Мы должны напомнить себе, что политические воззрения не могут быть объективными в научном смысле. Политическая наука, как легитимная академическая дисциплина, не пытается расценивать себя как объективную науку, что бы ни думали о ней некоторые практикующие её специалисты. И в самом деле, не так-то просто выделить в некоем данном дискурсе характеризующие его должным образом параметры. Проблема такого рода всегда неизбежно присутствует в любом серьезном исследовании политических процессов.
Термин «политический» используется здесь в наиболее широком его смысле, как это было сделано Аристотелем, назвавшим Человека «zo-on politikon» (социальным существом). Социальные воззрения и законодательство, установленные нашими гражданами и их представителями в правительстве, являются функцией их ценностей, социальных, экономических и политических мнений и точек зрения, их жизни и жизненной истории и даже возраста. Учёные, действующие в сфере политической науки, могут пытаться переубедить публику, опираясь на то, что они, академически образованные люди, обладают дисциплинирующей, подкреплённой соответствующим научным опытом и знаниями возможностью разобраться в той или иной области нашей социально-политической реальности, что не доступно обычным людям, не имеющим академической подготовки. И если большинство народа присоединяется к политическим воззрениям, базирующимся на подобном мнении или утверждении, мы оказываемся на пороге Дантова Ада («Божественная комедия, Ад», Песнь 3): «Оставь надежду всяк, сюда входящий».
Претензии
палестинских арабов на «право на возвращение»
подразумевает предполагаемое «право»
сотен тысяч арабов (а также их потомков),
бежавших с территорий, которые в 1948 году
стали Израилем, на занятие и обретение
суверенитета над не только теми частями
Земли Израиля, которые зовутся Иудеей
и Самарией, но и того, что сегодня известно
как собственно Израиль. Такова суть позиции
палестинских арабов, поддерживаемой
всеми мусульманскими странами Ближнего
(и Дальнего) Востока. Весьма примечательно,
что есть евреи, сотрудники академических
учреждений (повторю, явное меньшинство
израильского академического персонала)
в Израиле и вне его, которые придерживаются
подобной точки зрения, и которые, соответственно,
отвергают еврейские национальные и сионистские
идеалы, касающиеся исторических и моральных
претензий еврейского народа на владение
Землёй Израиля. Данная статья является
попыткой предложить читателям, студентам
и всем, кто пишет на эту тему, еврейскую
национальную и сионистскую позицию в
противовес антисионистской проарабской
позиции, пропагандируемой некоторыми
сотрудниками академических учреждений,
евреями и неевреями.
Палестинские «беженцы»
Внимательное прочтение публикаций, которые пытаются опровергать легитимность принципов сионизма и осуждают якобы несправедливое отношение сионистов к арабским «беженцам» и их потомкам, бежавшим из Палестины в 1948 году, выявляет шокирующее и безответственное игнорирование хорошо документированных событий, а также спорное приписывание мотивов еврейским правительствам Израиля за прошедшие 60 лет. Антисионистские публикации навязывают читателям изложение арабской точки зрения, состряпанное авторами, не знающими арабского языка и полагавшимися на публикации на английском языке (или на других европейских языках), которые представляют собой переводы работ арабских авторов. Один такой автор зашёл так далеко, что заявил, что «исследования», на которых он основывал свою статью, «были написаны на английском языке палестинцами … эти работы являются не периферийными, а занимают центральное положение … (они) не имеют аналогов на арабском языке» (Кузар, 2008 г., стр. 629). В свете того факта, что автор этой цитаты не читает по-арабски, можно только удивляться тому, на каком основании он приводит подобное утверждение. Учёные во всем мире – за небольшими и известными исключениями – придерживаются правила, согласно которому они обладают достаточно глубоким знанием предмета, о котором они пишут публикации в профессиональных и научных журналах. В противном случае их работа относится к разряду обычной журналистики, а не ответственных систематических исследований. Редакторы уважаемых научных журналов стараются не публиковать статей журналистов, и достигают этого – насколько это им удаётся – с помощью системы отзывов, подготовленных не уступающими авторам по уровню знаний уважаемыми коллегами. Однако, когда редакторы не реализуют свои прерогативы ответственности, иногда даже в силу своих собственных предубеждений или ошибочного мнения, и относят некую статью к разряду действительно научных, профессиональная публика оказывается лицом к лицу с патентованным шарлатанством. Именно это происходит в случае антисионистских публикаций.
