Как ни смотри на это, но когда 97-летний вдруг вспоминает о большом тайнике оружия и взрывчатки и ведет к нему, чтобы раскрыть его, это говорит об одном: этот тайник был очень важен. Не только для цели, для которой он предназначался, но и в сознании старого Берла Керна. В далеком прошлом он уже передал исторический отчет о тайниках, но не упомянул хранилище оружия, вскпывшееся на этой неделе под спортивным залом. Видно, даже после создания государства этот тайник был достаточно важен, чтобы скрывать его существование.
Выясняется, что речь идет еще об одном напоминании о темной сталинистской эпохе, еще об одном политичаском Големе, который восстал против создателей. Эйн а-Шофет находится возле легендарной Джоары в горах Эфраима, там в 40-е годы проводились курсы командиров отделений и взводов Хаганы и ПАЛМАХа. Поэтому была достаточная причина, чтобы расположить тайники с большим количеством оружия именно в Эйн а-Шофет.
Тайник был создан, как сообщается, в 1945г. Факт, что оставался тайным и Берл Керн, видно, последний в Эйн а-Шофет или вообще в движении а-Кибуц а-Арци, который знал о его существовании, может указать на возможность, что этот тайник сменил свое предназначение через короткое время после Войны за Независимость. Другой тайник, существование которого вскрылось в последние два года – в кибуце Газит, и очень немногие, знающие о точном его месте, отказываются до сих пор раскрыть его месторасположение. Напомним, две девушки из этого кибуца сделали документальный фильм о мифе об этом тайнике и наткнулись на возмущенную стену молчания стариков этого кибуца. Один из них намекнул о назначении оружия, это был Азриэль Мароз, сказавший девушкам по телефону, что «оно не предназначалось против арабов». То есть тайник был частью подготовки подполья партии МАПАМ между 1949 и 1952 годами.
Вскоре после известия о тайнике в кибуце Газит опубликовал Цур Эрлих в приложении «Дьюкан» газеты «Макор ришон» статью о Йегуде Бине из Кфар-Масарик. Бин раскрыл тогда, что в те годы он создал сеть подпольных ячеек в кибуцах «а-Шомер а-Цаир». Их задачей, как он сказал Эрлиху, было выявлять агентов Шин-Бет, которых Исер Арэль пытался внедрить в кибуцы.
С другой стороны, Исер Арэль в своей книге «Безопасность и демократия» рассказывает, что МАПАМ создала для себя в тот период начала 50-х свою оперативную «внутреннюю службу безопасности». Это в дополнение к «частной информационной службе», которую МАПАМ создала в МИДе и других государственных учреждениях, включая Шин-Бет и ЦАХАЛ. Так что слова Бина перекликаются с тем, что писал Арэль.
Тот, кто просматривает документы, имеющиеся в распоряжении исследователей, касающиеся отношений Советского Союза и Израиля, может прийти к выводу, что вопрос подполья МАПАМ был более серьезным, чем думали исследователи еще 10 лет назад. Можно предположить, что тайник в Эйн а-Шофет связан с тем подпольем.
Согласно документам, которые может просмотреть любой, один из лидеров партии МАПАМ встретился с советским послом Ершовым в Тель-Авиве сразу после того, как услышал секретный отчет на закрытом заседании комиссии Кнессета по иностранным делам и обороне. Информация, переданная Советам, говорила о командующем британскими силами на Ближнем Востоке, который предполагал, что в ближайшее время в регионе вспыхнет война и обсуждал с Бен-Гурионом и Игалем Ядином возможность переброски британских подразделений с Синая по израильским магистралям на север. МАПАМ, которая видела в Советском Союзе первую Родину – не вторую – видно, подготовила подполье для трех вероятных сценариев: первый, о котором говорилось в открытую на конференции офицеров – членов партии МАПАМ – это осуществление переворота и захват власти в случае, если Ближний Восток или Эрец Исраэль станут частью фронта войны между блоками. Второй – ударить по американским или британским частям –обстрел их колонн, продвигающихся с Синая на север. Третий – план обороны – Шимон Авидан, член кибуца Эйн а-Шофет, возглавлявший «Сезон» в 1945г., мог опасаться, что теперь «Сезон» будет направлен против МАПАМ.
Основная проблема членов «а-Шомер а-Цаир» была в том, что несмотря на солидарность со «сталинской Родиной» и несмотря на их приверженность революционным коммунистическим теориям, ментально они были консервативными. Они «задействовали голову быстрее, чем задницу». В тот период начали создаваться связи между МАПАМной массой и в самом деле радикальными элементами, выходцами из ЛЕХИ. Но еще до того, как это вышло из-под контроля, началась история с арестом Мордехая Орена в 1951г. в Чехословакии и сталинистский дух и ветер в парусах МАПАМ стал затухать или поменял направление.
(«Макор ришон» 19.06.09)
www.jtimes.co.il
Перевел Моше Борухович
МАОФ