Пока "палестинцы" угрожают обращением в Международный суд в Гааге, есть готовящие контрудар. Организация "Шурат а-дин" (строка закона) (согласно документам Викиликс, сотрудничает с Мосадом и Советом национальной безопасности Израиля) собирает свидетельства пострадавших от террора и доказательства для иска против глав ПА. Эта организация также начала кемпейн при поддержке министра Нафтали Беннета - к огорчению "высокопоставленного политика", утверждающего, что это вредит израильским интересам
"В тот день я поехал со своей подружкой Мейталь в Дизенгоф-центер купить маски к Пуриму. В 50 метрах от перекрестка мы нашли стоянку и я припарковал машину. Когда мы выходили из машины, вдруг услышали мощный взрыв со стороны перекрестка. Я никогда не забуду: это выгладело как взрыв зажигательной бомбы или гранаты, в воздух поднялось красное облако. А потом ужасная тишина. Много тел на земле, головы без тел. Я получил шок и послешоковую травму. Долгое время я просыпался по ночам от звука взрыва (в голове). Запах горелого мяса не оставлял меня много времени".
Это тяжелое свидетельство, возвращающее нас почти на 18 лет назад в период взрывов в центрах городов, - лишь одно из многих свидетельств, собираемых юридическим отделом организации "Шурат а-дин" (строка закона). Представители этой организации готовят инфраструктуру для израильского контрудара, если ПА продолжит односторонние шаги и обратится в Международный суд в Гааге (ICC). Все это, учитывая последние шаги ПА по присоединению к международным конвенциям.
Эта организация, подавшая многие иски в США против террористов вообще и ПА, в частности (часть этих исков привела к аресту счетов ПА в США и выплате огромных компенсаций пострадавшим от террора и семьям жертв террора - имеющим американское гражданство), начала кемпейн, призывающий всех жертв терактов (не только репатриантов из США) обращаться со своими свидетельствами. Декларировалось намерение подготовить материал для юридического контрудара на международной арене.
Основательница и руководительница организации "Шурат а-дин" адвокат Ницана Лайтнер-Даршан объясняет, что цель - устрашение ПА. Международный уголовный суд был создан в 2002г. и действует на основании Римского статута (правовой основы для создания постоянного международного уголовного суда). В отличие от предыдущих специальных (ad hoc) международных трибуналов, вроде Нюрнбергского, Токийского, по делам Уганды и Югославии, речь идет о постоянном независимом трибунале. Он дополняет компетенцию государств по преданию суду лиц за преступления геноцида, преступления против человечества, военные преступления.
Римский статут предоставляет полномочия по созданию Международного суда, но не присоединяет автоматически подписавшие государства в качестве членов суда. Государства становятся участниками Международного суда, а преступления, совершённые их гражданами либо на их территории — подсудными ему, после ратификации ими Римского статута. Израиль (как и США, Россия, Австралия, Бразилия, Мексика и и десятки стран) подписал, но не ратифицировал этот статут.
В тот день, когда ПА была признана "государством-наблюдателем, не членом ООН", она заявила о своем намерении обратиться в Международный суд в Гааге и стать участником суда, чтобы подать иск против Израиля за "военные преступления". За год до этого ПА пыталась обратиться в этот суд, но обращение было отклонено, так как ПА не имела статуса государства. Суд постановил, что чтобы стать участником суда, ПА должна получить какой-то статус государства. После символического повышения статуса осенью 2013г. ПА угрожают иском в Международный суд каждый раз, когда переговоры с Израилем заходят в тупик.
Лайтнер-Даршан не приходит в волнение от этих угроз. "В тот момент, когда они будут приняты в качестве участников, они этим примут на себя компетенцию суда. Это двухсторонний маршрут: они могут подавать иски, но и против них могут подаваться иски. Преступления, в которых обвиняются ООП, ПА и т.д., гораздо серьезнее, чем все их утверждения против Израиля. Интифада является геноцидом; умышленный обстрел невинных людей называется действиями по массовому уничтожению; методы и методичность, с которыми они действуют - не только обстрелы "катюшами" и "касамами", но и теракты - являются международными преступлениями, ответственные за которые - те, кто послал террористов и дали им указание направить оружие против гражданского населения".
