Углубляющаяся опасная поляризация, которую создал процесс “Осло”, усиливается, в том числе, и из-за весьма несправедливого разделения бремени цены мира между двумя сторонами политической баррикады в
Израиле.
Статья на иврите http://www.inn.co.il/newspaper.php?id=3521
Инициаторам и ведущим реализаторам процесса “Осло” мало было политической и идеологической победы, (им понадобилось) разжечь страсти в общенациональной плоскости. Параллельно с признанием ООП и передачей
территорий в руки ее главарей, архитекторы “Осло” позаботились создать для них и приближённых к ним “сторонников мира” политическую конструкцию, которая удостоилась международного признания и щедрых
экономических вливаний. В то же время представители собственного народа с противоположной стороны политической карты не только потерпели идеологическое поражение, но и заплатили тяжёлую личную цену. Таким
образом, в то время, как Перес и Рабин делили с Арафатом Нобелевскую премию мира, а Бейлин, Пундак и Гиршфельд пожинали плоды похвал мирового сообщества и превращали миротворчество в доходную профессию,
поселенцы были заняты похоронами друзей и близких, убитых на дорогах Иудеи, Самарии и Газы, то есть собирали кровавую жатву с посеянного процессом Осло пренебрежения безопасностью. Такая глубокая и
многосторонняя поляризация весьма взрывоопасна, и есть основания полагать, что она составляла существенную часть напряженной атмосферы накануне убийства Рабина.
Нельзя сказать, что в прошлом не было решений правительства, возмущавших часть общественности; бывали острые споры и разногласия. Но когда Ариэль Шарон пошёл на операцию “Мир Галилее” на гребне гнева и
ярости левых, сторонники войны платили ту же цену, что и противники. Когда правительство Израиля решило получить репарации из Германии, противники этого решения были возмущены им до глубины души с точки
зрения идеологической, но их собственности и жизням не угрожала никакая опасность. Также и цену поселенчества в глубине территорий Иудеи, Самарии и сектора Газа платят, прежде всего, сами поселенцы, а среди
солдат ЦАХАЛа, посланных туда обеспечивать безопасность, есть как сознательно настроенные правые сторонники поселенчества, так и левые его противники.
Один из выводов убийства Рабина заключается в том, что возврат к той атмосфере раскола в обществе категорически недопустим; и, однако, именно это сейчас происходит.
Истинная цена размежевания
Когда Бегин решил демонтировать поселения Синая в обмен на мир с Египтом, большинство жителей Питхат Рафиах поддержали этот процесс, несмотря на то, что это было связано с разрушением поселений. Ямит и
все его постройки были возведены всего за несколько лет до решения об их демонтаже, и связь жителей с их землёй не была еще освящена кровью близких и друзей, павших на этом месте. Жители Ямита жили там
хорошо, поселения свои возводили, поливая их потом, но не слезами и, уж конечно, не кровью. И, хотя среди них были и идеологические противники депортации, они все удостоились по крайней мере самых щедрых
компенсаций, установленных в процессе переговоров, в которых правительство Израиля всячески шло им навстречу.
Ничего такого ныне не происходит. В минюсте сидят левые чиновники и устанавливают параграфы закона, именуемого “Депортация-компенсация”, со своей точки зрения (с высоты своей колокольни). “Компенсации будут
значительно ниже, чем в Ямите”, - сказал Йонатан Баси в своей речи перед членами кибуца Бейт-а-Шита в Изреэльской долине как раз в день годовщины убийства Рабина. И это несмотря на то, что, несомненно, ущерб,
причиняемый ныне жителям Гуш-Катифа, несравненно больше, нежели тот, который был нанесён жителям Ямита в то время. Почему же? Может, кто-то опасается, что у плана размежевания будет гораздо меньше
сторонников, если надо будет заплатить истинную цену?
“Всего лишь переехать на другую квартиру”
В то же время левые открыто признают, что рассматривают разрушение идеологически враждебных предприятий как достойное оправдание для применения силы при реализации размежевания, даже если это не улучшит
положение ни с точки зрения безопасности, ни с политической и экономической точек зрения. Одновременно политики, работники СМИ и “гуманитарии” не стесняются говорить о демонтаже поселений и изгнании их
жителей, как о самой обычной вещи. Переезд на другую квартиру - и не более того! “И чего это они из этого делают проблему? - удивляется “писатель и человек духа” Алеф-Бет Йеошуа, демонстрируя абсолютное
бесчувствие и непонимание, - ведь в конечном итоге от них требуется переместиться всего лишь на каких-то пять километров на восток!”
