В Палестинской автономии в связи со смертью Дервиша указом главы Па Абу Мазена был объявлен трехдневный траур.
Израильская газета «Гаарец», в числе других израильских СМИ, сначала подробно сообщала о тяжелом состоянии известного палестинского поэта, ссылаясь при этом на его друга, тоже арабского поэта Сихама Дауда, рассказавшего, что поэт поехал в Америку на операцию, а затем с прискорбием известила читателей о его смерти.
Дервиш родился в арабской деревне возле Хайфы и оказался в числе тех арабов, которые покинули территорию Израиля после создания государства в 1948 г. Однако, прожив год в Ливане, семья вернулась и поселилась в том же районе, откуда сбежала: в деревне Дир эль-Асад.
После этого Дервиш учился в израильской школе и получил аттестат зрелости в школе деревни Кафр-Ясиф. После ее окончания поэт переехал в Хайфу.
С детства Дервиш был воспитан на ненависти к евреям и к еврейскому государству, борьбе с которым он посвятил всю свою жизнь. Его оружием была его поэзия, в которой эта ненависть выражалась со всей силой его таланта.
В одном из своих знаменитых стихов Дервиш обращается к евреям Израиля с предложением убраться с этой земли, причем не только живым, но и мертвым. «Забирайте своих мертвецов из нашей земли и убирайтесь вон», - писал Дарвиш.
Известность и влияние Дервиша среди палестинцев и арабов Эрец-Исраэль, как впрочем и его международная известность, были достаточно велики.
Всю свою энергию и весь свой немалый авторитет палестинский трубадур в последнее время использовал для примирения двух борющихся за власть в ПА равно дорогих его сердцу организаций, – ХАМАСа и ФАТХа. Дервиш выступал со стихами, в которых резко осуждал междоусобную вражду между обеими организациями, назвав ее публичной попыткой самоубийства на улице.
По своим политическим взглядам покойный уже с юности был коммунистом. Политической деятельностью начал заниматься еще со школы. В 1960 г. Дервиш вступил в израильскую компартию «РАКАХ». Еще во время учебы в школе он писал стихи для левых газет, а в 1970 г. отправился учиться в Советский Союз.
Через год, в 1971 г. он переехал в Каир, где на протяжении нескольких лет сотрудничал в египетских правительственных изданиях, а в 1973 г. направился (или был направлен ?- Evrey.com) в Бейрут, где стал редактором палестинского политического журнала.
Широкую политическую известность принесло Дервишу членство в руководстве ООП, созданной Арафатом в 1964 г. в Каире. Он был членом исполкома этой организации. Однако в 1993 г., не согласившись с избранной Арафатом тактикой договоренностей «Осло», порвал с нею
С 1996 г. Махмуд Дервиш жил в Рамалле, где продолжал оказывать серьезное влияние на консолидацию борьбы палестинцев против еврейского государства.
Комментарий
Скорбь и сожаление в связи со смертью палестинского поэта высказала в Израиле далеко не только левая газета «Гаарец» . Дервиша оплакивало и государственное израильское радио, почти каждый час сообщавшее сначала о состоянии здоровья палестинского поэта, а затем и о его смерти.
При этом в траурных строчках лишь вскользь, без излишних подробностей, упоминалось, что в 1993 умерший покинул ООП в знак протеста против соглашений Осло, присоединившись, таким образом, к фронту «непримиримых», не согласных на «уступки Арафата».
Скорбь израильских СМИ в связи со смертью ярого антисемита и ненавистника Израиля имеет свои глубокие корни. В свое время, в конце 90-х г. прошлого века, нескрываемая ненависть Дервиша к евреям и Израилю отнюдь не помешала министру просвещения, главе ультралевой партии МЕРЕЦ Йоси Сариду внести юдофобские стихи Дервиша в школьную программу старших классов израильской школы. Однако тогдашний глава правительства, представитель еще одной левой партии Авода, Эхуд Барак в конце концов воспротивился этой инициативе и сомнительные произведения были изъяты из школьных планов.
Возможно откровенное творчество палестинского поэта и стоило бы внести в школьную программу, но в ином, чем планировал Йоси Сарид качестве. В качестве интереснейшего и яркого свидетельства той жгучей ненависти, которую питают к Израилю и евреям единоплеменники Дервиша. Так сказать по принципу: «Знай своего врага». Идея Йоси Сарида между тем состояла в сообщении программе израильской школы «мультикультурности» , «плюралистичности» , выработке у школьников терпимости к различным мнениям о том, кем являются эти самые ученики, в глазах палестинцев...
