Несколько дней назад, во время визита премьер-министра Израиля Биньямина Нетаниягу в США, в мировых СМИ появились сообщения о высокой вероятности заключения в ближайшие месяцы соглашения о нормализации отношений Израиля с ключевым политическим игроком арабского Ближнего Востока — Саудовской Аравией.
В частности, отмечалось, что эта тема занимала центральное место в переговорах между Джо Байденом и Б. Нетаниягу.
Не отрицали эти сообщения и официальные представители Израиля. Однако подчеркнули, что "до подписания соглашений предстоит пройти еще долгий путь".
Комментируя данную ситуацию, глава правительства Израиля особо отметил, что "любое соглашение с Саудовской Аравией не будет включать в себя пункты, угрожающие безопасности и национальным интересам Израиля". И подчеркнул, что «палестинцы должны стать частью процесса» урегулирования отношений с Эр-Риядом, но на сей раз —"у них не должно быть "права вето" на соглашение о нормализации.
Комментарий
Практически параллельно с оптимистическими сообщениями о близящемся соглашении между Израилем и СА, прозвучали весьма насторожившие многих в Израиле, заявления саудовских дипломатов (в частности, саудовского "посла в Палестине" (представительство которого в настоящее время находится в Иордании). Речь в них идет о том, что соглашение о нормализации с Саудовской Аравией должно базироваться на т.н. "арабской мирной инициативе" (известной также и как "Саудовская инициатива", 2002 г.), согласно которой, в качестве обязательного предварительного условия нормализации отношений с Израилем всего арабского мира, включая Саудовскую Аравию, будет создание "палестинского государства со столицей в Иерусалиме".
Аналогичные заявления прозвучали и из королевского дворца в Эр-Рияде от имени саудовского короля.
На данном этапе можно различить две серьезно отличающиеся, если не противоречащие друг другу, внешнеполитические линии в Эр-Рияде. Так, в отличие от позиции короля, наследный принц Мухаммад бен Салман (по утверждению израильских дипломатов, он с самого начало стоял за "соглашениями Авраама" с другими арабскими странами) и вовсе не упоминает создание "палестинского государства". Отмечая лишь, что результатом заключения соглашения должно стать "улучшение положения палестинцев".
В целом, эта позиция отвечает идее процесса нормализации отношений с арабскими странами, начатого по инициативе президента Трампа и исключавшего палестинцев в качестве "определяющей стороны" всего процесса.
Что же означает оживление Эр-Риадом забытой "арабской мирной инициативы" начала 2000-х годов? С учетом, что уже тогда она была категорически отвергнута Израилем как неприемлемая...
Ответ на этот вопрос достаточно прост: такова суть любого, в том числе, политического торга на Ближнем Востоке. Заведомо завышенные и даже неприемлемые требования выдвигаются с расчетом, что и отвергнутые — они все же помогут в достижении других, менее радикальных уступок.
И здесь самое время сказать, насколько большое, если не определяющее, значение в нынешней ситуации имеет тот факт, что с израильской стороны "торг" о политической и стратегической цене соглашения о нормализации с Саудовской Аравией ведет именно правительство национально-религиозного лагеря во главе с Биньямином Нетаниягу, который прекрасно понимает, что Саудовская Аравия заинтересована в соглашении о нормализации никак не меньше, чем Израиль. А, возможно, и больше, если учесть перспективу развития двухсторонних экономических, научно-технических и оборонных связей. Не говоря уже об администрации Байдена, который явно намеревается сделать соглашение одним из важнейших пунктов собственных достижений в своей предвыборной кампании.
Даже не хотим думать, в какие формы вылились бы уступки израильского правительства в подобной ситуации, если бы оно вело переговоры в прежнем составе, во главе с Лапидом и Беннетом.
О том, как могла выглядеть позиция Израиля, красноречиво свидетельствуют уступки правительства Лапида-Беннета в ходе печально знаменитой сделки с Ливаном о передаче ливанским властям (фактически — "Хизбалле") части израильских экономических вод, включая нефтяные месторождения. Речь идет о самом провальном внешнеполитическом договоре Израиля за последние десятилетия.
Трудно даже вообразить, на какие уступки и добровольные жесты согласилось бы то правительство, чтобы угодить администрации Байдена, а заодно и саудовскому королю.
Перспективы
Между тем, в Эр-Рияде прекрасно понимают, что требование создания "палестинского государства" фактически блокирует мирное соглашение между Саудовской Аравией и Израилем.
Об этом говорит и бывший госсекретарь США Марк Помпео, который был ключевой фигурой при подготовке "соглашений Авраама".
По его мнению, «невозможно представить себе решение на основе создания двух государств при нынешнем палестинском руководстве, которое поддерживает терроризм, берет деньги у Ирана и платит гражданам за убийства израильтян".
В значительной степени эта уверенность относится к периоду каденции правительства Нетаниягу.
В случае же, если в игру с израильской стороны вступят политики левого лагеря, нельзя ручаться ни за какой исход переговоров с саудитами.
Именно на это, к слову сказать, намекают сейчас лидеры левого лагеря, которые, по данным мировых СМИ, предлагают Саудовской Аравии повременить с соглашением, дождавшись смены власти в Израиле (!).
Серьезная проблема левых состоит в том, что радикальным уступкам Израиля палестинцам противятся влиятельные силы в самой Саудовской Аравии, которые не ждут ничего хорошего для своей страны и всего региона, если у границы Израиля появится террористическое палестинское государство.
Декларируя на словах "солидарность с палестинцами" и заботу об их благополучии, эти круги меньше всего рассчитывают на то, что их декларации будут восприняты в Израиле всерьез. С их точки зрения, речь идет, скорее, об исполнении сторонами неких ролей, с заведомо известным результатом. После того как "требование" саудовцев о создании палестинского государства в качестве условия нормализации будет ожидаемо отвергнуто правительством Нетаниягу — они смогут приступить к выработке реальных условий соглашения, записав в свой актив "попытки помочь палестинцам".
Судя по всему, Нетаниягу прекрасно это осознает и относится к подобным требованиям как к дани ближневосточному арабскому протоколу.
В любом случае, серьезность намерений сторон будет проверена в ближайшие месяцы — заключением соглашения о нормализации, либо его отсутствием…
evrey.com