Нам стоит
только вспомнить сейчас, как несколько
десятилетий назад блестящий, обладающий
мировой известностью ориенталист, профессор
Бернард Льюис полностью дискредитировал
антиизральские сентенции, высказанные
не так давно умершим Эдвардом Саидом
(из университета Коламбия), который был
близок к руководству террористической
ООП (Бат Йеор, 2002 г., стр. 310; Льюис, 1986 г.,
главы 7, 8 и 9). Здесь надо упомянуть, что
Саид был профессором английской литературы,
а не политических наук, и его книга, посвящённая
ориентализму, была, как отметил Льюис,
полна всевозможных ошибок и неточностей.
Как и у всех до и после него, у Саида была
его собственная программа, которую он
намеревался пропагандировать независимо
от того, совпадали ли его мнения о проводимых
во многих университетах ориенталистских
работ с реальностью или нет. В качестве
профессора английской литературы он,
возможно, считал, что обладает некоей
поэтической лицензией, как и другой антисионист
и антисемит, лингвист еврейского происхождения
Ноам Хомски из Массачузетского технологического
института, считавший историческую объективность
вторичной по отношению к его еврейской
самоненависти (Шаран, 2003 и 2007 гг.).
Арабские прагматики
против максималистов – кто они?
Проводится различие (Кузар, 2008 г.) между двумя будто бы разными подходами к проблеме арабских «беженцев» - между арабами, которые требуют, чтобы «все беженцы» вернулись к своим домам в Израиле, и теми арабами, которые, как считается, согласны на компромисс и настаивают, что беженцы должны вернуться на территорию, называемую (евреями) Иудеей и Самарией. Эта территория не была официально включена в государство Израиль. Поэтому прагматики готовы обсуждать вопрос израильских границ и, как предполагается, признают существование Израиля. Они ощущают определённую неловкость при упоминании предложения о безнаказанном уничтожении целой страны и её граждан.
Мы вынуждены задать вопрос антисионистским авторам - каким образом они пришли к выводу, что среди палестинских арабов существуют максималисты и прагматики? Совершенно ясно, что все без исключения палестинские арабы (которые публично выражают своё мнение) требуют возвращения на территорию собственно Израиля (в границах до июня 1967 года) всех «беженцев», а именно всех тех, кто ещё жив и кто действительно бежал из Израиля в 1948-49 годах, а также всех их потомков или тех, кто объявляет себя их потомками. Это требование, как бы удачно оно ни было сформулировано, подразумевает фактическую ликвидацию Израиля и его еврейского населения не в меньшей степени, чем разрешение, данное Англией и Францией нацистской Германии на аннексию Судетов, означало уничтожение Чехословакии.
Существует единственное не воображаемое различие среди палестинских арабов - между теми, кто хочет покончить с Израилем одним решительным ударом, и теми, кто планирует его поэтапное уничтожение. С точки зрения палестинцев, возвращение арабских «беженцев» в Израиль является средством, с помощью которого Израиль может быть ликвидирован. Для сторонников и того, и другого пути целью остаётся уничтожение Израиля и его жителей. Эта цель сохраняет своё недвусмысленное значение, какой бы эвфемизм тут бы ни применялся, будь то «двунациональное государство», «два государства для двух народов», «государство всех его граждан», «мультикультурное государство», и так далее. Все вышеназванные термины, и все прочие имеют один и тот же смысл.
Позвольте нам - для тех читателей, кто не знаком с историей Палестины до и после Второй мировой войны - указать, что вплоть до 1948 года арабское население Палестины состояло из абсолютно не связанных между собой племён и групп, которые мигрировали в Палестину в течение первой половины 20 века. У них не было намерения учредить новое и независимое арабское государство. Их открыто признаваемым желанием было жить под властью сирийского режима в тех районах, которые считались Южной Сирией и интегральной частью «Великой Сирии».
Коран, священная книга ислама (7 век н.э.), утверждает, что евреи – стоящий над всеми народ, который обладает неоспоримыми правами на Землю Израиля (глава 7, стих 137; глава 5, стих 21; глава 17, стих 104). Мухаммед называет эту территорию Святой Землёй, а детей Израиля – избранным народом (глава 2, стих 47; глава 44, стихи 32 и 33).
Есть
смысл проанализировать книгу под названием
«Пробуждение арабов; история арабского
национального движения» (Лондон, 1938 г.),
написанную Георгием Антониусом, принадлежавшим
к греческой ортодоксальной церкви ливанцем
(которого поддерживал американский миллионер-антисемит
Чарльз Б. Крейн, позже прозванный Гаруном
аль-Рашидом. См. Бат-Йеор, 2002 г., стр. 448,
примечание 75). Антониус был большим поклонником
Гитлера и, по-видимому, крайним антисемитом.
