Maof

Thursday
Nov 21st
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Любая организация, будь то гражданская, военная, религиозная или политическая, начинает свой путь с какой-нибудь идеи или идеологии. Цель организации – реализация идеи. В начале своего пути члены организации захвачены ощущением своего посланничества, и они посвящают всё своё время, всю свою энергию, свои капиталы и даже свои жизни этой организации, её идеям и идеологии. Поступающие средства идут только на деятельность организации.

С годами люди взрослеют, их всё более интересует плата за труды, пенсия, статус, собственный оффис, билеты на самолёты, трудоустройство детей, родившихся у них за это время. Так потихоньку движение погружается в рутину занятия самим собой. Среди людей вспыхивают конфликты, они воспринимаются, как отказавшиеся от идеологии во имя удобств. Это именуется коррупцией.

На этом этапе в организацию может прийти молодёжь, так сказать, «свежая кровь», которые присоединятся во имя идеологии. Они обнаруживают здесь коррумпированных «стариков», изменивших идеологии ради должностей и постов. «Старики» спокойны - а молодёжь охвачена духом посланничества. Эта молодёжь влечёт организацию к активизации деятельности в направлении идеологии, тогда как «старики» действуя из соображений интересов, пытаются успокоить, угомонить молодёжь. Это называется «борьба поколений за власть».

Движение ХАМАС переживает этот процесс в самой яркой форме. Оно было основано 27 лет назад, в 1987 году, когда разразилась первая интифада. Тогда её идеологом был старый шейх Ахмед Ясин, но за духом её активности стояли Махмуд а-Заар и Абд эль-Азиз аль-Рантиси, которым было около 30 лет. Они возглавили первые акции и сформировали догматичный образ организации.

С годами активисты повзрослели и превратились в "политическое руководство". Они получили большинство мест в законодательном совете на выборах в январе 2006 года. Затем, когда воинствующая молодёжь ликвидировала силовиков палестинской администрации в Газе в июне 2007 года, «старики построили государство» в секторе, бросив вызов ФАТХу в виде возможной победы и на выборах председателя ПА.

Примирение ХАМАСа с ФАТХом поставило воинствующую молодёжь перед новой опасностью – они всерьёз опасались, что сотрудничество палестинской администрации с Израилем представляет собой опасность для их концепции. Поэтому они были резко против этого. Похищение наших троих парней имело целью ввести в смущение политическую верхушку ХАМАСа, «стариков», "повесивших джихад в рамочку на стенку", вынудить их выйти из «правительства единства».

В эти дни ведётся жестокая война между ХАМАСом, правящим в Газе, и государством Израиль. В этой войне тон задают активисты террора, запускающие ракеты; и начиная с определённого этапа, после 6-го дня операции, «старики» занялись поиском лестницы, дабы "слезть с дерева" и придти к соглашению о прекращении огня. Но неугомонная молодёжь решила продолжить войну, но и они по сути не знают – доколе?.. Они поставили условия, которые государство Израиль никак не может принять.

После войны, когда все выйдут из туннелей и из нор с поднятыми руками и двумя пальцами, обозначающими знак «V», дабы узреть руины, несчастных родителей и сирот, - тогда начнутся споры и вопросы: «Кто отдал приказ?» Кто похитил троих парней и почему, кто решил двинуть Израиль в войну, в которой Хамас не мог победить? Кто не принял египетское предложение о прекращении огня? Кто принес эту страшную трагедию тем, кого ХАМАС должен был представлять и защищать.

Споры будут громкими и пронзительными, они усилят существующую напряжённость между людьми, между группами и поколениями. Есть шанс раскола движения, видно, по оси, пролегающей между поколениями. Если движение и в дальнейшем будет возглавляться «стариками», то вышедшая из него молодёжь присоединится к «Исламскому джихаду», что куда ближе их образу мышления.

Халед Машаль находится между поколениями: с одной стороны, он один из поколения основателей, но с другой стороны, он из тех, кто втянул движение в противостояние с серьёзными последствиями. Его задачей будет сохранить единство в движении – а это отнюдь непростая задача.

Другая проблема, которая потрясёт движение, будет заключаться в вопросе отношений ХАМАСа с палестинской администрацией: ХАМАСовским правителям в Газе будут нужны немалые деньги, чтобы вернуть Газу к жизни. Люди начнут говорить о них, что это они ответственны за все разрушения и жертвы. От них потребуют восстановить всю инфраструктуру, все здания. А у ХАМАСа нет денег, и напрямую движение может получить финансирование из двух источников: Катар и Иран. Повидимому, Катар будет щедрее из-за лучшего экономического положения

От остального мира могут прибыть деньги напрямую, но отнюдь не в требуемом количестве. По этой причине связи с ФАТХом – это известный и знакомый канал денежных пожертвований, и жизненно необходимый. Но с другой стороны, в ХАМАСе есть немало таких, кто обвиняет именно ФАТХ, администрацию ПА и лично Абу-Мазена в том существенном вкладе в ту катастрофу, которая пала на Газу – главным образом из-за его сотрудничества с Израилем. Возможно, пригласят Абу-Мазена в Газу для демонстрации единства, но дурная кровь между ХАМАСом и ФАТХом может навести нескольких молодых на мыслишку попытаться совершить покушение на него. А если Абу-Мазена убьют в Газе, кого они в этом обвинят? Разумеется, Израиль.

(«Макор ришон» 18.07.14)


Перевела Фаня Шифман
МАОФ