Maof

Sunday
May 19th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Опубликовано в газете "Форвертс"* в номере 367 от 6-12 декабря 2002г

Недавно на интернете на сайте 7 канала можно было прочесть изложение двух эеркально противоположных позиций по вопросу палестино-иэраильской конфронтации. Одна страстно обосновывалась 24 апреля с.г. в интервью саудовско-египетскому спутниковому телевидению «Икраа». Другая позиция , столь же убежденно отстаивалась в статье,  опубликованной  позднее в египетской газете
«Хадис Аль-Медина».

     Само по себе в появлении двух принципиально разных взглядов в СМИ нет ничего необычного, и не стоило бы специально останавливаться на этих фактах, если бы... автором интервью и статьи не было бы одно и то же лицо, причем не журналист, ищущий популярности, а широко известный в Египте д-р Адель Садек - председатель ассоциации арабских психиатров, руководитель факультета психиатрии университета «Эйн Шамс», лауреат государственной премии Египта.

      В интервью на ТV д-р Садек выступает как оголтелый идеолог арабского экстремизма, защитник и вдохновитель террористов-самоубийц. Он заявляет, что пока жив хоть один палестинец, война с Израилем не прекратится. «Каждый, кто думает, что настанет мир - сейчас или в будущем - имеет ограиченный взгляд на историю... Либо израильтяне - либо палестинцы. Третьего не дано..., либо они сбросят нас в море, или - мы их. Середины нет. Сосуществование - абсолютная чушь...»
Самым действенным средством борьбы с Израилем д-р Садек считает атаки террористов-самоубийц. «Из того, что я вижу на арене борьбы», - говорит он, - «нет иного средства кроме чистых благородных палестинских тел. Это единственное арабское оружие и любой отрицающий это - провокатор»
«Когда человек умирает мученической смертью, - утверждает этот ученый, - он досигает высшего блаженства. Как профессиональный психиатр я утверждаю, что высшего блаженство наступает с завершением обратного отсчета: десять, девять... Когда мученик доходит до слова «один» и затем происходит взрыв, он чувствует, что летит, потому что знает наверняка, что не умер. Это переход из одного мира в другой, более прекрасный, ибо он хорошо знает, что через несколько секунд он увидит свет Творца. Он будет в непосредственной близости к Аллаху.»
Вот такой бред несет этот ученый-психиатр.

