Когда холеное лицо турецкого премьер-министра Тайипа Реджепа Эрдогана исказила гримаса гнева, вызванная израильскими преступлениями на израильской земле, сразу стало ясно - это продуманный шаг, за которым последует следующий. Ибо, как утверждают психологи, действие - лучший переводчик самых сокровенных мыслей. И этот шаг последовал. Во время визита в Тегеран Эрдоган подписал с Ираном тайное соглашение о стратегическом военном сотрудничестве. Турция пообещала не только делиться разведывательной информацией, но и прямую авиационную поддержку в случае израильской атаки по ядерным объектам.
Говорят, и в Вашингтоне, и в Иерусалиме это вызвало шок. Ведь если тебе наступили на пятку, значит, тебя просто не замечают. Эдроган легко заткнул рты тем генералам, которые выступали против разрыва долгосрочного стратегического партнерства с Израилем. Тем не менее вопрос остается открытым, даже если рот закрыт. Потому что, как говорят на Востоке, не тряси и то дерево, на котором нет листьев. Это только политический дилетант дважды подумает, прежде чем промолчать. Как же отреагировал Израиль? Объявил, что готов срочно поставить Турции обещанные беспилотные самолеты. Которые, как нетрудно догадаться, завтра могут оказаться в Иране.
Решительные поступки лучше всего совершать без предварительного согласования с самим собой. При этом, правда, собственная снисходительность не должна распространяться на тебя самого. Стремительно теряющий остатки дутого авторитета ФАТХ мучительно ищет выход из тупика, куда его завела собственная глупость. Самоотверженная борьба со строительством школ и детских садов в еврейских поселениях Иудеи и Самарии закончилась, как и следовало ожидать, полным крахом. Как и попытка аннексировать восточный Иерусалим с прилегающими к нему районами. Обиженный Махмуд Аббас пообещал забрать игрушки и уйти из песочницы. Массовых демонстраций и митингов со слезными просьбами к раису передумать и не уходить на заслуженный отдых организовать не удалось. А моральная поддержка со стороны Николя Саркози и Гордона Брауна только разъярила ХАМАС.
Тогда "соратники" Абу-Мазена, понимая, что вместе с ним, придется уйти и им, добились отмены назначенных на январь так называемых президентских выборов и попробовали сыграть партию в пинг-понг с ООН. Предложив для затравки повысить статус своего представителя с наблюдателя до полноправного посла. Идея поддержки не нашла. И штатный переговорщик с Израилем Саиб Арикат (эту хлебную должность он, по-видимому, обменяет только на мавзолей) развернул кампанию в духе "а ля Косово" - за признание независимости Палестины в границах 1967 года со столицей в Иерусалиме. И даже потребовал вынести этот вопрос на голосование в Совете безопасности ООН.
Если главной целью было оказать давление на Израиль, то эта затея ничего не дала. Пока, во всяком случае. Но зато вывести из себя "сионистского врага" все-таки удалось. Биньямин Нетаниягу пригрозил в сердцах, что на одностороннее размежевание "палестинцев" ответит аннексией поселенческих блоков, а наиболее продвинутые министры даже припугнули денонсацией Ословских соглашений. К словесной перепалке подключился Мухаммед Дахлан, пообещавший новую интифаду. Но его осадил заклятый друг ХАМАС. Салах Бардауиль был прям, как плиштимская стрела: «Ясер Арафат уже провозглашал палестинское государство в 1988 году. На 20% палестинской земли. Жизнеспособное государство возомжно тольлко на всей территории между Средиземным морем и рекой Иордан. Но вы выбрали путь переговоров, потому что неспособны на бескомпромиссную вооруженную борьбу».
Вашингтону такой поворот событий явно не понравился. Хилари Клинтон поспешила предупредить Махмуда Аббаса, что Барак Обама не поддержит создание палестинского государства в одностороннем порядке. Представительная делегация во главе с Биллом Кинтоном, участвовавшая в иерусалимском форуме Сабана, отправилась в полном составе в Рамаллу, чтобы остудить разгоряченного Абу-Мазена. Но тот, похоже, закусил удила. В надежде на европейскую поддержку. Но надежды не оправдались. После консультаций с Вашингтоном министр иностранных дел Швеции, председательствующей в Евросоюзе, Карл Бильдт назвал палестинский план «несостоятельным и без какой-либо перспективы».
Прежде чем отправлять посредников на Ближний Восток, они сначала должны постажироваться в аду. Тогда все остальное покажется раем. Тот же Карл Бильдт развил бурную деятельность по "оболваниванию" депутатов Европарламента, требуя называть Иерусалим столицей и Израиля, и Палестины. В его циркулярах он вообще фигурирует как "спорный город". Не исключено, что именно это в какой-то степени и спровоцировало Махмуда Аббаса на демарш по размежеванию по- палестински. Израиль выразил Швеции резкий протест за ее попытку расставить хитрую политическую ловушку, но это вряд ли даст хоть какой-то эффект. С 1 января дежурным председателем станет Испания, которая будет проводить точно такую же политику. Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда.
Когда не удается сотворить чуда, надо хотя бы перестать чудить. Ну, не получилось рая. Зато шалаш остался. Во многих случаях Израиль сам создает себе проблемы. Эхуд Барак, посчитав, видимо, что он больше, чем министр обороны, популярно объяснил суть демократии и гражданских свобод. Все судьбоностные для страны решения, в том числе и переговоры о мире, по его мнению, следует вести в условиях строгой секретности. Чем, дескать, меньше народ знает, тем спокойней спит. Вот так, ребята, учитесь у Рабина, Шарона и, конечно, у самого Барака. А потом сами расхлебывайте заваренную ими кашу.
