Maof

Tuesday
May 21st
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Шели Яхимович сказала, что пока не достигнуто урегулирование с ПА, государство должно продолжать финансировать через бюджет поселения, потому что там живут граждане Израиля, не нерушившие никакиой закон страны, и они должны получать услуги государства, как остальные граждане. Эта простая фраза зажгла поле колючек левых и возобновила вопли о миллиардах, вкладываемых в поселения - и только из-за них все беды. По моему, это возможность поговорить хоть раз об этом, используя логику, а не запал.

В городах и поселениях Иудеи и Самарии живут около 400 тысяч израильских граждан, почти половина из них - несовершеннолетние. Предположим, что Ярив Оппенгеймер (генсек Шалом ахшав) был премьер-министром с 1967г. и не было создано ни одного поселения. Где были бы все эти люди сейчас? Ведь они не испарились бы и не исчезли бы. Часть из них поселились бы в Галилее и Негеве, а часть жили бы в Иерусалиме и Тель-Авиве. Разве в этой гипотетической ситуации государство не строило бы для них школы и детские сады, поликлиники и дома культуры? Они не нуждались бы в дорогах и прочей инфраструктуре? Дпоустим, что нет поселенцев и никогда не было, и школу для 500 детей поселения Офра государство построило не в Офре, а в Тель-Авиве. Это вышло бы дешевле? Это стоило бы гораздо дороже.

Верно, что в отдаленных поселениях водная инфраструктура стоит дороже, но если бы эти трубы прокладывали в Галилее или Негеве для тех людей, которые живут сейчас в Иудее и Самарии, это стоило бы не меньше. И даже в Тель-Авиве, хоть расстояния короче и инфраструктура, вроде бы, существует, я не думаю, что государство много бы сэкономило. В этой гипотетической ситуации, когда нет поселений, 100 тысяч нынешних поселенцев жили бы в районе Тель-Авива. Подумайте на минуту об инфраструктуре воды, канализации, электричества, дорог и стоянок в Тель-Авиве. Сколько государство вынуждено было бы израсходовать для укрупнения этой инфраструктуры для еще 100 тысяч человек. Может, все-таки дешевле было построить их в незаселенной Самарии?

Вложенные деньги можно точно посчитать. Сколько это стоило бы "если бы", можно только предполагать. Возможно, это стоило бы чуть больше, может, чуть меньше. Но, по большому счету, те деньги, которые государство вложило в поселения, оно так или иначе потратило бы на тех же людей, даже если поселений никогда не существовало бы. Государство было бы обязано построить те же школы, детские сады и т.д., создать инфраструктуру для тех же людей в других местах.

Убийца-сирота

Разговоры о миллиардах, из-за которых нет благосостояния в Офаким и хорошего образования в Рамат а-Шароне, основаны на двух гигантских блефах: первый заключается в оторванном от действительности предположении, что если бы не былооселений, то и людей, живущих в них, не существовало бы. Второй блеф подобен утверждению "убийцы-сироты": эти деньги уже вложены, поселения уже созданы, дороги уже проложены. Сейчас приходят сторонники нового "размежевания"-отступления и говорят: давайте сожжем все это, разрушим все и построим для людей живущих там все заново. Это будет стоить 200 млрд шек, но "это стоит ради мира". Я могу понять их позицию, хоть она в моих глазах ошибочна и оторвана от действительности. Чего я не понимаю, так это наглости, с которой именно те, кто предлагают разрушить и сжечь уже вложенные миллиарды и потратить еще такое же количество миллиардов, именно они обвиняют поселенцев в ответственности за все экономические проблемы Израиля. Ведь поселенцы говорят: не разрушайте, не расстрачивайте миллиарды, а леваки говорят: разрушьте, сожгите, выбросьте еще миллиарды. Так какая из двух сторон угрожает экономическому потенциалу страны, возможности заниматься образованием, благосостоянием, равенством?

И не говорите, что каждый день, пока существуют поселения, деньги льются туда и предпочтительнее разрушить их и заплатить уйму денег один раз, чтобы остановить кровопролитие. Это просто ложь. Никакие деньги не "уходят" в поселения, кроме обычных служб, которые государство предоставляет гражданам, платящим налоги, проживающим в Иудее и Самарии, как оно обязано делать.

И, кстати, о налогоплательщиках. Может, в самом деле пришло время подумать об этом, но в противоположном направлении: сколько денег поселенцы дают государству?

Поскольку тут нет места для таблиц и подробных статистических данных, позвольте мне сделать грубый подсчет: 400 тысяч поселенцев - это примерно 80 тысяч семей, принято думать, что в среднем речь идет о чуть ниже среднего класса, примерно 7-й сверху по 10-балльной системе. Представим себе среднюю семью поселенцев, в которой родители работают и зарабатывают вместе 15 тысяч шекелей нетто. Это значит, что брутто они вместе зарабатывают около 22-23 тысяч шекелей, и уже в заработной ведомости государство отнимает у них (вместе взятых) 7-8 тысяч шекелей. Косвенные налоги (НДС, косвенные налоги на бензин, покупку машины и т.д.) съедят примерно 20% от оставшейся зарплаты. Это значит, что эта пара поселенцев заплатит государству 10 000 шек в месяц, т.е. 120 тысяч шек. в год.

Если умножить это на 80 тысяч семей, получим 10 млрд в год только от домашних хозяйств.

Но в Иудее и Самарии есть очень развитый помышленный сектор. Согласно данным "Гуш шалом", он включает 151 промышленное предприятие. К этому надо добавить большие и маленькие сельскохозяйственные фермы. Этот сектор платит налоги на прибыль, налоги на предпринимателей, и т.д. и т.п. как все израильские фирмы. К этому надо добавить тысячи мелких бизнесов: кафе, рестораны, магазины, гаражи, мастерские, заправочные станции, винодельни, художественные мастерские, адвокаты, врачи, которые также платят налоги на прибыль и на предпринимателей, помимо обычных налогов. Кроме этого есть сотни общественных учреждений: школы, детские сады, колледжи, университет, поликлиники, районные и местные советы, муниципалитеты, платящие налоги на предпринимателей, НДС на все свои покупки - от тетрадей и компьютеров до автомашин и зданий.

И десятки тысяч резервистов

Извините, что я утомляю вас вычислениями, но признайте, что при грубом подсчете доходы государства от бизнесов и предпринимателей в Иудее и Самарии не меньше, чем доходы государства от налогов на работников там. Это приводит нас к выводу, что поселенцы дают государству 2-25 млрд шекелей в год.

Они не должны гордиться этим. Это нормально. Эта сумма, которую государство взимает с любого района в Израиле, где живет примерно такое количество представителей среднего класса и есть там промышленность, сельское хозяйство, бизнесы. И все же когда говорят о миллиардах для поселений, стоит напомнить, что государство не только дает миллиарды поселениям, но и взимает с них миллиарды, и в гораздо большем количестве.
И все же поселенцы могут гордиться одним: согласно данным пресс-секретаря ЦАХАЛя, примерно треть регулярно проходящих резервистскую службу проживают в Иудее и Самарии. 5 % населения дают 33 % реальных резервистов. И это релевантно в споре о миллиардах, потому что группа населения, дающая государственной казне более 20 млрд шекелей в год и дающая ЦАХАЛю десятки тысяч резервистов, не должна стыдиться, когда строют ей детский сад, или поликлинику, или клуб для пенсионеров. Даже шоссе законно полагается им.

("Макор ришон" 21.12.2013)


Перевел Моше Борухович
МАОФ