     Но вот уже через несколько месяцев (в октябре с.г.) в газете «Хадис Аль-Медина» он пишет абсолютно противоположное:
«Во-первых, мы должны убедить палестинскую молодежь прекратить акты самопожертвования. Мы, психиатры, против самоубийств. Наша цель - лечить самоубийц и предотвращать у наших больных суицидные мысли.» ....Теракты самоубийц, - пишет автор, - не могут служить делу свободы. «Клерикалы заявляют, что это мученическая смерть для освобождения родины, а я заявляю, что это заблуждение... мученическая смерть - это смерть моджахеда во имя Аллаха во время самозащиты. Если моджахед погиб, защищая свою жизнь, - это и есть мученическая смерть, но он не должен заранее готовиться к смерти при помощью динамита. во имя свободы»
     Во-вторых, - прозревает д-р Садек,- мы должны прекратить пролитие крови невинных: детей, женщин, стариков и больных, как палестинцев, так и израильтян... Необходимо нарушить этот замкнутый порочный круг, когда палестинец взрывает автобус с мирными израильскими гражданами, а Израиль обстреливает в результате взрыва (курсив мой - ДБ) палестинские дома и села.
     Почему же так резко изменил свои взгляды этот ученый перевертыш? Может он за короткое время действительно осознал их ошибочность и на него нашло озарение? Так бывает, но здесь не тот случай. Не может мракобес так быстро превратиться в праведника, тем более, что как отмечает арабский журналист Хасани Крум, критикуя д-ра Садека за «отступничество», эта последняя статья «противоречит всему тому, что было написани им ранее».
     Так в чем же дело? Крум объясняет изменение позиции д-ра Садека тем, что он попал под влияние политики египетского и иорданского правительств, которые предпринимают шаги к примирению палестинцев и израильтян. Но хитрит журналист. Уж кто-кто, а от и д-р Садек прекрасно понимают, что правители арабских стран спят и видят исчезновение государства Израиль с карты Ближнего Востока и никаких реальных шагов к снижению напряженности в регионе не делают.
     Причины, заставившие д-ра Садека «осознать» ошибочность своих прежних взглядов, в действительности, я думаю, другие. Во-первых, это очевидное поражение арафатовской интифады, сделавшей основным ее средством теракты смертников. Израиль не только не поддался панике перед лицом невиданного дикого террора, но и нашел эффективные средства борьбы с ним (удары по базам террорстов, разрушение их домов и пр.). Вот тогда и дали обратный ход некоторые идеологи из окружения Арафата, поспешив отмежеваться и возложить на него ответственность за неоправдавший себя террор взрывников-самоубийц. По этой причине, в частности, по иному заговорил и д-р Садек и даже, проговорившись, возложил ответственность за пролитие крови на палестинцев.
     Однако главное, что привело д-ра Садека к занятию противоположной позиции, является то, что он, широко известный в арабском мире интеллектуал, фактически выразил и выдал подлинные планы и взгляды лидеров ряда умеренных арабских стран и прежде всего Египта.  Может быть это и сошло еще ему с рук, если бы за день до этого интервью он совсем уж безудержно, в пылу «политико-психиатрического возбуждения» не нанес бы в той же газете такие злобные оскорбления президенту США, по сравнению с которыми некорректные высказдвания в адрес президента Буша, министра иностранных дел Италии, за которые он немедленно поплатился своим постом, кажется совершенно безобидным. Именно эта хулиганская выходка д-ра Садека и вынудила египетские власти угомонить «бесстрашного» публициста-психиатра и заставить его совершить кульбит в другую сторону.
     При всей странности и даже патологичности этой истории я бы все-таки не взялся за ее описание, если бы не высказал д-р Садек в своей «миролюбивой» статье предложения, которые, независимо от степени искренности автора, заслуживают внимания и побуждают к серьезному разговору о путях и необходимых условиях обеспечения мира на Ближнем Востоке.
     Но определимся сначала с исходной позицией.
1) При нынешнем «воспитании» широких палестинских и арабских масс населения в зоологической ненависти к Израилю и евреям никакого быстрого и стабильного улучшения израильско-арабских отношений быть не может.
2) Все достигнутые в прошлом соглашения Израиля с палестинской автономией и рядом арабсих стран рассматриваются ими как проявление слабости Израиля и бесцеремонно нарушаются (примеры тому общеизвестны).
3) Какие-либо переговоры и соглашения непосредственно с террористическими группировками, ведущими войну с Израилем с территории Палестинской автономии и арабских стран, при их активной поддержке - вообще немыслимы.

     Есть ли выход в этой ситуации, многократно усложняющейся еще тем, что международные мусульманские террористические организации, тайно поддерживаемые реакционными арабскими режимами, в своем тотальном противостоянии Западу готовы вообще взорвать международный мир и привести человечество к глобальной катастрофе? Все ли делается для предотвращения столь опасно развивающихся событий?

