась на грани дефолта. Спасти от него могло только чудо. И этим чудом оказался Стэнли Фишер, который не устоял перед "нетанияговой" харизмой и согласился возглавить Банк Израиля. С окладом в 130 тысяч долларов. После десяти миллионов, которые он получал в Citigroup. Вот и посчитайте, сколько он потерял за восемь лет.

Такие люди на вес золота. Им при жизни надо ставить памятники. Но часто ли вспоминают сегодня о нем в Израиле? У благодарности короткая память. Потому мы чаще всего и не получаем то, чего хотим, ибо не благодарны за то, что имеем. Все эти годы, пока Стэнли Фишер спасал неповоротливый израильский экономический корабль от мировых финансовых бурь и потрясений, рядом с ним на капитанском мостике стоял и Биньямин Нетаниягу. И тоже не весть за какую зарплату - 140 тысяч долларов. Для кризисного менеджера такого уровня - это капля в море. Только чтением лекций и лоббированием интересов ведущих мировых компаний он заработал в 2000-м году на порядок больше. Об этом можно было бы и не говорить, если бы благодарное еврейское государство в лице его самого справедливого суда не заставило премьера немедленно вернуть деньги, которые он занял у своего американского кузена Натана Миликовски для оплаты адвокатов. В кривом зеркале долг тоже красен. Мятежом.

Впрочем, не будем о грустном. Деньги сродни репутации: и то, и другое легче заработать, чем сохранить. Проблема, однако, в том, что и репутация сейчас почти ничего не стоит. В тот самый момент, когда борьба за чистоту власти в Израиле достигла апогея, государственный прокурор Амит Айсман решил вдруг закрыть дело обанкротившейся компании "Пятое измерение". И все бы ничего, если б в этом деле не фигурировали Бени Ганц, возглавлявший эту компанию, бывший генинспектор Рони Альшейх (как же без него?) и Рам Бен-Барак, борющийся за лидерство в партии "Еш атид" с Яиром Лапидом. Прокуратуре, конечно, видней. Хотя расследование проводил не отдел по экономическим преступлениям, который призван заниматься вопросами растрат и хищений, а аморфная антимонопольная комиссия, не имеющей к этому никакого отношения. Но так решил тогдашний юридический советник Авихай Мандельблит.

Нет смысла вдаваться в правовые тонкости. От них и так уже тошнит. В конце концов, банкротом может стать любой. И "Пятое измерение" не первая и не последняя фирма, которая успешно растранжирила миллионы выделенных бюджетных средств без какого-либо зримого результата. Суть не в этом. Суть в ответственности. Ганца называют восходящей звездой израильской политики. Его рейтингам мог бы позавидовать даже Нетаниягу. Почему же остается на душе неприятный осадок? Да потому что с руководителя спрос особый. Он за все в ответе. Лично. В минуты триумфа и уж тем более в моменты неудач. А вот ее-то, ответственность, взять на себя Ганц и не пожелал. Как же ему тогда можно доверить государство? Кстати, интересная деталь: почти все посредственные премьеры оказались удачливыми бизнесменами. Будь то Эхуд Барак, Эхуд Ольмерт или Нафтили Беннет. На этом фоне Нетаниягу выглядит белой вороной. Будем считать его идеалистом, который помогает разбогатеть другим.

Политик, занятый поиском мифа, всегда его найдет. Пока рано делить шкуру неубитого медведя. До выборов еще далеко. Хочется во всяком случае в это верить. А демонстрациями и саботажем страну не накормишь. И уровень жизни не поднимешь. Поэтому эта "блажь" скоро схлынет. Тем более, что ни один из ужасных прогнозов, которыми пугали правительство его несговорчивые политические оппоненты, не сбылся. Экономика растет. Несмотря ни на какие козни. Операция по умиротворению Газы тоже прошла, как по нотам. Хотя оппозиция и здесь проявила себя не с лучшей стороны. И даже умудрилась вывести часть людей на улицы, чего, кстати, сроду не было во время боевых действий. Для кого-то лучшая работа - это высокооплачиваемое хобби. Потому, наверное, и вызывает столь горячий энтузиазм. Но тут как в крысиных бегах: кто бы ни выиграл, все равно останется крысой. Можно и не нарушать политические правила. Достаточно их игнорировать. А в кривые зеркала сколько ни смотри, все равно увидишь лишь искаженную картину.

Но при всем драматизме происходящего я не придавал бы этому большого значения. Молодое вино тоже бурлит, пока не перебродит. Израиль стремились сковырнуть разными способами. Пробовали военным путем - не удалось. Дипломатическим - с тем же результатом. Пытались взорвать изнутри с помощью террора - тоже не получилось. Сейчас все эти факторы задействованы сразу одновременно. Вместе с внутренней пятой колонной, куда наряду с арабами входят и ненавидящие свою страну евреи, для которых чем хуже, тем лучше. Отсюда и беспринципно-бесцеремонное давление со стороны Всемирного банка (досточно взглянуть хотя бы на его отчет об экономическом положении на "палестинских территориях"), и мышиная возня рейтинговых агентств, проявляющих непропорционально высокий интерес к состоянию дел в Израиле, и вызванный этим искусственный ажиотаж вокруг якобы чуть ли не панического бегства местного капитала.

Самое парадоксальное, что чем враждебней к Израилю окружащий мир, тем он сильней и устойчив. Даже очередная ракетная "перепалка" с Газой не вызвала политического землетрясения. И хотя полностью не свела на нет протестный угар, но все-таки сплотила общество. Еще раз напомнив, что какими бы острыми ни были разногласия, они ничто по сравнению с нависшей над страной опасностью. В противном случае можно уподобиться собаке из известной притчи, которая бежала по мосту с костью в зубах и вдруг увидела свое отражение. И, не узнав себя, решила, что другая кость гораздо больше. Бросила свою и кинулась за призрачной. В итоге, как и следовало ожидать, осталась ни с чем. Зачем же и нам уподобляться этой собаке?