Не будем проводить параллели между Бен-Дордаем и скончавшимся на прошлой неделе журналистом и бывшим председателем партии Шинуй Томи Лапидом. То, что происходит между человеком и Творцом - тайна, скрывая от посторонних глаз. Но, оставаясь на уровне политического комментария, нельзя не вспомнить многолетнюю борьбу покойного с "законом Таля" и его предсмертное раскаянье, сопровождавшееся полным отказом от прошлых идей. Из рьяного противника закона Томи Лапид превратился в его поборника.
Напомним вкратце, что речь идет о законе, базирующемся на рекомендации комиссии во главе с бывшим судьей БАГАЦа Авраамом Талем. Комиссия Таля предлагала революционную для Израиля реформу: частичный отказ от привязки права на труд со службой в ЦАХАЛе. Не все знают, что подобная привязка существует по сей день. Право трудиться и самих себя содержать имеют в нашей стране отнюдь не все граждане, а только те, кто отслужил в ЦАХАЛе, отбыл национальную службу или получил освобождение или отсрочку от мобилизации. Демобилизованные солдаты имеют право работать. Не отслужившие в армии студенты университетов тоже вправе подрабатывать в свободное от учебы время. А вот у учащихся ешив такого права нет. Даже во время каникул или по ночам ешиботники не имеют право работать за деньги. Пойманного за этим противозаконным занятием ждет отчисление из ешивы и немедленный призыв в армию. Получая отсрочку в военкоматах, ешиботники подписывают соответствующий документ, а военные инстанции время от времени устраивают "облавы" в учебных аудиториях.
Ортодоксальные еврейские общины на Западе - образец экономического процветания. Религиозные евреи США, Канады, Бельгии и других стран работают и имеют возможность достойно содержать не только самих себя, но и свои синагоги, ешивы, детские сады и пр. Самые бедные ортодоксы живут на Святой Земле - из-за пресловутого "статус-кво", придуманного Бен-Гурионом и раввинами на заре независимости Израиля. В итоге, религиозные мужчины призывного возраста оказались прикреплены к ешивам, так как, для них это единственная возможность сохранить традиционный образ жизни. Если американский еврей-ортодокс в 25 лет решает приобрести профессию, ему не придется покидать общину на три года. Он остается свободным человеком, может открыть свой бизнес или договориться с работодателем о соблюдении субботы и праздников. Если же израильский хасид захочет выучиться на адвоката или ювелира, ему придется сперва отслужить в армии, где по понятным причинам, личная свобода ограничена. В армии нельзя носить традиционные одежды, невозможно соблюдать кашрут "по высшему разряду", невозможно выделить время для регулярной учебы и т. д. Выбор в пользу мизерной государственной стипендии, позволяющей нищенское существование, признается в ортодоксальном мире более достойным поступком, чем купленное за компромисс право получить профессию и жить в достатке.
Не все обязаны разделять убеждения ортодоксов, но право оставаться самими собой у них, безусловно, есть. Тем более, в Эрец-Исраэль. Всем нам должно быть стыдно, что за это право им приходится платить базисным правом на труд, оговоренным во всех декларациях, хартиях и конвенциях, но не признающимся пресловутым "статус-кво". И именно это право давала комиссия Таля. Ешиботникам предоставлялся один год свободного выбора - они могли работать или учиться на профессиональных курсах, не снимая капоты, и не боясь мобилизации. Через год человек решал, вернуться ли ему в ешиву или отслужить по укороченной программе и жить самостоятельно.
Как и все половинчатые реформы, закон Таля провалился. Одного года недостаточно. В престижные ешивы "колеблющихся беглецов" могли повторно не принять. Получить современную профессию за 12 месяцев тоже немыслимо. Для открепления от ешивы требовалась полная свобода и уверенность в завтрашнем дне. Есть и другие причины, по которым нововведение не дало желаемых результатов. Но закон Таля стал "проверкой на вшивость" для израильских либералов. Оказалось, что им мешает вовсе не то, что религиозные "сидят на шее государства"», а то, что они в своих бней-браках и меа-шеарим живут по-другому, чем в Рамат-Авиве. Целью было оторвать ешиботников от Талмуда, переодеть в хаки, заставить маршировать и - посмотреть, что из этого получится. Коль скоро эта цель недостижима, пусть остаются нищими и не занимают рабочие места.
