Несомненно, забота правительства о такой важной сфере нашей жизни достойна похвалы. Особой благодарности заслуживает предложение ограничить подачу воды для искусственного орошения сельхозугодий – учитывая, что в текущий год Шмиты подобное орошение в Земле Израиля совершенно запрещено еврейским законом (а ведь это основная статья потребления пресной воды...).
Со своей стороны, хочу поделиться некоторыми своими (и не только) наблюдениями, которые помогут пролить воду, или свет – в нужном направлении.
По прибытии в страну я, как и многие «олим», подрабатывала уборками. Особо выгодным считалось мытье лестниц. Как-то мне посчастливилось предложить свои услуги жителям одного трехэтажного дома в столичном центре. Хозяйка верхней квартиры провела меня на крышу и показала пожарный шланг. «Вот это вентиль, - сказала хозяйка. – В эту сторону открывается, в эту – закрывается». Я тупо смотрела на вентиль в стене и на конец шланга, который мне предстояло держать в руках. Конец шланга представлял собой простой обрубок резины, без всякого намека на кран. Как перекрыть воду, находясь, скажем, на первом этаже? Мытье лестницы занимает порядка получаса. Все это время вода хлещет из шланга, даже если в данный момент в этом нет никакой необходимости – кто же будет каждую минуту лезть на крышу? То-то меня предупреждали, что на такую работу надо выходить в резиновых сапогах. «А как же быть, если кто-то захочет пройти по лестнице?» - спросила я наставляющую меня хозяйку. «Направь шланг в другую сторону – в стену, или вертикально в пол». Женщина отнеслась к моему смущению снисходительно: «Каха зэ ба-арец...»
Тогда я наивно полагала, что это один такой подъезд, глупые жители которого не догадываются скинуться на копеечный краник для шланга. Увы, я ошибалась. Через несколько лет я стала работать в школе, и оказалось, что двор этой школы моется точно таким же способом – причем не раз в неделю, а два раза. Молодой румын, занимавшийся этим, не проявлял никаких сентиментов. Он стоял на одном месте две, три минуты, терпеливо ожидая, пока струя из шланга собъет с траектории его движения очередную горку грязи или камешков. «Разве это нельзя сначала подмести?» - спросила я его как-то, не выдержав. – «если уж есть такая необходимость мыть двор шлангом...» И снова эта снисходительная улыбка свысока. Он всего лишь иностранный рабочий, но он гораздо больший израильтянин, чем я. Он понимает, почему нужно мыть именно так. Потому что так делают все! Тем более, что ему платят по часам, и ему выгодно тянуть время, ожидая со шлангом в руках, пока вода из Кинерета выполнит за него работу. Точно такую же сцену я имею удовольствие наблюдать каждый понедельник и четверг на территории соседнего бейт-кнессета...
Что ж, пришло время провести расчет. Как-то я заметила, что рабочий, моющий пол, наливает шлангом воду в ведро (видимо, чтобы развести хлорку). Пятилитровое ведерко наполнилось примерно за полминуты. Это значит, что за час из этого шланга выливается порядка 600 литров воды – целый кубометр. Мытье двора общественного здания или учреждения занимает порядка часа (два раза в неделю), мытье одного подъезда – полчаса (один раз в неделю). Таких учреждений по стране – тысячи, а подъездов – десятки тысяч. Итого: более ста тысяч кубометров воды в год на безмозглое мытье дворов общественных зданий, сотни тысяч кубометров в год на безмозглое мытье лестниц частных домов. Одна эта статья расхода воды приближается к миллиону кубометров в год...
Увы, это лишь весьма незначительный пример разбазаривания воды. Каждый из нас наверняка бывал в городских парках и местах отдыха во время полива газонов. Какой процент «водяных пистолетиков» поливают действительно газоны, а какой – дорожки, скамейки, урны, фонарные столбы? Если бы вся вода попадала по назначению, количество точек полива можно было бы сократить минимум на треть. Однако это волнует только тех, кто в данную минуту проходит по поливаемой дорожке или брезгует сесть на мокрую скамейку. Все остальные относятся к этому с философским спокойствием: «Каха зэ ба-арец...»
И, наконец, история из армейской жизни. Как-то муж был в «милуим» в Хевроне, и в обязанности его части входило сопровождать цистерну воды в комендатуру (так называемый «мемшаль эзрахи»), где находилась, в частности, тюрьма для арабских террористов. Цистерна ездила несколько раз в день, в том числе в Шабат. Религиозные солдаты стали возмущаться: сколько воды может расходовать небольшая тюрьма, чтобы огромной цистерны не хватало на сутки? Тем более в Шабат, когда не готовят пищу. И тогда им объяснили, что по каким-то международным нормам арестованных арабов обязаны водить ежедневно в душ. Придя в душевую, заключенные первым делом открывают до упора все краны и ждут, пока выльется вся вода. А перекрыть им воду нельзя, потому что будет международный скандал. Вот и возят еврейские солдаты воду в Шабат, чтобы обеспечить арестованным арабам возможность очередной демонстрации.
Конечно, бытовая экономия воды не может кардинально решить проблему нехватки водных ресурсов. Для решения этой проблемы нужно реализовывать проекты национального масштаба – например, проект Юваля Неэмана (канал из Средиземного моря в Мертвое, решающий еще и экологические проблемы, и проблему энергетических ресурсов), установить контроль над потреблением воды в арабских секторах (в том числе – в Иудее и Самарии), где вода попросту разворовывается, а также выполнять законы Торы (и тогда о решении этой проблемы позаботится сам Творец, как обещано Им в Пятикнижии). Но равнодушие граждан в вопросе бытовой экономии воды является симптомом очень серьезного заболевания общества. По-русски оно называется «После нас хоть потоп». Когда временщик дорывается до власти, последнее, что его беспокоит – это экономия ресурсов. Его цель – урвать максимум удовольствия от того, что ему перепало, потому что он знает, что останется здесь недолго... Увы, именно такое мировосприятие движет огромным процентом израильтян. Мы кричим на всех углах, что эта земля наша, а сами относимся к ней и ее дарам, как вороватые временщики – и это прекрасно видят наши враги!
Как-то повстречалась мне женщина с мальчиком лет десяти. У мальчика была большая взаная кипа. В руках он держал оберточную бумагу от какой-то игрушки или еды. Повертев обертку в руках, мальчик бросил ее себе под ноги и продолжил путь. Мама никак не отреагировала. Я остановила мальчика и спросила у него: «Скажи, эта земля – твоя или арабов?» Мальчик в большой вязаной кипе недоуменно посмотрел на меня и гордо ответил: «Конечно, моя!» «А скажи, - продолжила я, - у себя дома, в салоне, ты тоже так вот бросаешь мусор на пол?» Мама раздраженно позвала сына, и тот задумчиво пошел за ней...
Дай Б-г, чтобы он и все его нынешние сверстники выросли не временщиками, а настоящими гражданами своей святой Родины – Земли Израиля.
Фото Борис Скороход