Новая книга доктора Анат Берко "Женщина-бомба"
"Женщины и дети в качестве террористов-самоубийц" (на иврите)
На протяжении последних нескольких лет Информационный центр изучения терроризма в рамках всестороннего исследования террора с использованием террористов-самоубийц занимался вопросом применения женщин-смертниц. Доктор Анат Берко, получившая степень доктора криминологии в Бар-Иланском университете, изучала вовлеченность женщин в антиизраильский террор и обнаружила удивительные факты. Написанная ей книга "Женщина-бомба" основана, в частности, на беседах, которые она проводила с мужчинами и женщинами, отбывающими наказание за преступления против безопасности государства.
Для того, чтобы познакомить наших читателей с книгой и показать некоторые результаты, относящиеся к женщинам, планировавшим стать террористками-смертницами, Информационный центр изучения терроризма публикует три страницы из введения, любезно предоставленных доктором Анат Берко и издательством "Едиот ахронот". Введение
"Нам будет хорошо вместе... Одна из моих подружек предоставит свою квартиру, чтобы мы могли побыть вместе... Захвати презервативы. У тебя ведь есть, верно?" Это сообщение было получено 16-летним израильским юношей, соблазненным обещанием сексуальных приключений при встрече с девушкой, с которой он не был знаком. На самом деле, это было частью заговора, направленного на то, чтобы убить его.
"У тебя есть подружка...? Ты собираешься рассказать своим друзьям о нас...? Ты моложе меня...? Хочешь заняться сексом??? Я очень хочу, но боюсь забеременеть..."
Так у шестнадцатилетнего Яира появился секрет, о котором он никому не рассказал. Он думал, что познакомился с девушкой старше себя, которая хочет завязать с ним сексуальные отношения. Хауда даже спросила: "А что, если твоя мать увидит презервативы и узнает о нас?" "Не беспокойся", -сказал он. - "Она не узнает".
Хауда манипулировала Яиром, свивая вокруг него сеть, в которой он, в конце концов, запутался, поддавшись обычным для юноши фантазиям. Их беседы становились все более частыми и продолжительными, а его желание встретиться с ней росло день ото дня. Наконец, он пришел в назначенное для встречи место, где его ждала не только Хауда, но и ее друзья, которые хладнокровно убили юношу.
Хауда, которую я посетила в тюрьме, совсем не изменилась. С помощью хитрости, изобретательности и жестокости она приобрела власть над другими заключенными, став их представительницей и бесспорным лидером. Даже после того, как вследствие отрицательного влияния, оказываемого Хаудой на других заключенных, она была переведена в другое крыло здания, ее незримое присутствие все еще наводило на них страх. Любая заключенная, осмелившаяся ей противостоять или рассердить ее, рисковала получить в лицо смесь кипящего маргарина с сахаром и быть изуродованной на всю жизнь. Некоторые заключенные никогда уже не смогут забыть Хауду.
Женщины в палестинском обществе по большей части всего лишь пешки в руках мужчин, они проявляют полную пассивность на стадии планирования и осуществления террористических актов. В противоположность некоторым из заключенных-мужчин, совершивших преступления против безопасности государства, женщины не становятся террористками в результате преступной деятельности. Внимательное изучение стенограмм судебных заседаний и дискуссии с представителями палестинской интеллигенции пробудили во мне подозрение, что женщины-смертницы, посылаемые для осуществления террористических актов-самоубийств, зачастую подвергались сексуальной эксплуатации: "Ты все равно умрешь, так какая тебе разница...?"
Участие в террористическом акте повышает статус семьи террориста, однако выгода, получаемая семьями женщин-смертниц, не эквивалентна преимуществам, достающимся семьям мужчин-смертников. Причины, приведшие женщину к совершению теракта-самоубийства, как правило, отличаются от мотивов террористов-мужчин. Можно только строить предположения относительно причин, толкнувших женщину на столь исключительный путь, заставивших ее стать террористкой. Какой ужасный поступок совершила она или был совершен по отношению к ней? Что вынудило ее сделать попытку очистить себя таким страшным способом?
