Maof

Friday
Nov 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Автор Е.Е.Кирсанов

ХАМАС отреагировал на съезд ФАТХа в июне с.г. нейтрально-холодно. Лидеры движения с самого начала объявили, что они не признают его итоги, так как они были предопределены. Единственным «подарком» к началу съезда ФАТХа стало физическое уничтожение в секторе Газа салафитской группировки во главе с Абу Нуром Аль-Хадиси, который объявил джихад ХАМАСу. Реакция была незамедлительной, особенно с учетом того, что финансировал и курировал указанную группировку бывший шеф палестинских спецслужб М.Дахлан.

Итоги и переизбрание М.Аббаса по большому счету ничего не изменили в отношении двух основных палестинских сил. Единственное, что, благодаря посредническим усилиям египетских медиаторов, после рамадана стороны в качестве жеста доброй воли выпустили на разговение соответственно сторонников ФАТХа и ХАМАСа. Никаких других внятных подвижек в вопросах внутрипалестинского урегулирования не произошло.

Позиция ХАМАСа в настоящее время следующая: мы выполняем перемирие с Израилем, требуем полного или частичного снятия блокады с сектора Газа, и готовы к диалогу с Израилем по формуле «два государства для двух народов». Здесь правда существует небольшая, но очень примечательная ремарка. А именно, ХАМАС категорически настаивает на том, чтобы Израиль считался мультинациональным государством, и требует убрать из всех документов словосочетание «еврейское государство». Это же условие должно соблюдаться и в случае признания ХАМАСом Государства Израиль. Непонятно, чем это вызвано. Возможно, надеждой на демографическое преимущество и постепенное превращение Израиля в арабо-еврейское государство. Ну, и конечно вопрос дальнейшего строительства еврейских поселений на Западном берегу р. Иордан, который должен быть, безусловно, заморожен. Отметим, что этот пункт полностью совпадает с американским и западноевропейским видением решения ближневосточной проблемы.

Израильтяне в этом плане большой изобретательностью не отличаются, выдвигая в качестве условия замораживания строительства новых поселений отзыв всех исков палестинцев из Гаагского трибунала по фактам насилия в отношении гражданского населения во время известных событий в Газе. Естественно, это расценивается как затяжка времени, не более того.

Руководство ХАМАС четко определило свою позицию: принять как основу все предложения США и ЕС по ближневосточному урегулированию, используя их как локомотив продвижения процесса. С этой целью представительная делегация движения посетила в июне с.г. несколько европейских стран. Итоги данного визита были признаны очень позитивными. Как следствие начался активный диалог с германскими политиками, которые выступают в качестве посредников между ХАМАСом с одной стороны, и ФАТХом и Израилем с другой. Отметим, что турецкое посредничество в настоящее время в основном касается проблемы израильского военнослужащего Гилада Шалита.

Помимо ФРГ активизировались контакты движения с другими европейскими странами: Великобританией, Норвегией и Швецией. Как утверждает ряд экспертов, через англичан (а вернее через Т.Блэра) ХАМАС поддерживает контакт с уполномоченными лицами в американской администрации.

То есть, тот контакт, о необходимости которого мы давно говорили, уже налажен. Россия как белые фигуры в шахматной задаче. Начали и проиграли.

С точки зрения контактов и спонсоров в арабском мире, то здесь больших изменений не произошло. По-прежнему, среди крупнейших спонсоров движения Катар и Ливия. Причем ливийцы не ограничиваются только лишь финансовыми вливаниями. По некоторым данным, Ливия в настоящее время превращается в крупнейшую перевалочную базу для снабжения ХАМАСа оружием.

К указанным спонсорам прибавились ОАЭ. Это особенно ярко стало проявляться после известного скандала между Эмиратами и КСА по поводу места расположения банка единой валюты стран Залива. В настоящее время в Шардже уже официально функционирует представительство ХАМАСа, которое решает региональные задачи. Туда же стягиваются и бойцы ХАМАСа из сектора Газа, Сирии и других арабских стран. Следует отметить, что их количество пропорционально высылаемым из Эмиратов палестинцам – сторонников ФАТХа. Только в августе с.г. из Шарджи было выслано 400 палестинцев.

Эта скрытая депортация имела неожиданные последствия. В ОАЭ срочно приехал Х.Машаль, который сумел убедить власти ОАЭ в необходимости приостановки этой процедуры. Это, естественно, прибавило движению лишних плюсов среди палестинцев.

Что касается самого сектора Газа, то там полным ходом идет процесс вливания «Исламского джихада» в ХАМАС. Помимо того, что это отвечает интересам самого движения с точки зрения установления полного контроля над Сектором, эту процедуру поддерживают Сирия и Иран. Видимо победила тенденция на укрупнение движения.

В связи с предполагаемыми выборами палестинского лидера в январе-феврале 2010 года ХАМАС большой активности не проявляет. По подсчетам аналитиков самого движения, на этих выборах, если они будут проходить честно, они получат 55% голосов. Это будет успех, он позволит занять место М.Аббаса, но не позволит сформировать дееспособное правительство. Кроме того, учитывается, что экономическая блокада все-таки вызывает апатию населения и подрывает электоральные позиции движения.

Что касается проблемы ближневосточного урегулирования, то аналитики ХАМАСа исходят из следующих реалий. По их оценке, США не будет атаковать Иран в ближайшее время. Скорее всего, Штаты ограничатся санкциями. Кроме того, хамасисты располагают данными о том, что в американской администрации усиливается тенденция по допущению возможности появления ядерного оружия у Ирана в долгосрочной перспективе. Сторонники этой теории полагают, что наличие ядерного оружия у Ирана и Израиля сам по себе будет сдерживающим фактором. В качестве успешного примера приводятся Индия и Пакистан.

Израиль, в свою очередь, отдает себе в этом отчет и предпринимает усилия по убеждению американцев разместить базу ПРО на израильской территории с целью минимизации последствий возможной иранской атаки. Помимо модернизации собственно ПРО («Пэтриот» в этой связи считается не вполне эффективным), предполагается, что эту станцию должны обслуживать американские военнослужащие. Этот факт, в случае иранской атаки против Израиля, автоматически втягивает США в конфликт.

Косвенным свидетельством того, что эта теория является приоритетной для Вашингтона в настоящее время, ХАМАС считает требования МАГАТЭ о получении доступа к ядерной программе Израиля. В руководстве движения считают, что такое заявление было продиктовано американцами, которые взяли курс на постепенное превращение Израиля в официальную ядерную державу.

Указанные размышления имеют право на жизнь по двум причинам. У ХАМАСа имеются хорошие источники информации не только в ФАТХе и АРЕ, но и в Европе. И второе, данная версия укладывается в реальные шаги США в настоящее время.

Насколько она верна, покажет время.

Институт Ближнего Востока