Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
...о том, как было бы хорошо не стать очередной жертвой «мирного процесса», и никогда не слышать еще более примитивных, чем «касамы», объяснений высокопоставленных политиков о невозможности победить террор без очередных «болезненных уступок»…          В романе «Золотой теленок» гроссмейстер Остап Бендер продал журналисту Ухудшанскому «торжественный набор» литературных штампов. Этот примитивный, но многоцелевой трафарет мог служить, как указывалось в предисловии, «незаменимым пособием для сочинения юбилейных статей, табельных фельетонов, а также парадных стихотворений, од и тропарей». В «праздничный набор» набор входил и так называемый «восточный вариант». В нем, в частности, разъяснялось значение слова «басмач» («нехороший человек»), а также говорилось о том, что слово «шайтан» означает «черт», «арба» - телега, а оба слова вместе («шайтан-арба») – «Среднеазиатская железная дорога»…
         …Когда басмачи из «Хизбаллы» устроили кровавую провокацию на нашей северной границе, в результате чего и без того проблемная израильская «шайтан-арба» перестала обслуживать сначала Нагарию, а потом и Хайфу, «восточный вариант» образца 2006 года был немедленно задействован израильскими журналистами и политиками. Если систематизировать основные штампы, используемые местными мастерами пера, то этот набор будет выглядеть так:
       1) «Враг напал внезапно и новую вспышку насилия нельзя было предвидеть». Еще в декабре 2000 года, вскоре после начала «интифады Аль-Акса» журналист из «Гаарец» Даниэль Бен-Симон произнес классический постулат, который с тех пор, как мантра, повторяется, в различных вариантах, после каждого нового витка ближневосточного конфликта – «Кто бы мог подумать, что оружие, которое мы передали палестинцам, они используют против нас!». Этот тезис в один из первых дней военного противостояния на Севере озвучил писатель Давид Гроссман – хотя, почему-то, в германской газете «Франкфуртер Альгемайне»: «Тяжелый удар, который нанесла «Хизбалла» по Галилее стали полной неожиданностью для Израиля. Этот факт вновь доказывает: как мало нужно для того, чтобы ввергнуть наш регион в новую войну». Известному писателю вторит публицист Север Плоцкер в статье, напечатанной 15 июля в «Едиот ахронот». «Как же мы хотели уйти оттуда!» (имеется в виду, конечно, Ливан, который теперь сам «пришел к нам»).
       С этой позицией не согласен бывший министр обороны Моше Аренс. В статье «Мы просто уснули на посту» бывший министр обороны Израиля пишет: «В октябре 2000 года, то есть через 5 месяцев после ухода ЦАХАЛа из Ливана, террористы «Хизбаллы» похитили 3 наших военнослужащих. Можно было ожидать, что тогдашний премьер Барак решительно отреагирует на это преступление, как он и обещал накануне одностороннего отступления. Но он это не сделал. Террористы и их покровители в Иране и Сирии сделали вывод: израильский «тигр» сделан из бумаги. Нашу военную мощью просто перестали уважать».
      2) «Перевод «стрелок» («истинные виновники террора -  не ХАМАС и не «Хизбалла», а их покровители в Дамаске и Тегеране»). Можно лишь удивляться той оперативности, с какой буквально на следующий день после начала военной операции ЦАХАЛа в Ливане до предела «миролюбивые» политики и журналисты дружно призвали руководство Израиля не размениваться на разборки с «Хизбаллой» и сразу «врезать как следует» по её зарубежным спонсорам. Уже 13 июля в газетах «Маарив» и «Едиот ахронот» появились почти одинаковые по названию и содержанию статьи с агрессивными названиями – «Ударить по Сирии!» (Йоси Бейлин) и «Главная цель – Дамаск» (Гай Бехор). Авторы подобных деклараций, конечно, понимают, что в открытое военное противостояние с Сирией и тем более с Ираном Израиль пока что вступить не готов. Их главная цель -  выиграть время и «охладить горячие головы», сдерживая быструю и решительную реакцию ЦАХАЛа. А там, глядишь, все опять «рассосется» и можно будет спокойно пропагандировать новое «односторонне отступление». Впрочем, некоторые единомышленники Бейлина не мудрят и напрямую используют штамп номер три – «проблема в том, что мы все еще мало уступили»:
 