На сегодняшний день около 50 тысяч человек получают отсрочку от мобилизации в качестве ешиботников. Эта цифра эквивалентна четырем полностью укомплектованным дивизиям ("Едиот ахронот", 24.07.2007), включая штабы, писарей, фельдшеров, шоферов и т. д. ЦАХАЛу лишние дивизии не нужны, армия отнюдь не страдает от недостатка солдат (см. рекомендации комиссии Бродета). Еще в конце 90-х годов тогдашний начгенштаба Липкин-Шахак сказал, что "ешиботники армии не нужны, поэтому их не призывали и не призовут". Таким образом, военной проблемы с не призывом ешиботников не существует, остается проблема экономическая.
Но те, кто клеймили ешиботников "паразитами", выступили единым фронтом против закона, который был первым шагом к прекращению финансовой зависимости синагоги от госбюджета. И солистом в хоре ярых противников закона Таля был Томи Лапид и его партия Шинуй.
"Партия Шинуй во главе с Йосефом (Томи) Лапидом подала иск в Высший суд справедливости против правительства Израиля, министра обороны и юридического советника правительства с просьбой отменить "Закон Таля", принятый в Кнессете во вторник. В иске сказано, что только что принятый закон следует отменить в связи с тем, что он противоречит основному закону государства о свободе личности, а также принципу равенства. Депутат Лапид заявил, что сражение за мобилизацию ешиботников еще не окончено, оно только начинается. Шинуй не готова смириться с тем, что в Израиле принят закон, из которого следует, что в нашем обществе есть особая каста людей, на которых не распространяется обязанность защиты государства, и которым не грозит погибнуть на поле боя, в то время как другие должны не только служить в армии, но еще и содержать паразитов, "гибнущих в шатре Торы". (Пресс-релиз Шинуя от 24.07.2002).
А вот, что написал Томи Лапид в статье «Освободите йешиботников!» («Маарив» 3.01.2008), за полгода до смерти: «Так как попытки мобилизации в ЦАХАЛ йешиботников не увенчались успехом, нужно изменить направление. Требуется не просто изменение подхода к проблеме, но революция в сознании».
И далее: «Ни для кого, в том числе для религиозной улицы, не секрет, что отнюдь не все числящиеся в йешивах действительно учатся. Многие из йешиботников трудятся и зарабатывают деньги, но делают это втайне: чтобы их не призвали в армию... Образовалась общность интересов раввинов и антиклерикалов. Последние "обвиняют" религиозную молодежь в том, что ее вынуждают учить Тору, и это позволяет раввинскому истеблишменту еще крепче держать йешиботников за полы капот».
Вывод: «Поэтому светские партии должны принять закон, освобождающий религиозную молодежь, не призывающуюся в ЦАХАЛ, от обязанности учиться в йешивах. Это не совсем справедливо, зато эффективно. Ортодоксальные партии вынуждены будут проголосовать за закон, освобождающий их избирателей от армии. Такой закон не снимет пятно позора с уклонистов, зато освободит десятки тысяч молодых людей, привязанных к йешивам, позволит им получить профессиональное образование и трудиться на благо всего израильского общества».
Десять лет борьбы с законом Таля, мегабайты демагогии, оскорбления, пляски на крови... И поворот на 180 градусов. В последней статье Томи Лапида по «религиозному вопросу» нет просьбы о прощении. Автор не извиняется напрямую за то, что столько лет морочил людям голову, разжигал низменные инстинкты, натравливал евреев друг на друга. Но эта статья была написана, как всегда блестяще, и увидела свет до того, как ее автор закрыл глаза - которые никогда не прятал от оппонентов.