В большинстве случаев женщины не вступают в террористическую организацию с целью осуществления теракта. Как правило, такая организация сама занимается их поиском и вербовкой незадолго до предполагаемой даты. Это дает террористам возможность прославиться и записать в свой послужной список очередной теракт. Различные террористические организации постоянно конкурируют между собой по количеству совершаемых терактов, стремясь перещеголять друг друга.
Некоторые из глав моей первой книги "Путь к Раю", в которой исследуется террор с использованием террористов-смертников, были посвящены женщинам. После ее публикации я сосредоточила свое внимание на судьбах таких женщин и детей, а также на взаимоотношениях между женщинами-террористками и их непосредственными руководителями. В результате исследования выяснилась одновременная и важность, и незначительность женщины. В последней книге данный вопрос рассматривается во всех подробностях, что дает возможность по-новому взглянуть на проблему вовлечения женщин и подростков в террористическую деятельность. Для максимально широкого охвата проблемы я беседовала с мусульманскими религиозными деятелями, террористами, непосредственными руководителями женщин-террористок, адвокатами и высокопоставленными представителями мусульманской общины. Среди моих собеседников были как заключенные, так и лица, находящиеся на свободе. В книгу вошли также высказывания и истории жизни самих женщин-террористок. Я присутствовала на многих заседаниях военных трибуналов, рассматривавших преступления террористов, а также читала стенограммы и обвинительные заключения. За последние пятнадцать лет мне довелось встречаться в израильских тюрьмах со многими заключенными, совершившими преступления против безопасности государства. Среди них были и те, кто организовывал и осуществлял смертоносные террористические акты против израильских граждан. Самым известным среди них был Ахмед Яссин, ныне покойный основатель и руководитель движения ХАМАС. В последние годы я сосредоточила свое внимание на судьбе женщин и подростков, участвовавших в террористических актах.
Имена людей и географические названия, приводимые в этой книге, являются вымышленными, что частично объясняется высоким уровнем откровенности интервьюируемых. Нас объединяло желание рассмотреть истинные проблемы, не причинив ущерба моим собеседникам. Факты, изложенные на этих страницах, основаны на моих беседах с людьми, которых многие считают невозможным понять. Особые, близкие отношения, которые мне удалось установить с ними, позволили мне задокументировать наши беседы и попытаться понять их личность и мотивы, которыми они руководствовались. Я понимаю, что некоторые из событий, упоминаемых в книге, разбередят раны многих израильтян, тяжко пострадавших в результате терактов. Провести данное исследование меня побудил поиск ответов на перечисленные ниже вопросы. Может ли женщина быть "хорошей" согласно критериям палестинского общества и в то же самое время -террористкой? Что стоит за тем фактом, который открылся мне во время наших бесед и заключающимся в том, что женщинатеррористка в палестинском обществе может одновременно быть и незначительной, и играть важную роль? Является ли вовлеченность в террористическую деятельность признаком эмансипации палестинских женщин либо лишь еще одним способом их угнетения и сохранения социальной неполноценности? Это могло бы объяснить их низкий статус и более низкую сумму вознаграждения, получаемого их семьями. Является ли тело женщины, столь же обнаженное и идеальное, как тела райских девственниц, сексуальным стимулом в той индустрии смерти, приводимой в действие мужчинами, в которой тела реальных женщин приносятся при взрыве в жертву во имя их замены райскими гуриями? Кто они, эти палестинские женщины, осмелившиеся покинуть свой дом, в большинстве случаев без разрешения отца? Что привело их к этому? Что заставляет детей становиться винтиками машины террора? Можно ли остановить исламских террористов-смертников, и если да, то как? Является ли женщина, осуществляющая теракт-самоубийство, "умной" бомбой или всего лишь покорным орудием?
Доктор
Анат
Берко
Информационный центр изучения терроризма