В народе сохраняется хорошее отношение к конкурсу Евровидения. Подобно участию тель-авивского «Маккаби» в Кубке Европейских чемпионов по баскетболу, речь идёт и престижном европейском форуме, в котором нас не бойкотировали даже в те годы, когда слово Арабской Лиги было более весомым. Поколения израильтян выросли на просмотре церемонии голосования, превратившейся в демонстрацию степени любви-ненависти европейских народов к народу, обитающему в Сионе. С тех пор немало воды утекло в европейских реках, Второй канал и кабельные телеканалы прочно вошли в нашу жизнь, рухнул Восточный (советский) блок, десятки новых государств участвуют в этом конкурсе, да и рейтинг этого конкурса в Израиле уже не тот, что был ранее. Но несмотря на это, израильские деятели искусства по-прежнему стремятся к участию в конкурсе, который смотрят сотни миллионов людей, мечтают о международном признании и карьере.
На нынешнем конкурсе в Москве Израиль представляли певицы Ахиноам Нини и Мира Аувад, с песней на трёх языках. Не лишне напомнить, что на самом деле они представляли Гостелерадио, а не государство. Выбор песни и трансляция конкурса – это историческое достояние Ромемы (прим.перев. - район Иерусалима, где находится Гостелерадио), и процесс выбора песни – в славных традициях "ваада месадерет", происходит в затемнённой комнате и при полной скрытности от общественности. Член судейской группы Гостелерадио Ноам Гиль-Ор, директор «Решет Гимель», выбрал Нини, а та, со своей стороны, попросила дать ей в компанию Аувад. После этого организовали предварительный конкурс, в ходе которого Нини и Аувад вместе весьма успешно боролись против самих себя. И вот из 4-х песен, исполняемых парочкой, была выбрана песня-представительница, которая по-английски называется «Должен быть другой путь», на иврите «Твои глаза». Нини, обладательница длинной международной карьеры под именем «Ноа», вместе с Аувад, дочерью араба-христианина и матери-болгарки, должны были стать выигрышной картой, представительницами космополитического, плюралистического и пацифистского Израиль, который можно полюбить, с которым можно солидаризироваться.
Привет Мири Алони!
Представленная песня была не стандартной "песней о мире", но этаким человеческим призывом к жизни. Слова песни на разных языках были искусно вплетены в одну песню, но трудно не заметить различные нотки. В то время, как на иврите речь шла о трудностях, о напрасных слезах, об ожидании «дня, что придёт после», и припев на английском взывает: «должен быть другой путь», арабский текст полон надежды: «Придёт день, и все страхи исчезнут», говорит о решимости продолжать тот же путь, сколько бы он не продолжался. И от текста, и от мелодии песни веет пессимизмом – в этом её отличие от песен, исполнявшихся в прошлом на успешных выступлениях Израиля на таких конкурсах. Прошлые песни Израиля, удостоенные одного из первых трёх мест, были полны радости и оптимизма. Большинство из них, как, к примеру, «Аллелуйя!» (Славьте Вс-вышнего) Гали Атари и группы «Халав у-дваш» («Молоко и мёд»), «Хора» Ави Толедано, «Хай» (Жив) Офры Хазы и «Кан ноладти» (Здесь я родился) Орны и Моше Дац – это были яркие израильские сионистские песни.
Недолгими оказались дни радости дуэта певиц, и на них свалилось раздражение «бранжи» израильских арабов и ультралевых. К печали дуэта, несмотря на пацифизм песни, близость выбора этого дуэта и операции в Газе была катастрофичной. Актёр Джулиано Мар (прим.перев.- полуараб), известный своими экстремистскими воззрениями, составил открытое письмо, где призывал Аувад «не быть винтиком пропагандистской машины» израильских властей, пытаясь создать имидж корректных отношений между евреями и арабами, как раз когда эти власти "убивают арабов". Действия ЦАХАЛа в этом письме называются «военными преступлениями», Израиль удостоился названия «демократического», «просвещённого» и «стремящегося к миру» (так и в оригинале – закавычено). По мнению писавших письмо, участие в Евровидении – не больше - не меньше, как соучастие в «машине убийств», которое добавляет еще кирпич к стене имиджа, которая позволяет израильской армии «сбросить ещё 10 тонн взрывчатки, ещё фосфорную бомбу, выколоть ещё пару глаз, отрубить ещё пару ног». Мар, еврей по Галахе и араб по мировоззрению, и в прошлом заявлял, что, по его мнению, вооружённая борьба против Израиля – легитимна. Он поддерживает создание «одного палестинского государства» - «от (Средиземного) моря до реки (Иордан)». В 2005 году Мар, известный своими дикими буйствами, по решению суда был вынужден заплатить 12500 шекелей компенсации еврею-демонстранту, которого грубо обругал и напал на него с камнем.
Но не надо ошибаться относительно Аувад, речь отнюдь не идёт о горячей стороннице Герцля. Актриса и певица накануне последних выборов подписала призыв к арабской общественности поддержать список ХАДАШ. В 2005 году, участвуя самостоятельно в отборочном конкурсе перед Евровидением (и получив последнее место), призналась эта певица в интервью тель-авивской местной газете, что если будут исполнять гимн государства, она будет очень печальна и в смятении, даже прольет слезы, потому что символы государства – еврейские и они не представляют ее.
И Нини известна ультралевыми взглядами. И при всём при том этот дуэт так и не смог соответствовать ультрарадикальным стандартам, которые ныне требуются от борцов за мир, а это не что иное, как слепая поддержка «палестинской» стороны. Нини, осмелившаяся в своём блоге призвать «палестинских братьев» бороться во имя свержения отвратительного чудовища по имени ХАМАС, вынуждена была отменить своё выступление в спектакле в пользу палестинцев, пострадавших в Газе. Да и Аувад оказалась недостаточно радикальной. В интервью корреспонденту газеты «Нью-Йорк Таймс» она сказала, что она не заинтересована в «палестинском государстве», которое будет носить радикально-религиозный характер, в государстве, где людям, которые не угодны властям, стреляют по ногам (прим.перев. – как это делают власти ХАМАСа в Газе).
Не надо делать вывод, что общая политика Гостелерадио ошибочна. Хотя песня удостоилась 16-го места – из 25 возможных! – но если параметры избрания на конкурс и дальше будут – оригинальность, первичность и плюрализм, то они могут наградить билетом на самолёт на конкурс каких-нибудь современных творцов из религиозного сообщества. Может, идентичность – это та приправа, которой так недостаёт в этом вареве. Хотя трудно поверить, что кто-нибудь из них захочет участвовать в пирушке в Осло.
(«Бе-ШЕВА», 21.05.09)
Перевела Фаня Шифман
МАОФ