Некоторые другие стараются понять, но не очень преуспевают в этом. Яир Лапид, сынок Томи, попробовал, в свою очередь, представить себе день, когда его самого заставят покинуть Рамат-Авив. Он описал
душевное стеснение, которое его посетит, но резюмировал, что ради мира он будет на это согласен, в конце концов, и Гиватаим - это прекрасно! Но Яир Лапид не строил Рамат-Авив. Он, наверно, душевно с
ним связан, но конечно же, не идеологически. Он не рисковал своей жизнью, чтобы жить там, его друзья и близкие не пали, защищая его. Переезд в Гиватаим не будет означать для него разлуку с лучшими друзьями. Его
соседи, очевидно, не играют существенной роли в его жизни и сегодня. Да и место работы ему не придётся менять, и, очевидно, синагогу. Короче, тот, кто не основывал поселение с самых первых дней, кто не
принадлежит к любимой общине единомышленников, о чём он может говорить!
Единственный, кому удалось попасть в точку, представляя громадность проблемы, был Меир Узиэль. В своей недельной колонке в “Маариве” он сформулировал воображаемое письмо, подписанное Йонатаном Баси, в
котором от граждан Израиля требуется принять посильное участие в плане размежевания путём возмещения изгоняемым жителям Гуш-Катифа их потери - отдать им свои дома со всем содержимым имуществом.
Разумеется, тот, чей дом будет выбран для проживания кем-либо из эвакуируемых, может обратиться в Управление по размежеванию с требованием компенсации, которая будет установлена в одностороннем порядке.
Интересно, сколько процентов жителей страны были бы готовы заплатить эту цену, которая гораздо ниже той, которую должны уплатить приговоренные к изгнанию.
Оскорбительный и шарлатанский закон
Правительство Израиля, в отличие от сладкоречивого Йонатана Баси, использует при демонтаже поселений шарлатанский, патерналистский и оскорбительный подход. Как уже говорилось, компенсации маленькие, и
установлены они в одностороннем порядке. Не дается никакой приемлемой возможности сохранить дружеские и общинные связи ныне существующих поселений при создании новых поселений “взамен существующих”.
Поспешность в реализации плана не позволяет подготовить решения “жилья взамен”, потому и создан “переходный период”, когда большие семьи будут жить в условиях “лагеря беженцев”. “Ясно, что не будет готовых
домов, - заявил Йонатан Баси, - мы уже закупаем караваны, чтобы люди смогли обосноваться на краю своего участка и параллельно строить свой дом на деньги компенсации, которые они получат. Я полагаю, что это
приемлемое решение”. Таки да! - приемлемое решение! Семья из 10 душ будет жить два года в караване до окончания строительства нового дома...
Родители, потерявшие детей, спрашивали, как будет скомпенсирован демонтаж дорогих могил, но реального ответа так и не получили. Увеличенные компенсации предполагается дать только тем, кто переселится в Негев
или в Галилею, а не тем, к примеру, кто переедет в Иудею и Самарию. Мы ещё не говорили о страшных карах, которые обрушатся на тех, кто не подчинится изгнанию добровольно, и о психологической войне, которую
ведёт правительство Израиля, выбирая наиболее слабых духом жителей поселений в попытке внести раскол между братьями. Создана гнетущая, неподконтрольная, душераздирающая и, разумеется, взрывоопасная
реальность.
Жители Гуш-Катифа и Северной Самарии не заинтересованы во всём этом, они хотят остаться в своих домах и не занимаются никакими переговорами о компенсациях. Желательно, чтобы это было принято к сведению
членами Кнессета, которым законопроект будет представлен на обсуждение в комиссии и для голосования во втором и третьем чтении. Пока это не стало законом, неплохо бы, чтобы и те, кто поддерживает принципы
отступления, протестовали против закона “Депортация-компенсация”.
“Бе-шева” 11 ноября ?2004
перевод Фани Шифман, МАОФ