Психологам, специализирующимся на семейных конфликтах, известно, что
у громкого выяснения отношений в семье бывают 3 возможных продолжения:
1) столь же темпераментное примирение;
2) рассудочное, основанное на экономике и "интересах детей" решение
супругов остаться вместе (но уже без ушедшей безвозвратно любви);
3) развод.
Соседи по дому, улице и (случается) кварталу, только что слышавшие бурную
семейную сцену, не отличат на первых порах второй вариант от третьего.
Учитывая скорость рассмотрения дел в раввинатских судах, на это могут уйти
годы. Хотя иногда разводящиеся разъезжаются сразу, что делает последующий
вердикт суда лишь формальным.
Динамика отношения поселенческой и всей подлинно правой общественности
Израиля к Ариэлю Шарону развивается сегодня то ли по второму, то ли по
третьему варианту. В том, что наш премьер-министр не "сказочный принц",
все уже убедились. Об отъезде истинные патриоты не помышляют: покидать
детище сионизма - это удел не их, а постсионистов и их отпрысков (например,
Юваля Рабина). Какой же вариант - второй или третий - будет в итоге выбран?
Довольно многие представители национального лагеря склоняются ко второму
варианту. Подобно женщине, окончательно убедившейся в том, что ее муж -
неисправимый импотент/драчун/извращенец/изменщик/мот/пьяница (лишнее вычеркнуть),
но упрямо стремящейся сохранить семью (дескать, "детям нужен отец", "матерям-одиночкам
пособие снижают", а "мне уже за тридцать/сорок/пятьдесят - где теперь найду
другого"), такие люди говорят: "С другим премьер-министром было бы не лучше"
(сущая правда: Перес и Барак еще хуже, Нетаниягу тоже дров наломал, а Либерман
проявил себя явно непоследовательным политиком), вздыхают: "Шарону так
нелегко..." и задают риторический, как им кажется, вопрос: "А кого ты предложишь
взамен?"
Как ни странно, ответы на все эти "тупиковые" вопросы существуют. И
тот, кто желает их услышать, может читать дальше.
Начну с афоризма, найденного в старой записной книжке отца: "Выход
из любой безвыходной ситуации находится там же, где вход".
Итак, аргумент первый: "С другим не лучше". Зададимся вопросом: всегда
ли мужчина или женщина принимает решение о разводе тогда, когда "на горизонте
уже кто-то есть"? Порядочн\ый/ая супруг/а не станет смотреть "по сторонам",
покуда не исчерпаны шансы сохранения существующей семьи. Если же кто-то
появился "на горизонте" - то повод для развода есть уже не столько для
"впередсмотрящего", а у его добропорядочной половинки. Человек волевой
и обладающий чувством собственного достоинства принимает решения о создании
или ликвидации семьи не под давлением противоположной стороны, а исходя
из собственных идеалов, ценностей и представлений о добре и зле. Так же
и в политике: если премьер-министр обманул все ожидания, если вместо упрочения
еврейского присутствия в Эрец-Исраэль он занимается варварским разрушением
поселений, натравливая на евреев-патриотов армию, полицию и ШАБАК, превращая
Иудею и Самарию в judenfrei, и попутно освобождает арабских головорезов,
превращая их в своих "партнеров по мирному процессу", - значит, с таким
лидером нам не по пути, и точка.
Аргумент второй: "Шарону нелегко". Действительно, на него давят США,
на глазах лишая Израиль завоеванной в тяжелых боях (с участием Шарона)
независимости и превращая еврейское государство в американский протекторат.
Контраргумент первый: заставлял ли кто-то Шарона надевать премьерскую шапку
Мономаха? Контраргумент второй: может ли уважающее себя суверенное государство
позволить себе иметь на вершине власти человека, лишенного сил, необходимых
для контроля над ситуацией? В переводе на язык семьи это выглядит так.
Престарелый импотент, гораздый хвастаться былыми подвигами ("когда-то я
поимел X и Y, не опозорюсь и с Z", сиречь "в 1970 году я поборол террор
в Газе - справлюсь и в Иудее с Самарией в 2003-м") уговаривает женщину
далеко еще не пенсионного возраста выйти за него замуж, терпит фиаско -
и кто-то еще чему-то удивляется...