«Голаны нам мешают…»

       «Израиль считает, что если та или иная ситуация устраивает нас, то она должна нравиться и противоположной стороне, - пишет в газете «Маарив» 16 июля бывший политический советник главы правительства Гади Балтянский. -  Между тем, только политическое решение может радикально изменить положение на северной границе. С «Хизбаллой» нужно воевать, однако параллельно необходимо создавать условия для подписания мирного договора с Сирией. Точно так же и палестинцы должны быть уверены, что мир с Израилем не за горами. Если политического урегулирования нет, жителям ПА просто нечего терять. В современных военных конфликтах победивших нет – есть только проигравшие» (а вот и еще одна, четвертая из названных нами современных журналистских мантр.)
      Таким образом, Гади Балтянский прозрачно намекает на необходимость как можно быстрее начать переговоры  с Сирией о передаче ей Голанских высот, что якобы является верным рецептом для обуздания «Хизбаллы». Затронутую Балтянским «палестинскую тему» развивает журналист из «Гаарец» Узи Бензиман: «Северная граница Израиля является международно признанной и никто не вправе её нарушать… Однако совсем другая ситуация в нашем противостоянии с палестинцами. По их мнению, которое поддерживает международное сообщество, до полной ликвидации еврейских поселений в Иудее и Самарии жители ПА имеют право бороться с оккупацией. В то же время ответные силовые акции Израиля не воспринимаются в мире как релевантные».
       Впрочем, существует и еще более радикальный, уже пятый по счету журналистский штамп, который используют постоянный автор газеты «Гаарец» Гидеон Леви и создатель движения «Гуш Шалом» Ури Авнери: «Израиль – это вооруженный до зубов «региональный хулиган» (выражение Г. Леви) и потому он априорно виноват в любом обострении напряженности». В статье под заглавием «Народ опять обманывают», которая была опубликована на сайте NRG-Maariv 17 июля, Ури Авнери пишет: «Израиль давно планировал военную операцию против Ливана и ждал только повод для того, чтобы её осуществить. Точно также и в 1982 году израильское руководство использовало покушение на нашего посла в Лондоне для развязывания первой ливанской войны».
        Но и это еще не все. Казалось бы, уж в ходе нынешнего военного противостояния, когда «Хизбалла» использует ракеты промышленного производства, прицельно поражающие тот или иной объект, должно было выйти из употребления хотя бы одно из новомодных объяснений «невозможности эффективной борьбы» с террором («клише номер шесть»). А именно - «примитивность» оружия и военных средств, используемых арабскими диверсантами (например, ракеты «касам» или прорытые вручную длинные туннели). Так оно, в принципе и было до 17 июня, пока в газете «Маарив» не появилось сообщение под заглавием: «Хизбалла» применяет примитивное оружие, которое трудно обнаружить». Вот отрывок из этой заметки:
       «Израильские самолеты постоянно атакуют различные объекты в Ливане, но пока не могут ликвидировать угрожающие северу страны ракетные установки. Как утверждают представители ЦАХАЛа, «Хизбалла» использует примитивное оружие, местонахождение которого очень трудно определить. Речь идет о «Катюшах» небольшого размера, длина которых составляет около 2 метров. Они  запускаются прямо с плоских крыш домов или из их внутренних дворов, что затрудняет поражение целей нашими летчиками».
        Впрочем, существует и еще одно, седьмое из упомянутых нами публицистических клише, которое ранее использовалось лишь журналистами и политиками из правого лагеря: «Мы предупреждали, что уступки приведут лишь к усилению террора!». Наиболее полнокровно оно прозвучало в статье члена ликудовской фракции «Еврейское руководство» Шломо Энгеля, опубликованной на Интернет-сайте Ynet 16 июля: «Мы напрасно говорили, что «сдержанность» - это проявление слабости, а отсутствие адекватной реакции на вылазки врагов ведет к усилению террора, - пишет инженер- программист Энгель, -  Но власти почему-то слушали не нас, а представителей организации «Четыре тряпки» (намек на группу «Четыре матери», призывавшую к одностороннему отступлению из Ливана)».
        Далее член фракции Моше Фейглина отмечает: «В отличие от «бейлинистов», мы говорили, что мир заключают с друзьями, а с врагами нужно воевать. Но левые продолжали упрямо твердить, что именно с врагами нужно подписывать «мирные договоры», а воевать следует против еврейских поселенцев… В результате Израиль превратился в лабораторию для кровавых экспериментов над живыми людьми».  Как ни странно, на этот раз активиста правого лагеря поддержал журналист из «Гаарец» Надав Шрагай. Название его публикации, появившейся в начале нынешней недели, говорит само за себя: «Мы заслужили то, что с нами сейчас происходит!».
 