В своей книге (стр. 312 или 314 в другом издании)
он первым использовал арабский термин
«накба» (катастрофа). В те времена этот
термин не имел никакого отношения к палестинским
арабам 1948 года (как широко признаётся
сейчас). Он был связан исключительно с
событиями 1920 года, когда арабы полагали,
что вручённый Британии мандат на тогдашнюю
Палестину положит конец их политическому
единению с Сирией. Это была действительно
«катастрофа» для арабского населения
Южной Сирии, что отражало их сирийский
национализм, а не для палестинских арабов
(название это было позже изобретено англичанами).
«Палестинский
народ»
Между 1948 и 1967 годами не существовало проблемы, ассоциируемой с «палестинским народом», «палестинскими беженцами» или с местом, называемым «Палестиной». Были только «арабские беженцы». И резолюция 242 Совета Безопасности ООН от 22 ноября 1967 года тоже не упоминала их. Египет и Иордания захватили территорию в западной части Земли Израиля, и они без промедления прекратили любое упоминание этой проблемы местным арабским населением. Иордания аннексировала Западный Берег, что признавалось только Великобританией и Пакистаном, в то время как Египет сохранил мандатный режим (в Газе). Не было ни Палестины, ни палестинского народа, ни палестинских беженцев. Именно это привело к восстанию под руководством Арафата и учреждению Фатха в октябре 1959 года. ООП, образованная в мае 1964 года, была частью стратегии арабских лидеров по контролю над палестинцами. В феврале 1969 года Арафат в результате ловких манёвров пришёл к власти в ООП. Сегодня она возглавляется Махмудом Аббасом (он же Абу Мазен), который в течение 40 лет был подручным террористом Арафата. Как хорошо известно, Аббас сейчас является лишь символическим руководителем палестинцев, в то время как реальная власть находится в руках Хамаса, который оказывает подлинное влияние на палестинское население.
Мирные «переговоры» с Израилем, вне всяких сомнений, являются не более чем абсурдом, и не только потому, что всё политическое руководство (sic!) Буша, Ольмерта и Аббаса находятся на пороге потери власти, а главным образом потому, что ни один из палестинских лидеров, начиная со времён Хадж Амина Хусейни и вплоть до сегодняшнего дня, не собирался, в действительности, достичь какого-либо соглашения с Израилем. Вся история соглашений и «политических» дискуссий с палестинскими арабами – как, например, переговоров с Арафатом, которые породили весьма наивную и ошибочную норвежскую «сделку», называемую соглашением Осло - привела к большему кровопролитию от рук арабских террористов, чем в период, предшествовавший соглашению. Тем не менее, Израиль – или, точнее, израильские ничтожные и коррумпированные «лидеры» - цепляются за эти иллюзорные договоры, которые никогда не стоили больше, чем бумага, на которой они были написаны. Арафат нагло врал президенту Клинтону и отказался принять непомерно большие компромиссы, предложенные тогдашним премьер-министром Эхудом Бараком в присутствии Клинтона.
Арафат
устроил также в Рамалле откровенно фальшивые
«выборы», когда Клинтон прибыл туда, чтобы
убедиться, что ООП проголосует за соглашения
Осло. Будет ли лишним подчеркнуть здесь
непостижимую доверчивость Билла Клинтона?
Однако, в данной дискуссии мы собираемся
обсуждать не американцев (хотя прецедентом
для Клинтона послужил Джимми Картер,
так что не один, а два американских президента
попали в одну и ту же ловушку), а палестинских
арабов и их взаимоотношения с Израилем.
Как уже отмечалось, их конечной целью
было, есть и, насколько мы можем судить
сейчас, будет уничтожение Израиля и убийство
как можно большего числа евреев. Никакой
объём пропаганды, исходящий из любого
источника, будь то человек, группа или
страна, не может опровергнуть этого факта.
Если история может служить указателем
того, каким является настоящее и каким
будет будущее, мир и народ Израиля должны
будут ждать долгое время перед тем, как
в арабо-мусульманском мире произойдут
изменения в смысле их поведения и намерений,
касающихся евреев и Израиля.
Возвращение палестинцев
Возвращение в Израиль арабов, бежавших отсюда 60 лет назад, а также их разросшихся семей, означает тотальное уничтожение Израиля. Стратегия палестинских арабов, скоординированная с их единомышленниками, как евреями-антисемитами, так и прочими, базируется на понимании, что они не могут победить Израиль на поле боя, и что Израиль становится сильнее после каждой войны. Поэтому было принято решение - и у нас есть все основания предполагать, что оно сначала было выработано евреями-антисемитами, а затем с энтузиазмом воспринято Арафатом – что правильной стратегией должна быть победа на сцене международного общественного мнения, а именно – делегитимация и дегуманизация Израиля. Таков был главный и, к сожалению, хорошо заученный урок, преподанный миру занимавшим пост министра пропаганды Третьего рейха, гением пропаганды Паулем Йозефом Геббельсом: если вы лжёте достаточно долго, и никто не опровергает вашу ложь, она начинает восприниматься как правда. Адольф Гитлер часто говорил, этими и другими словами: с помощью непрерывно повторяемой изощрённой лжи можно убедить людей в том, что небеса – это ад, и что ад – это небеса. Чем ложь больше, тем с большей готовностью в неё верят. Моделью может служить Южная Африка. Постоянно сравнивайте Израиль с Южной Африкой, дегуманизируйте и делегитимируйте его с помощью сущей лжи; изолируйте его от международной общественности – и это приведёт к гибели Израиля. Право на возвращение, изображение Израиля как жестокого завоевателя и колониального захватчика – один из тактических приёмов антиизраильской пропаганды.
