Надо ли напоминать о книге Франсуа Раваля "Бегство от правды" двадцатилетней давности? Там покойный французский философ, бывший редактором журнала "Экспресс", обвинил СМИ в том, что они, в основном, занимаются скрытием и искажением правды. Особенно сейчас, когда мобилизуют мифические аргументы в пользу обвиняемой в шпионаже Анат Кам: как можно судить ее после Даниэля Эльсберга?
Американцы, выясняется, не особо впечатляются Эльсбергом и в эти дни решено отдать под суд в Вашингтоне высокопоставленного сотрудника Агентства по национальной безопасности по обвинению в передаче секретной информации журналисту. 52-летний Томас Дрейк переслал сотни посланий по электронной почте журналисту "Балтимор Сан" в 2006-7 годах. Очень похоже на историю Анат Кам и Ури Блау, но гораздо менее опасно и фанатично. Также американцы обвиняют его в помехах следствию путем уничтожения документов, включая стирание файлов в компьютере, в даче ложных свидетельских показаний следователям, проверявшим источники информации журналиста.
Стоит отметить, что Дрейк, передавший секретную информацию журналисту "Балтимор Сан", в самом деле из соображений блага общества хотел предупредить: он предоставил доказательства, что американский военный истеблишмент напрасно потратил миллиарды долларов общественных денег на разработку провальных систем в области разведки и в других областях безопасности. Напротив, нет сомнений, что пара Кам-Блау пыталась повредить военной системе изнутри, нет сомнений, что так понимают их действия левые.
Из соображений, похожих на соображения Дрейка, действовал в свое время Даниэль Эльсберг – и он слил секретные документы, которые никоим образом не должны были повредить оперативной армейской системе. И это несмотря на то, что он считал американскую стратегию во Вьетнаме "массовым убийством". "Можно ли положить конец политике убийств", - задавал вопрос Эльсберг, глядя назад, в своей книге воспоминаний "Секреты".
Эльсберг, в чьи руки абсолютно законно попал секретный отчет о политике США во Вьетнаме после Второй мировой войны, сосредоточился на политике президента. Он не набросился на армию, хоть американская армия совершила во Вьетнаме много военных преступлений. До того, как он стал исследователем в институте "Ранд", он работал в Пентагоне. "С 1964г., начала обострения во Вьетнаме, он видел, как путы секретности и внутренней преданности системе приводят к тому, что самые высокопоставленные сотрудники душат свои сомнения в отношении политики Белого дома", - писал о нем редактор "Нью-Йорк Таймс" Макс Френкель. Это, разумеется, вынуждало формирующих политику лгать, чтобы защищать президента. Эльсберг подразумевал не только Никсона, но всю цепочку президентов, определивших политику в Юго-Восточной Азии, начиная с Трумена, затем Джона Кеннеди и, в основном, Джонсона. Но Эльсберг, который сам был офицером морской пехоты, не начал сразу делать выводы. Будучи воинственным мачо, он сам отправился на поле боя во Вьетнаме, чтобы вблизи изучить, как ведется война, - до того как он сделает выводы. Нахождение на поле боя усилило у него чувство бессмысленности войны и лжи и фальсификаций, характеризующих отчеты о ведении войны.
Эльсберг, хорошо изучивший отчет, включавший 7000 секретных документов, пришел к выводу, что ложь снизу, включая ложь армейских командиров, была менее существенной, чем ложь сверху – политического руководства. "В дни Кеннеди, как и в дни Джонсона, президент был тем, кто обманывал общественность, а не его подчиненные", - писал Эльсберг.
Эльсберг действовал в атмосфере, когда значительная часть американского общества перестала понимать, что Америка делает во Вьетнаме и не видела продвижения к победе. Он действовал в окружении, где президент и его люди присвоили себе право сливать самые секретные документы и проникать в офисы своих конкурентов, как сам Эльсберг. Так почему практика, разрешенная администрации, является преступлением, когда речь идет о гражданине как Даниэль Эльсберг?
Анат Кам и Ури Блау действовали, чтобы помешать успешным усилиям ЦАХАЛя и против интересов израильского общества. Факт, что общество чувствует угрозу от действий этой пары. Единственное утверждение, высказываемое в их пользу, - что они действовали ради "свободной прессы". Общество ясно осознает, что Кам-Блау, вместе с другими организациями, действуют против жизненных интересов израильского общества: они действуют, чтобы превратить территорию в более "дружественную" для террористов. В результате такой деятельности израильское общество платит кровавую цену. Ни одна "катюша" Вьетконга или армии Северного Вьетнама не упала на головы граждан в Вашингтоне или Нью-Йорке. Ни одна вьетнамская мина не взорвалась на улицах США. Расстояние – тысячи километров.
ЦАХАЛ не фабриковал документы о продвижении, а подталкивался обществом провести широкие операции, чтобы уничтожить террор. Если есть нечто параллельное ситуации с историей Даниэля Эльсберга, то это политика истеблишмента, начиная с соглашений Осло: мелкие и крупные чиновники душили свои сомнения, скрывали данные, фальсифицировали действительность и даже лгали, чтобы оправдать кровавую политику "мирного процесса". И как отмечал Даниэль Эльсберг, стоящие наверху пирамиды лгали обществу гораздо больше подчиненных.
Этот процесс атрофии привел и к явлению "этрогизма". Лидеры поняли, что коррупционные действия будут проигнорированы прокуратурой и судебным истеблишментом, если предпримут инициативы отступления перед террором. Только смена направления ветра привела к тому, что сегодня можно расследовать крупные центры коррупции. Но самая большая коррупция была коррупция профессиональная, достигшая пика в выводах комиссии Винограда. Член комиссии проф. Йехезкиэль Дрор сказал после подачи окончательного отчета, что политические соображения побудили членов комиссии воздержаться от персональных выводов в отношении премьер-министра Эхуда Ольмерта. "Если мы думаем, что премьер-министр продвинет мирный процесс, это очень важное соображение", - сказал он в интервью газете "Маарив" (6.2.08). "Надо думать о последствиях. Правительство Ольмерта и Барака или выборы, на которых к власти придет Нетаниягу".
Анат Кам находится в том месте, где находятся шпионы и предатели. Они вскрывали секретную информацию, чтобы нанести вред армии и безопасности общества и страны, чтобы содействовать врагам.
("Макор ришон")
Перевел Моше Борухович
МАОФ
См.также
Поди поспорь с психическим нарушением