Она рассказывает, что ее организация смогла собрать свидетельства и доказательства в отношении ответственных за многие теракты. "Имеющиеся у нас материалы однозначно доказывают, кто стоит за многими терактами. Нам удалось собрать точные доказательства, кто совершил теракты и кто ответственнен за них". Пока организация не смогла собрать стопроцентных доказательств прямой ответственности Абу-Мазена. "Он действует хитро. В отличие от своего предшественника, который был замешан в терактах, Абу-Мазен не отдает лично указания совершить тот или иной теракт".
- Так кто же ответственнен за теракты?
- Высокопоставленные деятели ПА. Я не хочу сейчас вдаваться в детали, но я думаю, что они сами знают, о ком идет речь. Главы аппаратов "безопасности" первыми будут обвинены в военных преступлениях. Кроме того, главы Хамаса. Исмаил Хание и прочие лидеры Хамаса - без сомнения ответственны за ежедневные ракетные обстрелы из Газы гражданского населения.
Сотрудничество с Мосадом
К сегодняшнему дню в организацию "Шурат а-дин" поступили сотни свидетельств пострадавших от террора. Есть раненые в терактах и есть пострадавшие от послешоковой травмы, видевшие разорванные в теракте тела. И пострадавшие от ракетных обстрелов на Юге в списке. "Мы ищем исполнителей и ответственных за теракты", - поясняет Лайтнер-Даршан. - "Это очень сложная и педантичная работа. К нашей радости (и сожалению) есть много случаев, в которых есть стопроцентные доказательства". Работой по анализу данных занимаются 2 адвоката (из десятков, сотрудничающих с организацией). Им помогают десятки добровольцев, в основном, студенты юридических факультетов.
Но как эта организация, не являющаяся гос.учреждением, получает информацию, иногда секретную? Согласно сайту Викиликс, в документе, посланном из американского посольства в Израиле в 2007г., указывается, что Лайтнер-Даршан сказала американским дипломатам, что во многих случаях она получала информацию от официальных израильских учреждений и что в первые годы существования организации поступали намеки от израильского правительства какими делами заниматься в первую очередь. В том же документе цитируется Лайтнер-Даршан говорящей, что юридический отдел Совета национальной безопасности Израиля видит в судебных исках этой организации то, что само государство не может сделать. Еще указывается в документе, что Лайтнер-Даршан называла имена представителей Совета национальной безопасности и Мосада, с которыми она сотрудничает.
Лайтнер-Даршан подтверждает это. "Наша деятельность началась с началом инфифады, когда мы посредством суда воевали против финансирования террора. Система безопасности увидела тогда, что пресечение денежных потоков террористам является эффективным методом борьбы с террором. Мы с ними проверяли, как мы можем помочь в остановке раскрытых ими маршрутов перевода денег, вроде банковских счетов и имущества центрального банка Ирана в других странах, сможем ли мы добиться ареста счетов и конфискации вследствие судебных постановлений против иранских учреждений".
- Кто это они? Мосад?
- Можно сказать, да. Но не только. Это особая группа при Совете национальной безопасности. Мы многое сделали по просьбе сил безопасности.
По словам Лайтнер-Даршан, и борьба организации "Шурат а-дин" против флотилии в Газу была в полном согласовании с канцелярией главы правительства и ВМФ.
"Мы обратились к страховым компаниям, специализирующимся на морских страховках, и предупредили их, чти предоставляют страховку сообщникам террористов, ведь цель флотилии - помощь Хамасу, который признан и в США, и в Европе в качестве террористической организации. Страховые компании ответили, что отменят страховки этих кораблей, если мы предоставим их регистрационные номера. У нас не было этой информации, но мы получили от ВМФ регистрационные номера 6 из 15 готовившихся к отплытию в Газу кораблей и немедленно передали страховым компаниям. После консультации с ВМФ было решено обратиться и к компании спутниковой связи, предоставляющей услуги этим кораблям. Это оказалась "Эмираст" из Дубаи с филиалом в Лондоне. Мы подали иск в английский суд с просьбой издать временный судебный ордер, запрещающий этой компании предоставлять спутниковую связь этим кораблям. В итоге Мави Мармара отменила участие во 2-й флотилии (2011г.) из-за отсутствия страховки и связи. Были также контакты и совместные иски с адвокатскими конторами из Греции с целью воспрепятствовать флотилии в Газу".