Арабские комментаторы писали, что если бы Израиль не был провозглашён в 1948 году, его территория была бы поделена на сферы влияния, так что Египет доминировал бы в его южной части (называемом Негевом), Иордания контролировала бы центральную часть страны (где расположены Иерусалим и Тель-Авив), и Сирия контролировала бы север (Галилею). Вот так обстояли бы дела с «Палестиной». И ни одному арабу из тех, кто жил на Земле Израиля, не пришло бы в голову протестовать по этому поводу. Тот же самый сценарий был бы реализован, если бы Израиль не победил в войне 1967 года. На территории, известной как Западный Берег, продолжалась бы власть Иордании, палестинские арабы стали бы полноправными иорданцами и перестали бы существовать как палестинские арабы. Согласно Мухаммеду Хасанейну Хейкалу и Абдул Насеру, Египет продолжал бы контролировать Негев, что соответствовало его стратегическим целям. Не было бы учреждено палестинское государство, и арабы, которые называют себя палестинцами, не проронили бы по этому поводу ни звука. Более того, они без колебаний ассимилировались бы в окружающих их арабо-мусульманских обществах.
В этой
связи нам стоит вспомнить, как обошлись
с палестинскими арабами их братья-арабы,
когда десятки тысяч палестинцев были
изгнаны из стран Персидского залива в
1991 году после того, как Арафат поддержал
Саддама Хусейна, захватившего Кувейт.
Им было приказано немедленно убраться
из этих стран без соблюдения каких-либо
«прав». И Израиль позволил им вернуться
в свои дома в Иудее и Самарии. Любопытно,
что они и не подумали жаловаться. Проведенное
в арабской общине исследование выявило,
что палестинские арабы не сомневались,
что смогут вернуться в Иудею и Самарию:
«Мы приехали на заработки в районы, находящиеся
под властью того или иного племени (Кувейт,
Саудовская Аравия, и т.д.). Когда племя
решило, что мы им больше не нужны, мы не
могли продолжать оставаться под их покровительством».
Есть ли необходимость упомянуть о том,
что как в этом случае, так и в других ситуациях,
характеризующих взаимоотношения арабов
между собой, еврейские антисемиты и их
сторонники хранили полное молчание?
Безопасность или
резня: где?
Совершенно очевидно, что так называемая израильская «оккупация» Иудеи и Самарии вовсе не является тем, чем считают её очернители Израиля. По сравнению с режимом террора, навязанного им их друзьями-мусульманами в Иудее, Самарии и Газе, власть Израиля по отношению к местному населению была мягкой и великодушной и включала обеспечение муниципальными услугами, строительство жилья, работу, свободу вероисповедания, и так далее. Читатели могут проверить, как относились к палестинским арабам их единоверцы-мусульмане в некоторых арабских странах. Вспомните события «Чёрного сентября» в 1970 году, когда от 20 до 30 тысяч палестинцев были убиты своими иорданскими «братьями», а тысячи спаслись бегством в намного более страшное государство Израиль. Беглецы – или, если хотите, беженцы – знали, что в Израиле они будут в безопасности, они будут обеспечены стоматологической помощью, смогут завершить своё высшее образование, будут получать страхование здоровья, и так далее. И после всего этого они смогут вернуться к террористической деятельности, направленной против Израиля, надеясь получать немалые деньги за каждого убитого израильтянина от Саддама Хусейна или из других бездонных кофров арабского финансирования.
Был также «Чёрный декабрь» в 1983 году, когда Сирия уничтожила тысячи палестинцев в Триполи, в северном Ливане, и изгнала командиров ООП вместе с Арафатом в Тунис. Европейцы и американцы, а также израильские политические «левые», не подняли свой голос в защиту рядовых палестинцев, когда их убивали в Газе свои же палестинские арабы: сотни сгорели заживо, были забиты камнями, убиты выстрелами в затылок, сбрасывались из окон второго этажа, чтобы поднять их снова на второй этаж и снова сбросить. И опять сотни арабов из Газы бежали в Израиль. В противовес всей чудовищной пропаганде, распространяемой арабами и антиизраильски настроенными евреями Израиля, беглецы знали, что в Израиле они обретут убежище.
