Это был маленький мальчик, совсем малыш. Он неуютно чувствовал себя в большом вольере, куда его поместили родители и судьба. Преграды возникали внезапно, при свете дня, и в тех местах, где, по словам родителей, ничего такого не могло быть. А вот же, что-то бьет по коленкам, толкает в грудь. Авинадав Бегин, внук покойного премьера, недавно выпустил книгу “Конец спора”. Она написана на иврите и на арабском, но адресована, в общем, всем народам земли. Если они прочтут и поймут, мир будет жить без войн и вражды.
Мальчик часто прислушивался к разговорам взрослых, собирая их в копилку памяти. Он понял, что людям вредят границы религии и расы. Отбрось все это, и люди будут бродить, как свободные атомы, вдыхая озон и не веря в догмы. И в книге, и в интервью внук премьера не устает повторять: “Иудаизм – это жестокость, ислам – это жестокость, флаг – жестокость, гимн – жестокость…”
Еще одна утопия? Точнее, пародия на нее. Перемолов идеи местной, местечковой элиты, 35-летний Авинадав создал фарш, который годится почти в любой пирог. “Почему бы не начать жить в мире, где нет наций? Путь Йосеф живет в Шхеме, а Юсуп в Яфо…”
Сын моих друзей, десантник, глубокой ночью сопровождал хасидов, решивших помолиться на могиле Йосефа-праведника, в бандитском Шхеме. Но ночь не помогла: они напоролись на засаду, которая, к счастью, закончилась гибелью террористов. И, конечно, всем памятна история, как восемь “Юсупов” недавно забили насмерть пожилого еврея на набережной Тель-Авива. Но в книге Бегина-внука про это ничего. Как будто он живет в другом Израиле, на другой планете. Евреев Торы обвиняют в отрыве от реальности, в слишком “библейском” взгляде на мир. Но оказалось, что у “реалистов” из памяти просто вырваны целые куски реальной жизни.
Эта статья - не ради насмешки. Мы должны понять, почему отец троих детей оказался малышом в вольере. Вот несколько аспектов проблемы, в хронологическом порядке.
Дед, Менахем Бегин. Человек большой личной смелости, подпольщик, один из основателей партии Ликуд. Считал, что говоря только на языке Торы, наш народ не сможет пустить корни в Эрец Исраэль. Нужны приставки – сионизм, большая политика, территориальные уступки. Такой взгляд на мир, в конечном счете, привел к нам банду Арафата, волну террора, ракетный обстрел Сдерот и других городов на юге, Хайфы и других городов на севере.
Отец, Бени Бегин. Входит в элиту Ликуда, с репутацией “не-взяточника”. Своих шестерых детей воспитывал в духе “пусть сами выбирают”.
Внук, Авинадав. Не знает, чего выбирать. Кстати, пытаясь разобраться в идеях внука, мы наткнулись на несколько очень значимых фраз. “Я не согласен с путем, который избрали 7 миллиардов жителей земли”. “Я не еврей… Я мог бы поехать в Новую Зеландию, взять имя Джимми Роджерс и начать совсем иную жизнь…”
У скромного человека гордость слышна еще сильнее. В хасидизме это называется “ешут” – преувеличенное, несоразмерно большое ощущение своего “Я”. Заболев этим вирусом, еврей перестает замечать Творца и весьма свободно обращается со своим сознанием и памятью, оставляя там лишь то, что ему по вкусу. Я бы добавил, что отец ребенка совершил грех, лишив его четких жизненных ориентиров. Я бы сказал, что его дед зря поменял язык Торы на недомолвки Кемп-Дэвида. Медицина, политика, столярное дело - все наши умения являются проявлением мудрости Творца и уходят корнями в Тору. Конечно, нельзя сидеть сложа руки. Но, отказавшись от языка Книги книг, ты рискуешь, даже работая день и ночь, оказаться в тесном вольере.
Эй, выходи!..
"Живой журнал" ezrahovkin