Женщины и война

            Как и следовало ожидать, на публицистическую работу Шломо Энгеля резко отреагировала Орна Шимони - представительница «той самой» организации «Четыре матери», которая в последние недели уже почти трансформировалась в новое движение того же типа – «Семь матерей». На этот раз политизированные дамы различного возраста собираются настаивать на немедленной реализации программы одностороннего бегства из Иудеи и Самарии («план свертывания»).
        Впрочем, далеко не все женщины, занимающиеся политической деятельностью или публицистикой, в эти тревожные дни вступили в полемические баталии. Неожиданный ракурс для своей статьи в «Едиот ахронот» нашла журналистка Мейрав Резник. Спустившись после первых ракетных обстрелов Хайфы в общественное бомбоубежище, вдруг впервые и против своей воли оказалась в компании молодых матерей, заботящихся о своих маленьких детях и взрослых женщин, чьи сыновья были направлены на передовую. Феминистические взгляды госпожи Резник заметно пошатнулись после увиденных ею картин, что хорошо видно хотя бы из такого предложения: «Как много времени мы тратим на ерунду, в то время как настоящая жизнь проходит рядом и потерянного времени уже не вернуть». Есть в этой статье и важный политический вывод: «Почему мы реагируем на вражеские выпады только тогда, когда нас загоняют в угол? Неужели нужно было дойти до нынешнего положения, чтобы воевать с врагом по-настоящему?».
        В тот самый день, когда был опубликован этот философско-созерцательный материал, несколько еврейских парней и девушек из Хеврона и Кирьят-Арбы решили, что настало время не только рассуждать, но и действовать. 18 июля они приехали в Сдерот, который всю прошедшую неделю продолжал подвергаться интенсивным обстрелам из сектора Газы. Молодые люди стучали в двери квартир и домов, морально поддерживая горожан, доведенных до отчаяния безразличием властей, и раздавали им кондитерские изделия собственного изготовления. К скромным подаркам была прикреплена записка с таким текстом:
        «Дорогие жители Сдерота! В эти трудные дни, когда враги пытаются сломить наш боевой дух, хотят посеять панику, страх и отчаяние, мы хотим выразить солидарность с вами и сказать, что восхищаемся вашей стойкостью и героизмом.  Мы молимся вместе с вами и верим в то, что, с Божьей помощью, мы победим и воплотим в жизнь слова царя Давида, который перед битвой с филистимлянином Голиафом сказал: «Ты идешь на меня с мечом и копьем, а я выступаю против тебя во имя Всевышнего, Господа, воюющего за Израиль, которого ты хотел опозорить». Под этим обращением была подпись: «С любовью к вам, жители Сдерота - молодежь Хеврона и Кирьят-Арбы».
        Наверное, этот отрывок не нуждается в комментариях. Как и поступок депутата Кнессета Зеэва Элькина, который всю прошлую неделю прожил в Сдероте, получив в полный комплект впечатлений от «местной экзотики» - включая прицельный залп из сектора Газы в прошлую пятницу как раз по тому городскому району, где жил молодой депутат.  До приезда полиции, оцепившей район падения вражеского снаряда, и амбулансов скорой помощи, вывозивших раненых, Зеэв подобрал осколок «касама», после чего сказал в телефонном разговоре автору этой статьи: «Теперь это напоминание о Сдероте будет со мной всегда». О личных эмоциях любого человека, который хоть раз пережил «касамный кошмар», можно не спрашивать – «примитивное оружие» тем и интересно, что вызывает такие же примитивные, но очень важные мысли. Например, о том, как было бы хорошо не стать очередной жертвой «мирного процесса», и никогда не слышать еще более примитивных, чем «касамы», объяснений высокопоставленных политиков о невозможности победить террор без очередных «болезненных уступок»…

«Новости недели», 20.07.06