На самом деле, антисионистов не интересуют вышеупомянутые злодеяния, подобно тому, как прокуроры игнорируют свидетельства, не укладывающиеся в систему их обоснования дела против обвиняемого. Антисемитизм как неевереев, так и евреев редко поддаётся объяснению: возможно, это самая древняя форма ненависти к целому народу, остающаяся безликой, даже если объектом их ненависти является их собственный народ. Как уже отмечалось, преступные акты террора, совершаемые по отношению к израильскому населению палестинскими арабами-мусульманами, не являются предметом озабоченности антисионистов. Впрочем, справедливость и «права» палестинцев не интересуют их в той же мере. Их мотивация – их ненависть и презрение к Израилю. Оправданы любые действия, ведущие к окончательному уничтожению еврейского народа, сионизма или еврейского государства. Миллионы арабов и мусульман были убиты другими арабами/мусульманами за последние 60 лет (со дня образования Израиля), но антисионисты ни разу не выразили протеста по этому поводу.
Мы приглашаем
читателей еще раз перечитать резолюцию
ООН 194, в которой обсуждается проблема
установления мира между Израилем и арабскими
странами. Только раздел 11 этой резолюции
в самом общем виде говорит о возвращении
беженцев – НЕ беженцев-палестинских
арабов, не палестинского народа и не о
Палестине. Это замечательный документ.
С точки зрения автора, решение ООН говорит
о всех беженцах – как арабских, так и
еврейских. Миллион евреев выехал из арабских
стран после образования Израиля, оставив
в этих странах огромное количество собственности,
намного более ценной, чем та, которую
оставили в Израиле избравшие бегство
арабы.
Так называемое
решение «два государства для двух народов».
Палестинское согласие на решение «два государства для двух народов» включает в себя реализацию «права на возвращение» палестинцев в государство Израиль. Требования палестинцев звучат таким образом: сначала Израиль полностью отступает к границам 1967 года, а затем решает проблему беженцев в пределах этих границ. Это равноценно установлению арабского палестинского государства внутри Израиля, а вместо государства Израиль - двунационального государства. В долгосрочном плане это означает одно большое арабское государство от моря до реки Иордан. Велика вероятность и того, что это означает конец иорданского королевства. В конце концов, Иордания – это часть исторической Палестины, и палестинцы составляют 70 процентов её населения.
В том,
что касается проблемы палестинских беженцев,
необходимо подчеркнуть следующее:
1. В течение 20 века в мире было 130 миллионов беженцев, из них 640 тысяч были беженцы-арабы (т.е. около половины процента).
2. Свыше 90% беженцев во всём мире были полностью ассимилированы в местах своего нового проживания.
3. Несмотря на миллиарды долларов, полученные палестинцами, ни одна семья беженцев не получила гражданства, а также все причитающие права в месте её проживания, и не получила разрешение на переезд из лагеря.
4. Громадные пожертвования палестинцам, намного превосходившие то, что было получено Европой по плану Маршалла после Второй мировой войны, к сожалению, были разворованы или пошли на финансирование террора. Те беженцы в Азии и Африке, которые нуждались в помощи, не получили ничего. Среди них царит нищета, страдания и жалкое прозябание, но только палестинцы получают финансовую помощь со всего мира. Палестинцы – это подлинные паразиты, живущие за счёт благотворительности всего мира - вместо тех, кто действительно нуждается в благотворительности.
5. Из всех десятков миллионов беженцев во всём мире только палестинские беженцы имеют в ООН особый статус, и только в их случае этот статус переходит от поколения к поколению, и конца этому не видно.
6. Деятельность UNRWA (специальное агентство ООН, занимающееся делами только палестинских беженцев. – Прим. перев.) является контр-продуктивной в плане намерений и возможности разрешения проблемы палестинских беженцев: она низводит беженцев до состояния пассивности и иждивенчества.
7. Арабских
и палестинских лидеров не только не волнует
положение беженцев, но они намеренно
оставляют проблему нерешённой, чтобы
использовать её как оружие против Израиля.
Все попытки достичь с арабами соглашения по этому вопросу окончились ничем.
Каждое усилие по достижению политического компромисса и урегулирования отношений с арабским населением отвергалось. Даже такая антисионистская еврейская группа, как существовавшая в 1930-х годах «Брит-Шалом», которая предлагала арабам далеко идущие уступки, так и не смогла добиться взаимопонимания с ними. Более того, во времена британского мандата руководство палестинских арабов, поощряемое арабскими странами, не было готово на компромисс по вопросам еврейской иммиграции, еврейских поселений и различных планов раздела мандатной территории, которые тогда предлагались, включая и план ООН от 29 ноября 1947 года. На следующий день после голосования в ООН арабские страны начали войну против еврейского населения Палестины, чтобы помешать образованию еврейского государства на всей или на любой части территории.