Аргумент третий: "Кто взамен?" Именно этот вопрос, в разных вариациях,
я слышу в политических дискуссиях последних месяцев чаще всего. Поэтому
разберем его не в одном, а в нескольких абзацах.
Иногда этот вопрос следует после того, как меня спрашивают: "А что
бы ты сделал на месте Шарона?", а я отвечаю: "Ушел бы в отставку". Если
когда-нибудь почувствую себя в силах руководить страной, - отвечу иначе,
по пунктам: "сделаю А, Б и В".
С точки зрения психолога, вопрос типа "Что бы ты сделал на месте Х"
представляет собой скрытую издевку-ловушку. Не имея ни морального, ни материального
фона, наличествующего у Х, никто из нас и не сможет ответить на него так,
чтобы удовлетворить спрашивающего. На иврите говорят: "Нельзя просто так
войти в его ботинки".
Мои студенческие годы совпали с великой шахматной дуэлью Карпов - Каспаров.
Разбирая почти всем потоком очередную партию, и находя у Каспарова (за
которого болели) ошибки, мы пытались предложить лучшие ходы вместо сделанных
в партии. Как-то один из однокашников - горячо переживавший за Каспарова
армянин - заявил: "Вы такие умные, всё критикуете Гарика, а вот пошли бы
и сыграли вместо него!" Рассудительная еврейская часть группы отпарировала:
"Во-первых, нас туда не пустят. А, во-вторых, мы, в отличие от Каспарова,
не в состоянии посвящать шахматам всю свою жизнь".
Лишь имея за спиной военную и политическую карьеру, сравнимую с шароновской,
и надлежащие связи во властных структурах и системе безопасности, можно
предлагать конкретные меры. Ну, а если уже появился в нашей среде гений,
способный ответить на сложнейшие вопросы и так - то зачем он станет давать
Шарону бесплатные советы?! Пусть лучше борется за пост главы правительства,
добивается успеха, а Арик возвращается к своим арбузам и баранам!
Авигдор Эскин вообще считает, что нынешняя структура власти (независимо
от того, кто какой пост займет) не соответствует нуждам израильской действительности,
и предлагает отменить должность премьер-министра - по крайней мере в нынешнем
виде.
Иногда я отвечаю на вопрос "Кто взамен?" прямо, называя имя Моше Фейглина.
Тут самая распространенная (к сожалению) реакция - "А кто это такой?",
чуть реже и чуть приятнее для уха - "Жаль, но его никто не знает"; наименее
пессимистичен вариант "Пока ему запрещено баллотироваться".
Однако дело не в том, созрел Фейглин или кто-то другой для руководства
страной или нет, а в том, что у многих наших сограждан, к глубокому прискорбию,
уже проявляются опасные признаки культа личности Ариэля Шарона. До смирения
привыкшим к каждодневному террору людям кажется, что без него обязательно
станет совсем плохо. А любая кандидатура возможного преемника принимается
в штыки. Налицо психологический механизм самоуспокоения: пусть будет так,
по крайней мере не хуже. Динамика событий, увы, убеждает в том, что хуже
таки становится, просто медленно, незаметно невооруженному глазу, а иначе
и быть не может, коль скоро самоубийственная "Дорожная карта" уже одобрена.
Упомянутый "культ личности" парализует способность народа критически
анализировать людей и события, превращая его в аналог забитой (в прямом
и переносном значениях) жены. Только избавившись от этого наваждения, освободив
глаза от шор-чадры слепого поклонения Вождю, израильское общество сумеет
оценить деятельность Ариэля Шарона по достоинству, демократичными методами
(например, используя механизмы "Ликуда") отправить его в отставку, вздохнуть
с облегчением - и выдвинуть из собственной среды личность, которая остановит
наше сползание по наклонной плоскости, ведущей к краю пропасти.
Персональный сайт Шломо Громана
http://shlomo-groman.narod.ru