Живешь себе в Хайфе и не ведаешь, что являешься самым настоящим оккупантом.
Привычные улицы северной столицы Израиля, ставшие уже родными за десять
лет, страдают, оказывается, под пятой захватчиков – то есть нас с вами.
Именно такая информация обильно украшает палестинские интернетовские сайты.
Электронные пропагандисты популярно рассказывают арабским массам об исконно
палестинской Хайфе и других северных городах.
Сайт «Исламской Ассоциации за Палестину» производит просто шокирующее
впечатление (www.iap.org).
Хайфе и Акко здесь уделено особое внимание. В разделе «Палестинские города»
(посмотрите фотографию текста) сказано: «Акко находится под оккупацией
с 1948 года. Многие исламские и палестинские исторические памятники были
радикально изменены оккупантами. Хайфа – это главный палестинский порт
на Средиземном море. Хайфа находится под оккупацией с 1948 года. Многие
мечети были превращены в бары и музеи».
В этой короткой географической справке
лжи больше, чем букв. История еврейско-арабских взаимоотношений в Хайфе
20-го века знает много событий, но не одно из них никогда не было окупацией.
В 1920-1930-х годах мэрией города совместно
управляли араб Хасан Шукри и Шабтай Леви – сионист герцлевского призыва.
Арабские радикалы даже пытались убить Шукри за его дружбу с евреями. После
смерти Шукри в 1939 году его именем была названа улица, на которой возвели
нынешнее здание мэрии. Курьезный факт: сыновья Хасана Шукри женились на
еврейках.
Уже по переписи 1944 года евреи составили
большинство среди населения Хайфы (52 процента). К 1948 году эта пропорция
еще больше увеличилась за счет еврейской иммиграции. Так можно ли говорить
об «оккупации» города большинством его населения ?
События весны 1948 года – массовое бегство
арабов из Хайфы, были вызваны слухами и страхами мусульман, но ни в коем
случае не действиями евреев. В апреле 1948 после нескольких стычек с арабскими
вооруженными отрядами Хайфа полностью перешла под контроль ХАГАНы. Тут
же началась паника среди мирных жителей-арабов, которым никто не угрожал.
Почти 50 тысяч арабов бежали, хотя сионистское руководство города уговаривало
их остаться. В Хайфе продолжали жить только 3500 арабов-христиан, сочувствовавших
Компартии.
С тех пор еврейское население города увеличилось
в два раза, а арабское выросло в девять раз – до 30 тысяч человек. Трудно
подсчитать, сколько арабских беженцев из Хайфы и их потомков живет сейчас
в разных странах. Пятьдесят тысяч бежавших (по своей воле !) в 1948 году
вполне могли превратиться в 250 тысяч, а то и в полмиллиона арабов. Именно
для них и сайты, призванные будить жажду палестинского реванша. Любой желающий
может увидеть электронный «Новый Ближний Восток» - без Израиля, но с огромной
Палестиной вместо него на карте (www.palestine-net.com).
Уже сейчас говорят о принципиальном согласии
на въезд «ограниченного» числа бывших беженцев на территорию Израиля. Можно
уверенно прогнозировать самые тяжелые последствия для города, если его
захлестнет цунами арабских беженцев и их потомков.
Важная и характерная деталь: всякое палестинское
стремление вернуться в Хайфу, Акко, Яффу и далее по списку имеет ярко выраженный
характер борьбы против алии из бывшего СССР. Так, «Палестинский центр возвращения»,
действующий из Лондона, внимательно отслеживает на своем сайте все новости,
связанные с нашей алией (www.prc.org.uk).
На этом интернетовском сайте идет сбор подписей под обращением к мировому
сообществу с целью отмены израильского Закона о возвращении. Как сообщают
о себе создатели центра, возможность практической работы по возвращению
палестинских беженцев появилась только после подписания «Соглашений Осло».
Любой гуманизм не должен оборачиваться
против тех, кто исповедует его принципы. Я всегда поддерживал и поддерживаю
политику мэра Хайфы Амрама Мицны, направленную на мирное сосуществование
евреев и арабов в Хайфе, однако возвращение арабских беженцев – это самоубийство.
(Автор – заместитель мэра Хайфы, член
Исраэль ба-Алия).