- Почему правительство Израиля нуждается в ваших услугах?
- Правительство не может подать в суд на террористическую организацию или государство, поддерживающее террор. У правительства есть ограничения, международные договора, отношения с другими странами, которые приходится учитывать, политические интересы. Не говоря уже о том, что ПА - "партнер по мирным переговорам". Государство могло бы создать организацию, которая служила бы этим целям, а государство стояло бы в стороне. Поскольку такая организация еще не создана, государство обращается к нам.
Обоюдоострый меч
На этой неделе министр экономики Нафтали Беннет опубликовал статью с призывом инициировать иск в Международный суд в Гааге против руководства ПА за совершенные военные преступления. "Есть 2 причины для иска", - пишет Беннет. - "Первая - террор и убийства невинных мирных жителей. "Палестинцы" намеренно выпускают тысячи ракет по школам, больницам и детским садам. Намеренная стрельба с целью поражения мирных граждан - это явное военное преступление. Вторая причина - из Рамаллы ежедневно раздается подстрекательство к террору и поощрение террора. Каждый месяц ПА переводит пособия убийцам женщин и детей - тем террористам, что были освобождены в рамках договоров, и тем, что еще сидят в израильских тюрьмах. ПА говорит террористу: убей еврея, получишь пособие. Это поощрение террора. Это подстрекательство".
Но выясняется, что Беннет не только говорит. Из поступившей к нам информации следует, что Беннет стоит за последним кемпейном организации "Шурат а-дин" - без согласования с канцелярией главы правительства и другими ведомствами, которые должны были бы заниматься вопросами, связанными с Международным судом.
- Мы были призваны Нафтали Беннетом помочь в этом деле, - раскрывает Лайтнер-Даршан. - Немногие организации делают это. Нет отдельных личностей, занимающихся этим. Мы идентифицировали проблему заранее, и я рада, что руководители государства понимают, что речь идет о реальной угрозе, и я надеюсь, что они будут готовы впрячься в наши усилия.
В окружении министра Беннета подтверждают эти слова: "Мы изучили вопрос и пришли к выводу, что надо подготовиться к ситуации, когда государство Израиль или организация от его имени будет действовать на арене Гаагского суда. Мы встречались с юристами, специализирующимися на международном праве и на исках в Международный суд, с организациями в Израиле и Америке, связали их с юристами и попросили подготовить базу для опции обращения в Гаагский суд". Также из окружения Беннета было сообщено, что когда "высокопоставленный министр занялся этим вопросом он принес с собой и знания, и статус".
"Мы хотим, чтобы ПА было ясно, что они заплатят цену за обращение в международный суд", - объясняют в окружении Беннета. - "Против них можно подать иски, которые разовьются в обвинительное заключение против всей верхушки ПА за военные преступления. Мы не решаем за правительство Израиля, что оно должно делать. Мы готовим базу на случай если будет принято решение действовать".
- Вмешательство Беннета - с ведома главы правительства?
- Не известно.
Правый политик утверждает, что есть разрыв между угрозами ПА (иска в международный суд) и подготовкой официальных лиц в нашем МИДе. "В последнее время нет прямой военной угрозы Израилю, а с другой стороны, все время говорят нам пойти на уступки, чтобы "палестинцы" согласились вести переговоры. Утверждают, что переговоры нужны из-за угроз бойкота. Поэтому важно внести пропорции и помнить, что надо делать".
Напротив, другой политик утверждает, что шаги Беннета импульсивны. "На международной арене надо действовать мудро. Не достаточно быть сильным, надо еще быть умным. Беннет хочет быть большим героем и выиграть еще несколько очков в израильском общественном мнении, но может создать нам проблему. В Гаагу поступили иски против Израиля. Сейчас приходит Беннет и говорит, что мы подадим контриски. Подумайте, что произойдет, если обвинение примет наши иски, - что оно сделает с их исками? (пока они все повешены и не приняты судом) Это может принести нам беду. Любой дом за "зеленой линией" повлечет иск".