     Большие надежды человечеству несет объявленная президентом Бушем решительная война международному терроризму и уничтожение одного из его рассадников - талибанского режима в Афганистане.
     Бесспорно оправданы антитеррористические рейды Армии Обороны Израиля на территорию Палестинской автономии для уничтоженмя и выкорчевывания гнезд палестинского террора.
     При определенном развитии событий тогут оказаться вполне оправданными и даже необходимыми такие крайние средства, как насильственное свержение режима Саддама Хусейна и трансфер палестинцев в той или иной форме в соседние арабские страны (если все другие средства прекращения палестинского террора будут исчерпаны).
     Однако сами по себе эти и другие вынужденные крайние меры не смогут разрешить проблемы арабско-израильского и исламско-западного противостояния.
Кардинально они могут быть решены только посредством терпеливого сглаживания и устранения накопившихся противоречий, только на путях поисков и активного использования всех направлений, всех средств и возможностей миротворческой деятельности.
     В этот контекст, в эту нашу концепцию вполне вписываются соображения д-ра Садека и том, что могут сделать (в частности) арабские психиатры для приближения мира. Он пишет, что «арабские психиатры обязаны встретиться с израильскими психиатрами для обсуждения мирного процесса... Мы, психиатры, знаем, как говорить с людьми при помощи СМИ и призвать их прекратить самоубийства и убийства невиновных... Мы можем оказаться решающим фактором давления на правительства в регионе, которые обязаны будут выбрать мир, а не войну.».
     Можно оспаривать, конечно, решающую роль психиатрического фактора, но бесспорно, что объединение мирных усилий психиатров, а также учителей, врачей, психологов, инженеров, юристов, ученых, профсоюзных лидеров и других групп и организаций Палестинской автономии и Государства Израиль действительно может содействовать смягчению напряженности в регионе, уменьшению числа столкновений и террористических атак.
     Однако... все это, даже при искренне направленной к достижению мира деятельности политических руководителей втянутых в конфликт сторон, не может, к сожалению, привести к обеспечению прочного и длительного мира на Ближнем Востоке.
     Исходные причины арабско-израильского конфликта и развивающегося глобального противоречия мусульманского мира с Западной демократией (с современой цивилизацией по сути дела) имеют религиозные корни и заложены они в господствующей ныне в мусульманских странах реакционной вахаббитско-фундаменталистской трактовке ислама. Попавшие под его влияние широкие слои мусульманского населения видят в евреях и христианах, во всем Западном мире врагов ислама, неверных, которых надо подчинить исламскому правлению. Вот что заявил в августе 2002 года в интервью лондонской арабской газете проживающий в Англии духовный лидер, глава организации «Аль-Мухаджирум Исламит», возглавляющий также в Лондоне и исламский религиозный Шариатский суд шейх Омар Бахри: «Да будет воля Аллаха, мы трансформируем Запад в Дар аль Ислам (т.е. в территорию под исламским управлением) при помощи наступления извне... Если исламское государство поднимется на захват Запада, мы будем его армией и его солдатами (уже) внутри. Если нет, мы изменим Запад при помощи идеологической экспансии здесь, без войны и кровопролития... Запад навязывает нам изобретенные людьми законы, а в будущем исламская религия навяжет им религиозные законы ислама.» А пока этот «впередсмотрящий» шейх проповедует своим студентам, что движение Талибан и Осама Бин-Ладен принадлежат к тем, кто по мусульманской традиции будут спасены в День Суда http://www.sedmoykanal.org/article.php3?id=1242/ .
     Подобных и других воинствующих и открыто мракобесных высказываний много можно встретить в арабских СМИ. Но отражают ли они сущность и направленность ислама как религии? Есть все основания полагать, что НЕТ! В действительности такие проповеди искажают, извращают ислам. Об этом пишут независимые исследователи ислама и здравосмыслящие, глубоко знающие учение ислама религиозные и светские деятели мусульманского мира. Они отвергают фундаменталистскую трактовку ислама и отстаивают его подлинную прогрессивную религиозную основу. И действительно, ведь ислам является одной из трех великих религий, появившихся из одного библейского источника.
     Ислам, как отмечает известный французский историк и исследователь антисемитизма Леон Поляков, - является продуктом переплавки и переноса на арабскую почву учений двух соперничающих религий - иудаизма и христианства, чтобы сделать их доступными для арабов. Причем в исламе больше общего с иудаизмом, чем с христианством.
     Иудаизм, христианство и ислам содержат в своих учениях множество единых, исходных для человечества норм морали. В Коране, в частности, многократно провозглашается свобода совести и отвергается возможность религиозного принуждения. Но «как быть с содержащимся в Коране призывом: «убивайте неверных, где бы вы их не обнаружили, покоряйте их, подавляйте их» - одним словом, как быть со священной войной, джихадом?» - спрашивает Л.Поляков, и объясняет, что эти проклятья и призывы направлены исключительно против арабских идолопоклонников, которые не хотят признавать божественный порядок, установленный Мухаммедом для своего народа. И только в эпоху крестовых походов идея священной войны была распространена и на борьбу с христианством. В остальном, - пишет Поляков, - «ислам - это прежде всего религия терпимости. Нет ничего более фальшивого, чем рассматривать ее в соответствии с весьма распространенным подходом, как уничтожающую любое сопротивление огнем и мечом... это религия, соответствующая человеческим меркам, понимающая возможности человека и его слабости».