Меж тем сама причудливая биография палестинского поэта, включающая загадочное годичное обучение в СССР, изобилует такими деталями, которые сами по себе способны разоблачить питавшие ненависть Дервиша и его соплеменников мифы. Сбежав из Израиля в 1948 году Дервиш с семьей, вопреки измышлениям главарей ООП, уже через год преспокойно вернулся туда, откуда сбежал, и продолжил… жить и учиться в израильской школе. Что не помешало ему всю жизнь ненавидеть Израиль.
Биография Дервиша, таким образом, является ярчайшим примером «тяжкой судьбы палестинских беженцев»
Перспективы
Что касается творчества Дервиша, то, не будучи сколько-нибудь знакомы с ним, мы априори возьмем за основу утверждения израильских и прочих СМИ о том, что Дервиш как поэт «очень талантлив». Ибо если усомниться в этом тезисе, то траурные завывания израильского государственного радио и др. СМИ вообще не поддаются какой либо адекватной оценке!
Итак, будем считать, что в эти дни израильские СМИ скорбели по очень одаренному, выдающемуся, возможно даже гениальному палестинскому поэту…
Один из известных фильмов талантливого российского режиссера Киры Муратовой называется «Астенический синдром». Названию картины послужил медицинский термин, обозначающий специфическое состояние психики человека, потерявшего близких - временное бесчувствие, ограждающее психику скорбящего от непереносимых эмоциональных потрясений. Скорбящий кажется в таком состоянии абсолютно безучастным по отношению к тому, что с ним происходит, он может смеяться в самых неподходящих для этого ситуациях и демонстрировать свое полное равнодушие к своей и чужой душевной боли.
Поведение израильских СМИ «скорбящих» по поводу человека, своей пропитанной ненавистью «поэзией», взрастившего не одно поколение убийц, напоминает именно это душевное расстройство.
Как ни скорбно это осознавать, «астеническим синдромом» страдает значительная часть израильского общества, что особенно бросается в глаза при сравнении ситуации с Дервишем и известной израильской практики по отношению к произведениям незаурядного композитора Рихарда Вагнера, чьи произведения в Израиле – табу для исполнителей, то той причине, что (как объясняют) именно этот композитор был любимым композитором Гитлера и именно эта музыка в памяти многих современников Катастрофы воспринимается как музыка массовых убийств евреев. Как музыка гитлеровских убийц.
При этом надо отметить, что Вагнер, как и многие его современники, не отличавшийся любовью к евреям, никогда и нигде (в отличие от поэта Дервиша) не призывал к убийствам евреев и не воспитывал таким образом убийц. (прим.ред.сайта МАОФ – тут ошибка, Вагнер как раз призывал к убийству евреев и был идеологом антисемитизма) В том, что его музыка столь полюбилась нацистским лидерам Вагнер, на исполнение произведений которого в Израиле наложен запрет, виноват, скажем так весьма косвенным образом.
В Израиле, однако, всем знакомо выражение: «Пока жив хоть один пострадавший от нацизма произведения Вагнера исполняться не будут…».
Хочется заметить, что в Израиле сегодня живет огромное число родственников убитых палестинскими «читателями и поклонниками» Дервиша. И еще больше людей, раненых и искалеченных, благодаря действиям любителей этого поэта, однако в отношении жертв «читателей Дервиша» почему-то не работает формула «Пока жив хоть один пострадавший» от палестинского террора, восхваление поэта Дервиша и скорбь по нему- неуместны»…
Налицо – явление , которое мы бы также назвали «синдромом Йоси Сарида». А именно: ужасающее омертвение нерва любви и сочувствия к своему собственному народу, нерва, который должен был немедленно отозваться болью, не позволив никому в израильских СМИ петь панегирики и скорбные оды по поэту убийц и ненавистников евреев. Как бы этот последний ни был «талантлив».
Остается лишь надеяться что омертвение этого нерва- лишь временное явление, и что сам этот важнейший нерв жив…
Иначе народу Израиля очень трудно будет противостоять тем ударам, которые наносили и наносят ему «талантливые палестинские поэты» и их читатели...
Материал сайта www.evrey.com
Иллюстрация Борис Эренбург