Пиар-блеф
Официальное ведомство, которое должно заниматься вопросами Международного суда, - юридический отдел МИДа. В последний год МИД частично парализован забастовками служащих министерства. Попытка выяснить, как обстоят дела с этим вопросом, упирается в стену молчания. Зам. министра Зеэв Элькин отказался ответить на вопросы под предлогом, что буквально в последние дни ведется деятельность по теме и что рано говорить об этом открыто. Но из деятельности министра Беннета и организации "Шурат а-дин" видно, что в правых кругах не ждут, что в юридическом отделе МИДа проснутся.
Основные утверждения левых против правительственного участия в деятельности организации "Шурат а-дин" заключаются в том, что эта организация определена как неправительственная. По их утверждению речь идет о GONGO - Government Operated Non Government Organization организация, маскирующаяся под независимую, но получающая поддержку и указания от правительства. "Связь определенной организации, действующей на международной арене, с определенным правительством имеет определенный смысл".
(прим.перев. - а как быть с левацкими израильскими организациями, получающими финансирование от зарубежных правительств? )
Юрист и дипломат Алан Бейкер, служивший послом Израиля в Канаде и юр.советником МИДа, участвовавший от имени Израиля в переговорах об Уставе Международного суда в Гааге, говорит, что обращение ПА в международные организации не должно вызывать опасения.
"Тот, кто представляет иск ПА в Международный суд как угрозу, стоящую на пороге, не понимает ничего", - говорит Бейкер. - "Такие люди просто не знают, что такое Международный суд, и не понимают, что этот суд опирается на государства. Когда я говорю "государства", я не подразумеваю "как будто государства", даже признанные ООН, а настоящие государства - с территорией, действующим правительством, возможностью выполнения международных обязательств. Даже те 15 хартий, под которыми подписалась ПА, говорят, что только государства могут быть участниками этих хартий".
- Так какой же смысл имеют подписи ПА под этими хартиями?
- По моему, это один большой блеф. Блеф пиар. В Израиле покупаются на этот блеф, включая министра иностранных дел, потребовавшего, чтобы ПА отменила свои подписи.
- Принятие посланцем ООН подписей ПА под этими хартиями не имеет никакого значения?
- ПА написала письмо в ООН, ясно, что в ООН получили это письмо. Но в ООН не записали автоматически ПА в качестве государства - члена этих конвенций. Это лишь начало процесса, на первом этапе которого в каждой хартии должны будут решить готовы ли они вообще принять организацию, не являющуюся настоящим государством и не способную выполнять обязательства по этой хартии.
Судебный бумеранг
Бейкер, возглавляющий сейчас институт общественной дипломатии при Иерусалимском центре по делам общества и государства, признает, что в международной политике есть различные коалиции и что в ООН существует автоматическое большинство в пользу ПА. Вместе с тем официальное присоединение к этим хартиям противоречит интересам ПА. "Может возникнуть ситуация, когда ПА будет принята в некоторых из подписанных ею хартий. Но это будет очень интересная ситуация: например, одна из хартий - против коррупции. ПА присоединится к международной борьбе против коррупции в то время, как у них коррупция процветает. Они хотят присоединиться к Женевской конвенции, но смысл этого - в том, что они будут ответственны за каждую ракету, выпущенную из Газы. Можно взять все конвенции, под которыми подписалась ПА, и показать, что они, видно, не поняли, что сделали. Это вернется против них как бумеранг".
Бейкер добавляет, что в каждом случае персонального иска в Международном суде ПА должна будет доказать, что это не "злопыхательский иск", доказать, что в Израиле не занимались этим вопросом в местном суде. Затем надо будет доказать, что преступление в самом деле было, привести доказательства и свидетелей. Это лишь начало очень долгого процесса, и очень сомнительно, что ПА будет в состоянии продвигать его. Вывод: речь идет о пиар-блефе.
"Кроме всего этого", - подчеркивает Бейкер, бывавший в прошлом на чувствительных дипломатических перекрестках, - "ословские соглашения запрещают ПА подписывать международные соглашения. Подписи ПА в сущности являются грубым нарушением ословских соглашений, что предоставляет правительству Израиля опцию (если оно захочет) решить, что поскольку ПА нарушила эти соглашения, то мы рассматриваем эти соглашения как отмененные и может делать свои односторонние действия".
("Макор ришон" 11.04.2014)
Перевел Моше Борухович
МАОФ