А вот как характеризует ислам и стоящие перед ним задачи бывший наследный принц Иордании Хасан бин-Талаль. В лондонской газете «Аль-Хайат» он писал 22 августа с.г., что основой веры мусульман является уважение прав меньшинства, стремление к терпимости, равноправию и справедливости в отношениях между народами. «Милосердие отражает настоящий дух ислама, - пишет он, - ...Милосердие должно определять модернизацию любого исламского государства».
 Хасан бин-Талаль выступает как решительный сторонник отделения религии от государства. Он считает, что исламскому обществу необходимо учитывать достижения современного мира в области техники, культуры, прав человека и прекратить экстремистские акты насилия. Такой же позиции придерживается и крупнейший идеолог современного Пакистана Мухамед Али Джин.
Духовные лидеры итальянской мусульманской общины шейх Али Хусейн и директор Института культуры Абдулла Хади Паллаци резко критикуют арабских лидеров за лицемерие, ложь и извращение священных исламских текстов во имя личных целей. Особенно обрушиваются они на Арафата, считают его убийцей тысяч евреев, христиан и мусульман и призывают Шарона изолировать или казнить Арафата так как его дикость «достигла наивысшего пика и вышла за пределы того, что может вынести человеческая цивилизация».
     Так что далеко не сплошь реакционен религиозный арабский мир, и есть реальные возможности усилиями всех прогрессивных сил развенчать вахабитско-фундаменталистскую концепцию ислама, лишить ее нынешнего влияния на мусульман и тем самым прервать пагубное развитие отношений между исламом и Западом, между арабами и евреями, в частности. Без этого построить прочный мир на длительную перспективу - невозможно.
     Вторым непременным условием успеха миротворческих усилий на Ближнем Востоке является коренная перестройка школьного воспитания в Палестинской автономии и в ряде арабских стран. Известно, что одним из постулатов учебных програм Палестинской автономии является непризнание Государства Израиль и необходимость добиваться его уничтожения. С ведома властей прямое участие в экстремистском васпитании школьников принимают и террористические организации. Так, Хамас издает для детей дошкольного и младшего школьного возраста специальную  еженедельную газету «Аль-Фатх», посвященную «джихаду во имя Аллаха». Причем в ней призывается уничтожать не только израильтян. Газета пишет, что «наступили времена борьбы со злом, борьбы ислама со всем ненвидящим его миром, а величайшее деяние, к которому с детства должен готовиться каждый, - это теракт-самоубийство...» Шахид приносит радость матери и услаждает сердце отца, - говорится в газете. Самоубийце, как обычно, обещаются ласки девственниц в райском саду и к тому же множество сладостей (учитывая, видимо, что ребенка услады девственниц еще могут не интересовать).
     Надо отметить, что в арабском мире начинает расти понимание дикости такого воспитания. Голоса протеста стали появляться и в арабских СМИ. Значительный интерес представляет, например, смелая и глубокая по содержанию статья кувейтского журналиста, опубликованная в палестинской (!) ежедневной газете «Аль-Кудс» 30 октября 2002 г.
     «После событий 11 сентября, - пишет журналист, - не раз обсуждался вопрос о влиянии системы образования в арабском и исламском мире на религиозный радикализм. Западные СМИ опубликовали множество статей и исследований на эту тему. Мы же отвергли все доводы, поднятые в этих статьях, обвиняя их авторов в расизме и в предвзятости по отношению к арабам и мусульманам...» Но нам следует признать, - продолжает автор, - что «поворот к экстремизму был постепенный и начинался он в системах образования и в социальной среде..., наши дети, подростки, мужчины и женщины всегда находились под влиянием религиозных девизов и понятий, оправдывающих ненависть по отношению к иным религиям и культурам, единственная цель которых, по их утверждению, - это разрушение исламского мира». И, наконец, самое наменательное, по-филосафски мудрое высказывание того журналиста: «Пересмотр нашего восприятия религии, культуры, масс-медиа должен произойти во имя нас самих, не ради Запада или Востока. Ислам продолжит быть частью нас. Однако мы также хотим жить в гармонии и мире с окружающей нас средой.»
     Очень бы хотелось, чтоб скорее произошел этот перелом в исламском мировоззрении и в воспитании подрастающих поколений молодожи. Только тогда будет возможен прочный и длительный мир на Земле в XXI столетии. Для этого потребуется время, время и упорные разнообразные усилия всех вовлеченных в противостояние Востока и Запада групп и слоев населения, общественных и политических деятелей, всех государств, способных воспринять мирные устремления человечества.
     А пока... пока не исчезли намерения «сбросить Израиль в море», а Западу «навязать религиозные законы ислама» - главным средством противодействия им, на фоне нарастающего использования всех возможных форм и средств миротворческой деятельности, является решительное подавление экстремизма, чтоб у террористов и их вдохновителей не оставалось, как писал когда-то В.Жаботинский и «искры надежды» на достижение своих целей.
 

*Форвертс-крупнейшая в мире газета на идише  (в переводе на русский - "Вперед"). Ей исполнилось 105 лет. Она выходит в Нью-Йорке, имеет специальное израильское издание, а читают ее более чем в 40 странах пяти континентов. Имеет русскоязычную версию.
Прим.редакции МАОФ