Юридическая основа акции – это международные законы войны, распространяющиеся на конфликт между Израилем и ХАМАСом. Согласно этим законам, государство имеет право объявить морскую блокаду побережья другого государства или другого образования. У блокады определенные цели: она предназначена для предотвращения переправки товаров враждебному государству, в нашем случае – государству ХАМАСа в Газе. Кроме того, если у государства есть информация об оружии или военном оборудовании, находящемся на корабле (следующем в упомянутое заблокированное государственное образование), государство имеет право перехватить этот корабль и задержать для проверки в любом месте. Так себя ведут США, пытаясь не допустить приобретение Ираном оборудования для ядерного реактора. Так себя ведут (точнее – должны вести себя! – прим.перев.) и силы ООН, контролирующие побережье Ливана с целью не допустить переброски оружия Хизбалле. Морская блокада касается также и кораблей нейтральных стран, не принадлежащих враждебному государству или его гражданам или компаниям.
Задержание и арест корабля связан с несколькими условиями. Во-первых, публичное объявление о наложении морской блокады. В случае блокады сектора Газы заявление было передано министром обороны 3 января 2009 года, с указанием точных координат территории, на которую эта блокада распространяется. Второе условие: блокада должна быть эффективной. Действия морских коммандос по предотвращению предыдущих рейсов (корабль "Карин-А") и последнее задержание – часть этого. Третье условие: следует позволить переправку гуманитарной помощи, поскольку запрещено морить голодом. Вместе с тем, государство, организовавшее морскую блокаду, уполномочено устанавливать, кто передаёт помощь враждебному государству и в какой форме.
Параграф международного закона, добавляет полковник Либман, устанавливает следующее: если корабль решил нарушить блокаду, нет необходимости ждать его вхождения в территориальные воды, и можно задержать его немедленно, даже в нейтральных водах, как это, кстати, и имело место в этот раз. И все заявления против использования Израилем военной силы не имеют под собой никаких оснований: если корабль, нарушающий морскую блокаду, сопротивляется захвату, международный закон позволяет атаковать его. Из этого следует, что И зраиль не только действовал в соответствии с международными законами, но даже не использовал разрешение на атаку флотилии с самого начала.
Что до пассажиров, находящихся на корабле, то международный закон устанавливает: их следует доставить на берег, а оттуда уже можно позволить им вернуться в их страны проживания, кроме вражеских боевиков, и пассажиров, совершивших преступление в сфере действия законов государства.
("Макор ришон" 4.06.10)
Перевела Фаня Шифман
МАОФ