Человек раб потому, что свобода трудна, рабство же легко
Николай Бердяев
В этой главе мы узнаем, что такое эффективный менеджмент и получаем урок этого самого менеджмента. От кого? Да от самого Всевышнего!
И стал народ как бы роптать на Бога, и услышал это Бог, и возгорелся гнев его, и загорелся у них огонь Бога, и пожрал край стана. И возопил народ к Моисею, и помолился Моисей Богу, и погас огонь (Беаалотха 11: 1-2)
Итак, назревает бунт против Всевышнего и Он посылает быстрое и суровое наказание, причем так, чтобы не возникло никаких сомнений, откуда появился огонь и какова его причина. Бунт предотвращен, но недовольство осталось.
Затем Моисей приходит к Нему с жалобами:
Зачем сделал Ты зло рабу Твоему, и отчего не удостоился я милости в глазах Твоих, что возлагаешь бремя всего народа этого на меня? Разве я носил в чреве весь народ этот, или я родил его… Откуда у меня мясо, чтобы дать всему этому народу, когда плачут они передо мной, говоря: дай нам мяса, и будем есть. Не могу я один нести весь народ этот, ибо слишком тяжело это для меня! (Беаалотха 11: 11-14)
Что слышится нам в этих стихах? Как модно сейчас выражаться, наезд — прямые претензии пророка ко Всевышнему. Да, не Моисей создавал этот народ. А кто? Ответ очевиден. Но Всевышний не укоряет, не возражает, а лишь терпеливо выслушивает Моисея. Почему?
Хороший менеджер знает, когда следует действовать незамедлительно и жестко, а когда нужно приободрить людей. В описываемый момент пророк нуждался именно в участии, консультации и помощи. Он действительно оказался в очень сложной ситуации: люди, оставив хороший или плохой, но привычный образ жизни, второй год странствуют по пустыне. Очевидно, в это время человек переживает некий внутренний перелом.
Я могу лишь это подтвердить, вспомнив свой опыт алии (эмиграцию как не называй, легче она от этого не становится). Именно в это время — на второй-третий год — ностальгия особенно дает о себе знать, потом это проходит.
Итак, с чем же столкнулся Моисей?
А сброд, который среди них, стал проявлять прихоти, и снова заплакали сыны Израиля, и сказали: «Кто накормит нас мясом? Помним мы рыбу, которую ели в Египте даром, огурцы и дыни, и зелень, и лук, и чеснок. А теперь душа наша иссохла, нет ничего, кроме мана этого, что перед глазами нашими» (Беаалотха 11: 4-6)
Я тоже помню стенания по березкам, вкусной картошке, яблокам с хрустом, водке по 25 копеек за чекушку, и прочим мифическим разносолам.
Интересно, что в следующем отрывке рассказывается о том, как прекрасно выглядел ман, и как чудесен он был на вкус. Это демонстрирует, что причина недовольства — не в отсутствии мяса.
Недаром упоминается рыба, которую евреи ели якобы даром.
Впрочем, по порядку. Сброд. Такой перевод слова ָасафсуф приводится в русскоязычных источниках. Если же заглянуть в толковые словари иврита, то увидим: чернь, скопище, толпа. То есть, люмпены!
Итак, произошло кардинальное изменение социально-экономического положения людей. Были утрачены связи с прежней средой, собственная социальная идентификация, нормы и ценности исходной культуры, и произошла люмпенизация значительной части вышедших из Египта.
Поэтому многие начали прислушиваться к тем, чей голос еще недавно был вовсе не слышен: к люмпенам! Я недаром сделал акцент на слове «даром» . Логично предположить, что рыбу они получали от рыбаков, пользовавшихся их рабским трудом (хорошенькое «даром» — горбатиться за харчи!), а огурцы, дыни и прочий лук росли в тогдашнем Египте в таких количествах, что их можно было нарвать в любой канаве. Да вот только они почему-то не вспоминали рабский труд, кнуты надсмотрщиков и постоянные унижения.
И, по большому счету, народ затосковал не по мясу и рыбе, а по «рабским оковам». Ведь свобода — это не волюнтаризм — что хочу, то и ворочу, а прежде всего ответственность, необходимость самому принимать решения. А люмпенам это уже не по силам, им нравится быть рабами.
Теперь станем на точку зрения Моисея. Он изначально не хотел возглавлять народ, Всевышний его фактически заставил. И этот народ сейчас хочет неизвестно чего, ведь ясно, что мяса нет! И в этот, такой трудный момент, от него отворачиваются самые близкие люди: Аарон и Мирьям! Да-да, та самая Мирьям, которая первой запела благодарственную песнь Всевышнему! Что поделать, «вирус люмпенизации» не обошел стороной и ее.
Что же с ней произошло?
Возвращается Вовочка поздно домой. На пороге его встречает отец.
— Ну что, опять шлялся по бабам, пил, курил...
— Пап, зависть — плохое чувство.
Зависть действительно плохое чувство, но оно коснулось и Мирьям. Как же, она пророчица, а главным пророком назначили не ее, а Моисея!
Вернемся к менеджменту. Всевышний прекрасно понимал сложную ситуацию, в которой оказался пророк, поэтому дает ему высказаться и не прерывает. Разумеется, он знал, что Моисей хочет ему сказать, но сам процесс озвучивания своих претензий снимает напряжение.
После этого Он успокаивает своего пророка в таком примерно, стиле (в моем вольном пересказе): Моисей, я понимаю, что тебе тяжело. На тебе огромная ответственность. Ее надо разделить с остальными. Возьми себе 70 помощников. Насчет мяса не волнуйся, они его хотят? Они его получат.
Еще было мясо в зубах их не пережевано, как гнев Б-га возгорелся на народ, и поразил Б-г народ мором (Беаалотха 11: 33)
Скорее всего, причиной мора было именно мясо перепелов, и пострадали от него именно те, кто по мясу тосковал особенно сильно, в ком люмпенское начало было особенно сильно.
Затем Всевышний вызывает Моисея, Аарона и Мирьям. Аарона и Мирьям заводит в шатер откровения и поражает Мирьям кожной болезнью. Зачем?
Когда-то давно старый индеец поделился с внуком жизненной истиной.
— Внутри каждого человека идет борьба очень похожая на борьбу двух волков. Один волк воплощает зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность.
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Это наказание побуждает пророчицу осознать важные вещи и кормить «правильного волка».
Итак, что означает эффективный менеджмент? Делать правильные вещи в правильное время наиболее правильным в конкретной ситуации образом. Что и делает Всевышний.
В результате, процесс создания народа Всевышним продолжается, Моисей получил так необходимые ему консультации и помощь, Аарон и Мирьям предупреждение, ну и от кого-то пришлось избавиться. «Особо прихотливые» остались в Киврот а-таава[1].
1 Название места, где стоял лагерь, переводится как «Могилы прихотливых»
http://hadashot.kiev.ua/content/beaalotha-kazhdomu-svoe-ili-koe-chto-ob-effektivnom-menedzhmente