Не зря все-таки говорят, что самое громкое эхо - у молчания. В интервью радиостанции "Коль Исраэль" Барак заявил, что «нельзя игнорировать сигналы Башара Асада о готовности Сирии к миру». Эти сигналы идут уже давно, но "готовности" у стратегического союзника Ирана и Турции по-прежнему не заметно. Дамаск продолжает строить подпольные ядерные заводы и претворять в жизнь лозунг: «Каждому ливанцу - по ракете!». Выступая на саммите организации Исламская Конференция в Стамбуле, распалившийся Асад чуть ли не клялся силой вернуть Голанские высоты. Однако в Израиле этого в упор не хотят видеть.
Провозглашенную Бараком доктрину о демократии и гражданских свободах берет теперь на вооружение и Биньямин Нетаниягу. Не успел он вернуться из Парижа, как мировые средства массовой информации в один голос сообщили, что израильский премьер попросил Николя Саркози передать личное послание Асаду Башару, в котором обещал вернуть ему Голаны. Когда возбужденные министры заглянули в честные глаза Нетаниягу, он сначала возмутился, но потом признался, что просил Саркози стать посредником в переговорах с Сирией и убедить Дамаск приступить к диалогу без предварительных условий. «Мы хорошо знаем, что взаимодействие между народами необходимо, поскольку приносит хорошие результаты», - скромно заметил он.
Насчет результатов помолчим. А насчет убеждения или принуждения лучше всего обратиться к житейскому опыту, который говорит о том, что если кого-то надо убеждать, то этот кто-то не очень заинтересован в диалоге. Но желающих побыстрее примерить миротворческий костюм не убывает. Соскучившийся по власти Шауль Мофаз готов немедленно приступить к переговорам с ХАМАСом. Его даже не смущает то, что сам ХАМАС не испытывает никакого желания общаться с "палачом Газы". Поэтому вместо ХАМАСа откликнулась газета "Гаарец", сообщившая, что, по опросам общественного мнения, 57% израильтян поддерживают инициативу Мофаза. Но только «при условии, что тот сложит оружие и признает государство Израиль».
Наверное, в Израиле и в самом деле, чтобы быть реалистом, нужно чудить. Земля все-таки, что ни говорите, особенная. Если чудил Ариэль Шарон, то почему бы не почудить и "палестинцам"? Но Шарон, похоже, даже не предполагал, куда приведут его чудачества. Видимо, никто не просветил. Или, что более достоверно, сам не желал прислушиваться ни к чьим советам. Житие Ариэля поставил выше жития Авраама. Если бы читал за чашкой утреннего кофе не газету "Гаарец", а Рамбама, то знал бы, что Творец дал понять Аврааму: все, что произойдет с ним, произойдет в будущем и с его потомками.
Не потому ли мудрецы из поколения в поколение так скрупулезно разбирали каждое авраамово слово и действие? И "накопали" много интересного. Для нас, не помнящих родства, прежде всего. К примеру, в Граре, то бишь секторе Газа, где поселился Авраам, родился Ицхак. Тут он рыл колодцы и сажал деревья. И весь Грар цвел, как Гуш- Катиф. А местные "палестинцы" - подданные плиштимского царя Авимелеха - эти колодцы захватывали или засыпали. Авраам ссориться не хотел и либо закрывал на это глаза, либо пытался откупиться. В надежде, что подарки и уступки умерят плиштимский аппетит. Но безуспешно. Пришлось срочно перебираться в Беэр-Шеву. Но и там люди Авимелеха не дают покоя. И Авраам чувствует, что в результате политики компромисса он и тут ощущует себя так, будто продолжает жить в стране Плиштим.
Не напоминает ли это фарс и нынешней израильской политики, когда сменяющие друг друга партии и премьеры, под собою не чуя Земли, пытаются купить иллюзорное спокойствие территориальными уступками и денежными подачками? Прислушайтесь к сладкоголосому певцу современности Шимону Пересу: «Я горжусь тем, что принимал участие в исторических событиях вместе с Ицхаком Рабином... Мы никогда не свернем с этой дороги, потому что она воплощает наше стремление к миру, стремление, подтверждающее правоту великих еврейских пророков». Нетрудно догадаться, что сказали бы по этому поводу пророки.
Но Авраам, в отличие от сегодняшних властителей неокрепших умов, если и допускал ошибки, то тут же их исправлял. Когда надо было, он действовал быстро и решительно. Вспомним хотя бы его победоносную войну с четырьмя царями, олицетворявшими "четыре царства", которые управляли в разное время миром - Вавилон, Персию, Грецию и Рим. В конце времен они снова объединятся и дружно выступят против Израиля. «Восстали земные цари, и правители объединились в заговор против Господа и Его Машиаха» (Теилим, 2:2). Результат этой грядущей последней в истории человечества войны тоже известен: «Их меч вонзится в их сердце, а их лук переломится».
Вера творит чудеса. По принципу взаимности. Потому что в жизни всегда есть место чуду. Но мы это место почему-то всегда упорно обходим стороной.
«Еврейский меридиан»