Maof

Friday
Nov 15th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Портрет номер 1 | Портрет номер 2 | Портрет номер 3 | Портрет номер 4 |

Теперь снова вернемся в Америку. Этот человек уже упоминался в портрете номер 3 как один из основных союзников раввина Элмера Бергера и его American Council for Judaism в Госдепе. Пришло время заняться и этим гуру американской дипломатии. Лой Весли Хендерсон, король и модель для подражания американских дипломатов, более известный как Mr. Foreign Service.



Лой Хендерсон и его брат-близнец Рой родились в 1892 году в городке Роджерс, штат Канзас, в семье методистского проповедника. Семья была бедной и постоянно кочевала в поисках прихода, который бы смог платить Хендерсону-старшему зарплату, достаточную для содержания 5 детей. После школы Лой поступает в маленький, провинциальный колледж в родном Канзасе и после его окончания переходит учиться в Северозападный Университет в Чикаго. В 1917 США вступают в 1-ю Мировую войну, однако Лоя комиссуют из-за полученной еще в детстве травмы руки. Несмотря на это, Хендерсон не остается без дела и вступает волонтером в Красный Крест. Так начинается восточноевропейский период жизни Лоя. В 1920, в Латвии, Хендерсон заболевает тифом и чудом остается в живых лишь для того, чтобы пережить новую, не менее тяжелую травму – в США умирает брат-близнец Рой. «Теперь на тебе лежит двойная миссия», - пишет Хендерсону его отец-проповедник и Лой принимает на себя эту тяжкую ношу. По словам биографа Хендерсона Г.Брандса, бремя двойной ответственности за себя и своего умершего брата преследует Лоя всю его жизнь и доводит его до почти обсессивного отношения к работе и долгу. Крайне религиозный, воспитанный в пуританском духе Хендерсон совершенно лишен чувства юмора и широты взглядов, не способен к самокритике, сух и нетерпим. Он мало читает, практически не общается с коллегами, и терпеть не может космополитизма Нью-Йорка. Эти минусы он с лихвой компенсирует другими качествами – фанатичной преданностью, неисчерпаемой работоспособностью, аналитическим талантом и чутьем.

В 1922 Хендерсон начинает работать в Госдепе США. Его первая серьезная миссия – расследование связей между американскими левыми организациями и СССР. За этой миссией следует переход в посольство США в Риге и мониторинг происходящего в СССР – дипломатические отношения между двумя странами были разорваны. Вряд ли уже тогда он становится антисемитом, но, скорее всего, неприязнь к евреям начинается именно в этот период. В Риге Хендерсон женится на латышке и его ненависть к СССР и коммунизму растет с каждым днем. Когда открывается посольство США в СССР, Лоя переводят в Москву на довольно незаметную должность второго секретаря. Посол Буллит – экстравагантный интеллектуал и друг Булгакова (по следам одного из дипломатических приемов в посольстве рождается сцена «Бала у Сатаны»), Джордж Кеннан и Хендерсон очень четко и трезво воспринимают и понимают происходящее в СССР в середине и конце 30-х годов. Все трое становятся ярыми антисоветчиками и отцами американской советологии. Кеннан и Хендерсон – убежденными антисемитами. Хендерсон твердо верит, что Сталин гораздо опаснее Гитлера, однако его мнение не находит поддержки в США. Популярность Сталина среди ненавистных канзасскому провинциалу-пуританину американских интеллектуалов бесит Хендерсона и в одной из своих телеграмм он даже обвиняет «международное еврейство» в коммунистическом заговоре. В насквозь антисемитском Госдепе подобные заявления не были чем-то из ряда вон выходящим. Впрочем, нельзя не упомянуть и достижения Хендерсона – один из немногих, еще в 1935, он точно предсказывает грядущий альянс Гитлера и Сталина. В 1937 Хендерсон возвращается в США и становится одним из руководителей восточноевропейского отдела Госдепа. Начинается 2-я Мировая война и Хендерсон пытается убедить руководство США, что союз с СССР – временный, и после победы над Германией американцам предстоит глобальное противостояние с коммунизмом. Взгляды Хендерсона бесят советских представителей и ставят американское руководство в довольно неприятное положение. Военное союзничество – превыше всего, и Рузвельт решает пожертвовать Хендерсоном, которым отправляется в почетную дипломатическую ссылку – послом в Багдад.