После
того, как арабы потерпели поражение в
войне 1948 года, границы еврейского государства
были определены на переговорах с арабскими
странами. Вопрос палестинских беженцев
они оставили на своё усмотрение, и с тех
пор он превратился в гуманитарную проблему.
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН
194 от 11 ноября 1948 года говорила, главным
образом, о примирении между Израилем
и арабскими государствами. Только в статье
11 этой резолюции говорилось о «проблеме
беженцев» в самом общем виде. В этом документе,
если термин «беженцы» означал палестинцев,
то он относился к еврейским беженцам
из арабских стран. Начиная с 1948 года, палестинцы
вообще не имели никакой связи с региональной
политической реальностью. Они не являлись
активным игроком на политическом поле,
у них не было никакой, официально принадлежавшей
им территории, и, как уже отмечалось, их
проблема расценивалась как гуманитарная.
Резолюция ООН 242 от ноября 1967 года говорит
о проблеме «беженцев» и не говорит о палестинском
народе как таковом. Не было какого-либо
упоминания о политической проблеме, связанной
с эксплуатируемым и оккупированным народом.
В 1967 году Израиль завоевал и освободил
районы мандатной Палестины, которые были
оккупированы арабскими государствами.
Иордания аннексировала Западный Берег
в апреле 1950 года, превратив его в часть
иорданской территории. Египет продолжал
видеть обитателей Газы, как субъектов
мандата. Палестинцы не обладали суверенитетом
над какой-либо территорией, и государство
Израиль никогда не завоёвывало принадлежащие
им территории. Палестинское национальное
движение, в отличие от палестинской идентификации,
обрело организационную форму только
после войны 1967 года. Его главной целью
было и остаётся обладание Палестиной
во всей её полноте с помощью тотального
террора и уничтожения государства Израиль.
А дальней целью был, в конечном итоге,
контроль над территорией «Великой Палестины»,
включая и Иорданию.
Проблема палестинских
беженцев – проблема политическая
В различных
странах Западного мира было использовано
несколько разных подходов к проблеме
беженцев:
- В апреле 2004 года Генеральная Ассамблея ООН решила, что возвращение к своим домам двухсот тысяч греков и пятидесяти тысяч турок, жителей разделённого Кипра, не может быть реализовано в связи с тем, что должна быть взята в расчёт «создавшаяся на местах новая реальность». Эта позиция ООН разделяется также Европейским Союзом. Однако, по отношению к Палестине они придерживаются совершенно иной точки зрения.
- После Второй мировой войны из Чехословакии, Польши, Венгрии и Румынии (автор забыл включить в этот список Восточную Пруссию – принадлежащую России, а ранее СССР Калининградскую область. – Прим. перев.) было изгнано 11 миллионов немцев, которые были абсорбированы Германией без какой-либо специфической процедуры, соответствующей статусу беженцев. Сейчас часть из них пытается вернуться к свои домам в Судетах, из которых они были изгнаны. Они не стремятся к ликвидации той страны, из которой они были депортированы; они не требуют заменить её; и они не настаивают на денежной компенсации. Они просто хотят вернуться на те земли, которые в течение многих поколений принадлежали их семьям. В августе 2004 года правительство Германии приняло решение, что в этой ситуации право на возвращение и даже на репарации не существует. Однако, отношение Германии к проблеме палестинских беженцев совершенно другое.
- В 1968 году правительство Великобритании изгнало 5 тысяч жителей острова Диего Гарсия, чтобы построить на острове американскую военную базу. В 2003 году их требование позволить им вернуться к своим домам было отвергнуто Верховным Судом Британии, который постановил, что бывшие жители острова не обладают правом на возвращение или на получение компенсации. И на этот раз выясняется, что в вопросе палестинских беженцев Великобритания занимает иную позицию, хотя решение их проблемы выглядит существенно проще.
Вот несколько
представленных ООН данных, которые проливают
некоторый свет на всю эту проблему:
- В мире существует более ста стран, чьё экономическое и социальное положение намного хуже, чем положение палестинцев. Только в Индонезии около 120 миллионов человек – больше, чем в Пакистане и Афганистане, вместе взятых – зарабатывающих менее одного доллара в день. Еще ниже заработки в странах Африки.
- В каждый данный момент от 15 до 25 миллионов беженцев находятся за пределами своих стран без еды и жилья – в положении намного более худшем, чем палестинцы.
- В мире есть почти двести национально-этнических групп, отчаянно стремящихся получить свободу и государственность, но при этом они не ставят своей целью получение независимости за счёт уничтожения какой-либо другой страны.
