Из 613 заповедей Торы 74 содержатся в главе Ки тецэ, включая запрет мошенничества. Мошна — слово очень старое, праславянское, в Древней Руси так называли кошелек. Мошенник — это тот, кто забирает, крадет чужую мошну. В переносном смысле мошенник может присваивать чужой труд, подняться за счет подлости, но в любом случае он всегда привязан к чужой мошне.
В Древнем Риме лиц, виновных в совершении корыстных преступлений с использованием обмана, ссылали на дальние острова, где осужденные чаще всего погибали от голода.
Но и здесь мы «впереди планеты всей». Первое в истории осуждение мошенничества как явления содержится в главе Ки тецэ:
Да не будет у тебя в суме твоей двух гирь — большой и малой. Да не будет у тебя в доме твоем двух мерил для определения эйфы — большого и малого. Гиря полная и верная должна быть у тебя, мерило полное и верное должно быть у тебя, чтобы продлились дни твои на земле, которую Б-г, Всесильный твой, дает тебе. Ибо мерзость пред Б-гом, Всесильным твоим, всякий делающий это, всякий творящий несправедливость (Ки тецэ 25:13-16).
Почему такое пристальное внимание уделено гирям? Потому что, скорее всего, манипуляции с грузом для весов были в то время наиболее распространенным видом мошенничества. Называя мошенничество мерзостью пред Б-гом, Всесильным твоим, к чему Он его приравнивает? К разврату и святотатству!
Посмотрим на один из предыдущих стихов:
Да не будет блудницы из дочерей Израиля, и да не будет блудника из сынов Израиля. Не вноси платы распутной женщины и выручки за пса в Храм Б-га, Всесильного твоего, по какому-либо обету, ибо мерзость пред Б-гом, Всесильным твоим, и то и другое. (Ки тецэ 23: 18-19)
Так почему же Он так резко осуждает мошенничество? Мошеннические посягательства в истории любых цивилизаций — неотъемлемый спутник торговых отношений, свойственных рынку. А поскольку капиталистические отношения стали зарождаться в России лишь в XVI-XVII веках, то лишь в это время местное уголовное право начало бороться с этим явлением. Всё шло по накатанному пути. Первоначально, как отмечают историки и как нас предостерегал Всевышний, обман преобладал именно в сфере торговли — мошенничали с качеством и количеством товаров, подменяли один товар другим и т.п. Например, «бобровую шерсть смешивали с кошачьей, в бочки с добрым салом добавляли гнилого».
Махинациям в имущественных отношениях способствовала массовая неграмотность населения. В качестве документов, при помощи которых оформлялись сделки, выступали закладные, купчие и кабалы. Кабала в допетровской Руси — долговой документ. С ним связано кабальное холопство как форма личной зависимости, при которой должник работал на заимодавца в счет уплаты своего долга и которая длилась до смерти кредитора.
С помощью манипуляций свободные люди переходили в разряд феодально зависимых крестьян, то есть, фактически становились рабами. Именно поэтому Всевышний так резко осуждает это явление, ведь кроме огромного ущерба экономике, оно способствует массовому закабалению людей.
А что происходит с мошенничеством сейчас? По утверждению экспертов, мошенничество в России и других странах СНГ «зацвело пышным цветом» в условиях рыночной экономики и свободы предпринимательской деятельности.
Что удивительно, сейчас жертвами мошенников становятся отнюдь не малограмотные люди, а образованные хозяева малого и среднего бизнеса. Основной принцип стар, как мир, — обмануть жертву, что называется, «втеревшись» к ней в доверие и, воспользовавшись этим доверием, добиться того, что жертва сама отдаст всё, что от неё потребуют: деньги, товар, имущество или права на что-то ценное.
Как говорится в одном анекдоте: проводим маркетинг, организуем холдинг, даем в лизинг, делаем консалтинг, а потом уже объегоринг, стибринг и с бабками свалинг. «Добровольность» как раз и делает мошенничество совершенно особым преступлением, поскольку жертва, даже поняв, что её обманули, не обращается в правоохранительные органы. Почему? Да стыдно, что «провели меня, неглупого мужика, как лоха, да и толку светиться, всё равно ничего не вернуть».
Набирает обороты мошенничество, связанное с воровством интеллектуальной собственности, — поле-то непаханое, а почва благодатная. Идея — не имущество, соответственно, риск быть пойманным за руку (и тем более — привлеченным к ответственности) существенно ниже.
При этом выгоды кража «интеллектуалки» сулит весьма солидные. Не обошёл стороной этот вид махинаций и автора этих строк. В 2015-м я послал отрывок своей рукописи новой книги «Либидо рулит, или женская сексуальность и мировой финансовый кризис» в издательство «Яуза» — дочернее предприятие крупнейшего российского издательства «Эксмо». Главный редактор издательства, некто Александр Махров, убедил меня отправить всю рукопись, а через несколько минут прислал отказ, мотивируя его недостаточностью объёма материала.
Но год спустя, читая новую, изданную «Эксмо», книгу Пелевина «Лампа Мафусаила, или крайняя битва чекистов с масонами» я обнаружил между книгами ряд сходств, которые случайными быть не могут. Речь здесь идёт не об обычном плагиате, а об уголовном преступлении — разглашении служебной тайны Александром Махровым.
Так что махинации с интеллектуальной собственностью и далее будут цвести махровым цветом.
Что же остаётся делать в данной ситуации? Пускай мошенники и дальше будут продолжать наживаться за наш счёт?
Нет, надо поступать, как героиня одного анекдота:
Вчера ночью матери пришла смс-ка: мама, я в беде, положи на такой-то номер 1000 гривен. Мама прочитала её, поняла, что имеет дело с кидаловом, перевернулась на другой бок и продолжила спать. Утром рассказала мне.
Я, с гордостью:
— Мамочка, какая ты молодец, даже ночью вспомнила, что я тебе про мошенников рассказывал!
Мама — пренебрежительно:
— Да я вообще ничего не вспоминала. Там было написано «палажи», а мои дети такие ошибки даже пьяными не делают!
Немного логики и здравого смысла, поменьше паники и жадности. Если мы не захотим быть обманутыми, то и мошенник не достигнет своей главной цели, не сможет манипулировать нашей психологией, его фокус не пройдет! Нужно быть внимательными. Дотошно читайте все пункты договора, не подписывайте ничего, пока не убедитесь в том, что все положения соглашения понятны и устраивают вас. Требуйте объяснений, если что-то непонятно. Если некий пункт договора не зафиксирован в письменной форме, а обсуждался лишь на словах, это означает, что вас пытаются ввести в заблуждение.
Если что-то звучит слишком заманчиво, чтобы быть правдой, — это неправда. Ну, а лично мне нельзя было позволить желанию напечататься в ведущем издательстве взять верх над осторожностью и здоровой жизненной логикой.
Так что семинар «Как не стать жертвой мошенников» отменяется. Билеты возврату не подлежат.
http://hadashot.kiev.ua/content/ki-tece-da-ne-budet-u-tebya-dvuh-gir-ili-koe-chto-o-moshennichestve