Полный ненависти к Рузвельту и демократам, уже немолодой, перешедший 50-летний рубеж и бездетный Лой отправляется в Ирак. На периферии мировой дипломатии, вдали от настоящих, глобальных событий, в провинциальном и сонном Багдаде Хендерсон ненадолго впадает в легкую депрессию. Но очень ненадолго. Оглядевшись вокруг и оценив ситуацию с точки зрения будущего глобального противостояния капитализма и коммунизма, Хендерсон понимает, что Ближний Восток будет следующей после Европы ареной мировой борьбы. Стратегическое географическое положение, нефть, неразвитый рынок – все это превращает арабов в крайне важных потенциальных союзников США. Хендерсон считает, что нужно любой ценой заручиться поддержкой арабских стран. В Ираке Хендерсон впервые сталкивается с палестинской проблемой. Антисемит и антисоциалист, он не может испытывать к сионистам ничего, кроме отвращения и ненависти. Но долг и американские интересы превыше всего, и Хендерсон пытается отнестись к ситуации нейтрально. Он считает и анализирует. «Сколько нефтяных вышек есть у евреев?» - интересуется он в одной из своих телеграмм в Госдеп. Хендерсону совершенно ясно – интересы США требуют однозначной поддержки арабов. А то, что эта поддержка направлена против евреев – всего лишь приятный бонус. Кстати, с руководством Ирака Хендерсон быстро находит общий язык – их объединяет антисемитизм. В одном из своих публичных заявлений он даже оправдывает Багдадский погром 1941, в котором погибло более 150 евреев. Грязные и лживые иракские евреи тайно симпатизируют сионизму и сами виноваты в погроме. Война заканчивается, Рузвельт умирает. Начинается холодная война. В руководстве Госдепа вспоминают о прогнозах Хендерсона и возвращают его в Вашингтон на должность начальника ближневосточного отдела Госдепа. В 1947 начинается Турецкий кризис – Сталин выдвигает территориальные претензии к Турции. Под влиянием Хендерсона и его старого соратника по Москве Кеннана, Президент Трумэн предоставляет Турции гарантии безопасности. Через некоторое время подобные гарантии предоставляются и Греции. Разрушенная и распадающаяся Британская Империя не способна противостоять советской экспансии, и ее роль мировой державы берет на себя США. Хендерсон и Кеннан – отцы и идеологи «доктрины сдерживания» или «доктрины Трумэна», определившей политику США в холодной войне.

В 1947 с новой остротой встает Палестинский вопрос. Хендерсон, отвечающий за политику США на Ближнем Востоке, возглавляет американскую оппозицию сионизму. Он пытается убедить Трумэна отказаться от поддержки резолюции о разделе, создает коалиции, давит на дипломатов и политиков. Тогда же начинается близкое сотрудничество Хендерсона с Бергером. Хендерсон координирует действия арабских посольств в Вашингтон, христианских и мусульманских антисионистских групп, противников раздела в ЦРУ и прессе. Ему почти удается достичь своего, однако личное вмешательство Трумэна все-таки приводит к принятию ООН резолюции о разделе. Впрочем, Хендерсон не отчаивается. В первую очередь под его давлением, посол США в ООН Остин предлагает в начале 1948 отложить раздел и пересмотреть резолюцию. В ответ на это, американские сионисты начинают очень агрессивную, истеричную контратаку, но этим лишь вредят себе – Трумэн раздражен постоянным потоком сионистских звонков, телеграмм и петиций, и отказывается выслушать их аргументы и претензии. Хендерсон близок к победе, и лишь вмешательство мягкого, уравновешенного и пользующегося уважением Трумэна Вейцмана предотвращает трагедию. «Госдеп, бюрократы второго и третьего звена вырвали ковер у меня из-под ног … Старый доктор решит, что я лжец» - пишет Труман в своем дневнике и требует от Госдепа прекратить торпедировать раздел Палестины. Единственное, чего удается добиться Хендерсону, это эмбарго на поставку оружия на Ближний Восток. Естественно, это решение больнее всего ударило по сионистам – у арабов были регулярные армии и огромные запасы оружия. Хендерсон потерпел политическое поражение, но делает все возможное для военной победы арабов. В мае 1948 Хендерсон пытается помешать признанию Израиля, но снова проигрывает. Израиль создан, но его отношения с США остаются довольно прохладными – во многом благодаря Хендерсону.

В 1951 Хендерсон снова попадает на Ближний Восток, на этот раз – послом в Иран. В 1953 под его чутким руководством ЦРУ и Британская разведка МИ-6 организуют переворот против слишком независимого и про-советского иранского премьера Моссадека. Иранская нефть вне опасности. США могут спать спокойно. В 1954 Хендерсон возвращается в Вашингтон и получает Department of State Distinguished Service Award. В 1957 он выходит на пенсию. Умирает Хендерсон в 1986, до последнего дня ненавидя евреев и Израиль и с крайним недоверием относясь к Горбачеву и перестройке. В Госдепе имя Хендерсона стало нарицательным. Хендерсон – символ блестящей карьеры, бесконечной преданности своему долгу и работоспособности. Он – единственный не-Госсекретарь, чьим именем назван этаж в здании Госдепа. Ну а следы его отношения к Израилю чувствуются в Ближневосточном отделе до сих пор.

Желающим узнать о Хендерсоне чуть больше, могу порекомендовать 2 книги:
Brands, H.W., Inside the Cold War: Loy Henderson and Rise of the American Empire, NY: Oxford UP, 1991.
Kaplan, R., The Arabists: The Romance of an American Elite, NY: The Free Press, 1993.

"Живой журнал" e-f