"Хамас" был образован в 1987 году. Главной целью "Хамаса" изначально было создание исламского государства на территориях, которые ныне занимает Израиль."Хамас" отвергает политическое соглашение с Израилем и не признает факт существования еврейского государства. В результате последних событий в Секторе Газа в международном политическом лексиконе появился новый термин "Хамастан".
События в Секторе Газа воспринимаются как заметный успех стран-изгоев - Ирана и Сирии, которые долгое время патронируют и поддерживают "Хамас". Большинством американских аналитиков победа "Хамаса" ныне воспринимается как тяжелый удар по политике США на Ближнем Востоке, поскольку она угрожает стратегической концепции демократизации этого региона (как известно, "Хамас" победил на выборах в палестинский парламент).
"Хамас", контролирующий Сектор Газа, это угроза не только для Израиля, но и для Египта с Иорданией. Если действия "Хамаса" принесут ему удачу, то этот пример может стать образцом для подражания для иных радикальных группировок, действующих на Ближнем Востоке. К примеру, для ливанской "Хезболлы" или для исламистских партий, легально функционирующих в Ираке. И в Ливане, и в Ираке исламистские партии, участвующие в выборах, являются не просто общественно-политическими организациями, они обладают мощными и часто хорошо вооруженными формированиями, которые могут использовать для захвата власти.
Джеймс Филиппс\James Phillips, научный сотрудник исследовательского центра Heritage Foundation, отмечает, что события в Газе - это сильнейший, если не смертельный удар по израильско-палестинскому мирному процессу, и так находящемуся в коматозном состоянии. До тех пор, пока "Хамас" контролирует Сектор Газа, реальные переговоры невозможны, поскольку "Хамас" отрицает любую договоренность с Израилем.
Конфликт между "Хамасом" и более умеренной организацией "Фатх"(аббревиатура фразы "Движение за Национальное Освобождение Палестины", звучит созвучно словам "победа" и "священная война", идеология "Фатх" - сложная и неоднородная смесь национализма, социализма и исламизма), в 1958 году созданной Ясиром Арафатом, а ныне возглавляемой главой Палестинской Автономии Махмудом Аббасом, длится достаточно давно. Однако идеологических различий между ними крайне мало. Обе организации декларируют свою приверженность к созданию независимого палестинского государства, подчеркивают необходимость вооруженного сопротивления Израилю и указывают на приоритет Ислама. Лидеры "ФАТХ" имеют репутацию "реалистов", "секуляристов" и "националистов", поскольку согласились на подписание мирного соглашения с Израилем. Тем не менее, их боевое крыло - "Бригады Мучеников Аль-Акса" - активно атакует Израиль, в массовом порядке применяя смертников. Как ехидно замечает колумнист Майкл Розен\Michael Rosen, "самоубийцы "Бригад Мучеников Аль-Акса" взрывают бомбы во имя Аллаха, а не во имя диалектического материализма".
Американский дипломат Деннис Росс\Dennis Ross, долгое время работавший на Ближнем Востоке, опубликовал в газете Washington Post статью, в которой обратил внимание еще на один важный момент: в конфликте между "Хамасом" и "Фатхом" обе стороны не упоминают о поисках политического решения палестинской проблемы, они лишь делят власть. Фактически речь идет о борьбе двух группировок мафиозного типа, которые стремятся установить контроль над финансовыми потоками, ресурсами, населением и оружием.
"Хамас" приобрел значительную популярность в Палестине, в первую очередь за счет создания социальных программ. Кроме того, его лидеры выгодно отличались от коррумпированных представителей "Фатх". Однако на общепалестинском уровне "Хамас" потерпел фиаско. Его программа являлась переработкой документов, созданных неисламистскими палестинскими структурами в предыдущее десятилетие. Попытки претворить эти идеи в жизнь закончились тотальным провалом. Натан Браун\Nathan Brown, научный сотрудник Центра Карнеги за Международный Мир\Carnegie Endowment for International Peace, отмечает, что "Хамас" ничего не может продемонстрировать в качестве результатов своего управления Палестиной: "Решение об установлении контроля над Сектором Газа - это результат неспособности "Хамаса" управлять, действуя через структуры Палестинской Автономии".
Браун также обращает внимание на то, что, в отличие от многих других исламистских движений, "Хамас" не имеет союзных "интеллектуальных" организаций, которые могли бы поставлять "Хамасу" экспертов и специалистов, проводить независимую экспертизу и иным образом участвовать в процессе управления. Во многих случаях назначенцы "Хамаса", которые были призваны "очистить" институты власти и улучшить управление Автономией, оказывались полностью некомпетентными, либо вступали на традиционный путь коррупции и непотизма.
Дэвид Фрум\David Frum, научный сотрудник Института Американского Предпринимательства\American Enterprise Institute, указывает, что ситуация осложняется тем, что огромное число палестинцев ныне находятся на позициях, которые можно назвать "антинационалистическими": "они больше думают о том, как разрушить государство Израиль, чем о том, как построить государство Палестина".
Washington ProFile