В пригороде Тель-Авива открылась выставка идеологических военных видеоигр
из арабских стран. Они не только предлагают неукротимое виртуальное кровопролитие
и смачные звуковые эффекты, но и демонстрируют огромный потенциал игр как
инструмента пропаганды. Daily Telegrap, Давид Лассерсон, перевод InoPressa.ru
Давид Лассерсон обнаруживает тревожное новое направление в развлечениях
на выставке неподалеку от столицы Израиля
"Если это лучшее, что у нас есть, то мы здорово отстали". Бывший солдат
ЦАХАЛа играет в "Интифаду", израильскую компьютерную игру 1989 года. Графика
и замысел примитивны по сегодняшним меркам.
В соседнем зале его друзья играют в "Спецназ", игру, разработанную "Хизбаллой".
Здесь трехмерная графика, превосходные звуковые эффекты, много разных миссий,
а во время загрузки на экране сжигают израильский флаг.
Дело происходит не в игровом комплексе, а на выставке идеологических
видеоигр в Израильском центре цифрового искусства в пригороде Тель-Авива.
Руководство центра хочет показать материал из арабских стран, к которому
у израильского общества нет доступа со стандартных средств. Название выставки
– "Запрещенные игры" – подразумевает, что все представленные здесь игры
распространяются за пределами отрасли пользовательских игр.
Сложность этих игр различна, от маленьких флэш-программ, где единственная
задача – ударить врага кулаком в лицо, до сложных приключений, где игрокам
надо собрать информацию из разных сомнительных источников на Ближнем Востоке.
Но военные игры пользуются самым большим успехом не только потому, что
они предлагают неукротимое виртуальное кровопролитие и смачные звуковые
эффекты, но и потому, что они демонстрируют потрясающий потенциал игр как
инструмента пропаганды.
"Спецназ" предлагает игрокам набор военных миссий в Южном Ливане против
"сионистского врага". Используя реальные географические объекты, игра предлагает
ответы на симуляции реальных боев, разработанные американской компанией
Kuma.
Игра начинается в учебном центре, где мишенями для стрельбы являются
портреты израильских лидеров. Рядом со мной бывший офицер ЦАХАЛа выпускает
свой виртуальный арсенал в голову Ариэля Шарона. Он читает на своей миссии:
"Ты боец спецназа Героев исламского сопротивления" – и выходит на поле
боя. Ему недолго удается продержаться. "Хорошая графика. Эй, меня убили
израильтяне!"
В одном тематическом зале посетителей встречают две интерпретации интифады.
Сирийская игра "Метатели камней" предлагает виртуальное мученичество: игрок
берет на себя роль одинокого бойца палестинского сопротивления, вооруженного
только камнями против полчищ израильских солдат.
Рядом израильская игра "Интифада". Герой становится одиноким солдатом
ЦАХАЛа, столкнувшимся с демонстрантами, которые швыряются камнями. Разбираясь
с демонстрантами, игроки должны помнить о рейтинге армии в глазах общественного
мнения и воздерживаться от применения боевых патронов. Если их действия
приводят к жертвам, проходит голосование за отставку правительства, и на
следующем уровне оружие становится слабее.
В центральном бомбоубежище находится игра "Аль-Каиды" "Ночь захвата
Буша". Когда игрок выбирает миссию, во время загрузки на экране появляется
надпись: "Джихад начинается". Эта сложная "стрелялка" начинается в американском
военном лагере, где игрок должен собрать оружие и застрелить приближающихся
солдат.
Но это не оригинальная работа. Игра оказывается адаптированной американской
игрой "Поиски Саддама", изменены лишь роли, музыка и компоновка программ.