- В мире насчитывается порядка 240 миллионов детей-рабов, в том числе и в мусульманских странах.
- 40% населения мира пьёт загрязнённую воду, и 25% пьют воду, которая представляет собой опасность для их здоровья. Каждую минуту в мире умирают 8000 детей только из-за того, что они пьют загрязнённую воду.
- 30% процентов населения мира не имеют в своих домах туалетов и пользуются ямами, вырытыми в земле. Голод и нищета, свирепствующие во всём мире, главным образом, в Африке и Азии, намного более серьезны, чем условия жизни палестинских беженцев. Однако палестинцы страдают от этого меньше, потому что у них есть заработная плата и громадные ежемесячные пожертвования продуктов питания. И это в высшей степени возмутительно. Денежные пожертвования со всего мира должны поступать, в первую очередь, тем, кто в них больше нуждается – главным образом, в Африку.
Стоит
подчеркнуть, что используемый палестинцами
термин «оккупация» они относят не к оккупации
1967 года, а к «оккупации» 1948 года, при этом
имеются в виду границы не 1967 года, а 1947
года (согласно плану
раздела Палестины,
принятому ООН в 1947 г.
– Прим. перев.). Когда арабские террористы
убивают мирных израильтян, они делают
это не из-за оккупации, и не из-за так называемых
поселений, а потому, что Израиль – это
еврейская сионистская страна, находящаяся
на земле, которую арабы считают своей.
Оккупированные территории не имеют никакого
отношения к прекращению войны между евреями
Израиля и палестинскими арабами. Это
– еще одна проблема в большом комплексе
сложных вопросов, которые, в первую очередь,
должны фокусироваться на признании Израиля
как еврейской страны.
Палестинская национальная
Хартия
Официальное
отношение палестинцев к Израилю и к концепции
«оккупация» отчётливо выражено в Палестинской
национальной Хартии, которая утверждает
следующее: Вооружённая борьба – это единственный
путь освобождения Палестины. Это вопрос
общей стратегии, а не тактическое решение.
Палестинцы утверждают свою абсолютную
решимость и твёрдое стремление продолжать
свою вооружённую борьбу вплоть до полного
освобождения Палестины (статья 9). Освобождение
Палестины означает подавление сионистской
и империалистической агрессии, и нацелено
на изгнание сионизма из Палестины во
всей её полноте (статья 15). Раздел Палестины
в 1947 году и образование государства Израиль
в 1948 году совершенно незаконны (статья
19). Декларация Бальфура (1917 г.), мандат
на управление Палестиной (1919 г.), а также
всё, что было на них основано, являются
недействительными. Утверждения об исторических
и религиозных связях евреев с Палестиной
не соответствуют фактам истории. Иудаизм,
будучи только религией, не является признаком
национальной идентификации. И евреи не
представляют собой единую нацию со своей
собственной идентификацией. Они – всего
лишь граждане тех стран, в которых они
проживали (статья 20). Палестинский народ,
выражая себя через свою вооружённую революцию,
отвергает все решения, заменяющие полное
освобождение Палестины (статья 21). Освобождение
Палестины ликвидирует присутствие в
ней сионистов, и будет способствовать
установлению мира (статья 22). Данная Хартия
не может быть изменена никаким актом,
за исключением голосования большинством
в две трети от полного состава Национальной
ассамблеи ООП на её специальной сессии,
созванной для этой цели (статья 33).
Хартия Хамаса содержит
следующее:
Израиль будет существовать до тех пор, пока ислам не уничтожит его … [Хамас] стремится поднять знамя Аллаха над каждым дюймом Палестины (статья 6). Движение исламского сопротивления – это одно из звеньев цепи тех, кто борется против сионистских завоевателей. Оно берёт начало в 1930-х годах и имеет в своём послужном списке участие Мусульманского Братства в войне 1948 года и во всех операциях джихада … Судный День не настанет до тех пор, пока мусульмане не завершат борьбу и не убьют евреев, и когда евреи будут прятаться за камнями и деревьями, камни и деревья будут говорить: О мусульмане, о слуги Аллаха, здесь есть еврей, который прячется за мной, приди и убей его (статья 7). Земля Палестины – это исламский Вакф (дар) вплоть до Судного Дня. Она, или любая её часть не может быть разбазарена; она, или любая её часть не может быть отдана. Ни одна арабская страна, как и все арабские страны, ни один король или президент, как и все короли и президенты, ни одна организация, как и все организации, будь они палестинские или арабские, не обладают правом отрицать это. Палестина во всей её полноте принадлежит только палестинцам. Это закон согласно исламскому шариату (статья 11). Нет ничего более значительного или глубокого, чем джихад против сионистского врага. Сопротивление и подавление врага стало личным долгом каждого мусульманина, мужчины и женщины. Надругательство над любой частью Палестины равносильно надругательством над религией (и должно караться смертью). Нет другого решения палестинского вопроса, кроме джихада и прекращения сионистского вторжения. Инициативы, предложения и международные конференции – это пустая трата времени и напрасные попытки (статья 13). Существует крайняя необходимость вселить дух джихада в сердце мусульманской нации (статья 15). … джихад – это единственный путь, и смерть во имя Аллаха – самое благороднейшее из всех желаний …
Приведенные
выше документы не содержат ни одного
упоминания об оккупации 1967 года или границах
перед этой войной, и ни одного слова о
мире с Израилем в каких бы то ни было границах.
Город Сдерот не находится на территориях,
оккупированных в 1967 году, как и город
Ашкелон или все деревни и кибуцы вокруг
Газы. Тем не менее, они подвергаются ежедневному
обстрелу. Город Кирьят Шмона и весь север
Израиля также не находятся на территориях,
оккупированных в 1967 году, что не мешает
обстреливать их уже много лет.
На самом деле проблемы
палестинских беженцев не существует
Палестинский вопрос не сводится к проблеме беженцев, поскольку незначительное меньшинство их живёт в лагерях, и социально-экономические данные и уровень жизни ясно показывают, что их положение не только не напоминает ситуацию сотен миллионов жителей стран третьего мира, но оно значительно лучше. Палестинский вопрос не является проблемой народа, изгнанного с его земли, поскольку большая часть людей, называющих себя палестинцами, живёт на земле подмандатной Палестины. Точно так же палестинский вопрос не служит примером общества, рассеянного среди чуждого и антагонистического окружения, поскольку почти все палестинцы живут среди мусульманского, в подавляющем большинстве, населения, говорящего на арабском языке, который, как и язык самих палестинских арабов, является их первичным и основным языком.
Каждый,
кто хочет приобрести знания о проблеме
палестинских арабов-беженцев, может без
особого труда достичь этой цели, начав
с приведенного выше схематического описания.
На основе этой информации можно сделать
вполне однозначный вывод: палестинских
беженцев не существует. Их материальное
благополучие; их образ жизни; их реальное
социальное и экономическое положение
превосходит положение сотен миллионов
людей по всему миру, включая и многих
мусульман. Однако, отдельные люди и страны
могут игнорировать объективную историческую
или социально-экономическую информацию
и предпочесть ей своё собственное мнение
по поводу любого вопроса, касающегося
существования человека. Решение это зависит
от них самих. Люди остаются свободными
в выборе своей внутренней реальности,
когда они не желают признавать то, что
существует в окружающем их мире.
Шломо Шаран, профессор,
и коллектив соавторов,
Тель-Авивский университет
Библиография.
1. Bat Yeor (2002). Islam and dhimmitude: Where civilizations collide. Farleigh Dickenson University Press. Teaneck, New Jersey.
Бат Йеор (2002 г.) Ислам и дхиммитьюд: там, где сталкиваются цивилизации. Фарлей Дикенсон Юниверсити Пресс. Тинек, Нью Джерси.
2. Kuzar, Ron (2008). The term return in the Palestinian discourse on the Right of Return. Discourse and Society, 19, 629-644.
Кузар, Рон (2008 г.). Термин «возвращение» в палестинском дискурсе о праве на возвращение. Дискурс и общество, 19, 629-644.
3. Lewis, Bernard (1986). Semites and anti-Semites. New York: W. W., Norton.
Льюис, Бернард (1986 г.). Семиты и антисемиты. Нью-Йорк. В.В., Нортон.
4. Sharan, Shlomo (Ed.) (2003) Israel and the post-Zionists: A nation at risk. Brighton, UK and Shaarie Tikvah: Ariel Center for Policy Research.
Шаран, Шломо (Ред.) (2003 г.) Израиль и пост-сионисты: страна под угрозой. Брайтон, Соединённое Королевство и Шаарей Тиква, Центр политических исследований в Ариэле (ЦПИА).
5. Sharan, Shlomo (2007). Our inner scourge: The catastrophe of Israel academics. ACPR policy Paper 171. Shaarei Tikvah, The Ariel Center for Policy research.
Шаран, Шломо (2007
г.). Наша внутренняя беда: катастрофа израильских
исследователей. Политический сборник
ЦПИА, 171. Шаарей Тиква, Центр политических
исследований в Ариэле.
Оригинал
на английском опубликован
на сайте http://israel-academia-monitor.com/ 15
сентября 2008 г.
Перевод с английского Эдуарда Маркова, МАОФ.
Сентябрь 2008 г.