Сессия, посвященная вопросу «Израильская пропаганда: словесная каша или сознательная путаница?» прошла под председательством журналистки из «Джерузалем пост» Каролайн Глик. Она открыла заседание сессии с определения пропаганды как «акта общественной дипломатии».
«Для успешной пропаганды необходимы три компонента: 1. Желание в чем-то убедить; 2. Логическая обоснованность пропагандируемой идеи; 3. Доходчивое стилистическое оформление. В 1993 году с признанием Израилем «прав палестинского народа на самоопределение» рухнули основы израильской пропаганды, ее общественной дипломатии. Израиль признал себя виновным в оккупации и лишении арабов прав и взял на себя ответственность за решение чужой проблемы. С этого момента у израильского правительства задача разъяснения чужой проблемы стала превалировать над решением своих, а с этим пропало и желание что-либо разъяснять себе. Третий компонент – стилистическое оформление – стал нерелевантным, поскольку объяснять нечего и некому», - констатировала Каролайн Глик.
Первым выступил Цафрир Ронен - председатель «Форума Нахалаль», объединяющего нерелигиозных евреев, в основном – выходцев из киббуцев и мошавов, отстаивающих право еврейского народа на Эрец-Исраэль.
«Для меня День Независимости 1948 года – не праздник. В киббуце, в котором я родиля и вырос, праздником считался день 16 сентября 1922 года, в который Лига наций признала за еврейским народом право на всю Эрец-Исраэль, а 29 ноября 1947 года, когда ООН оставила нам лишь клочок земли вдоль моря отмечался у нас как день траура», - с этого драматического заявления начал свое выступление Цафрир Ронен.
Речь Цафрира Ронена была богата красочными метафорами, очень доходчиво донося до слушателей основную мысль: Израиль выглядит и действует как страна, потерявшая желание сохранять собственную независимость и суверенитет: «40 лет наши правители сидят и ждут телефонного звонка то от одного, то от другого арабского лидера, который согласится получить Израиль в подарок».
Даже оппозиция в Израиле поддержала этот мотив, - посетовал Цафрир Ронен: ведь формула «дадут – получат», предложенная Биньямином Нетаниягу в качестве основы для переговоров с арабами, подтверждает готовность отдать ...что? – часть святой родной земли. "И пусть не обижаются на меня репатрианты из СССР-СНГ: Натан Щаранский тоже готов отдать часть еврейской земли за мифическую "демократизацию" арабов", - добавил Цафрир Ронен. Создается впечатление, что в принципе вопрос об отказе от Эрец-Исраэль уже решен и осталось договориться лишь о цене. На этом фоне – что может противопоставить Израиль арабской пропаганде?
Интересно и важно было услышать в выступлении Цафрира Ронена, выросшего в киббуцной среде, традиционно поддерживающей лево-либеральные и радикальные движения и политические партии в Израиле, его отношение к пост-сионистской пропаганде, исходящей из этих кругов. «За прошедшие десятки лет можно было неоднократно убедиться, что их интересует не мир с арабами, и не справедливое решение конфликта, а избавление себя и своего окружения от привязанности ко всему еврейскому. Нет в мире другого государства, граждане которого так явно желали бы отказаться от всего национального», - с горечью констатировал Цафрир Ронен.
«Эта зараза распространилась уже даже на религиозные круги. В рамках деятельности «Форума Нахалаль», организующего диалог между религиозными и нерелигиозными общинами евреев, я должен был выступить перед прихожанами одной из синагог. Однако когда я заявил темой своего выступления связь еврейского народа с Эрец-Исраэль – меня лишили слова, обвинив в попытке спровоцировать политический диспут в стенах синагоги», - поделился Цафрир Ронен горьким опытом. «Если связь еврейского народа с Эрец-Исраэль – это предмет политического спора, то можно выкинуть ТАНАХ на свалку, вместе с ермолкой и цицитом», - заявил он.
Эта тема была продолжена д-ром Эльякимом Аэцни – одним из создателей движения Гуш-Эмуним, известным публицистом. «Пришло время говорить не об ошибочности концепций, положеных в основу израильской политики, а о патологическом заболевании израильской политики и ее лидеров», - заявил Аэцни. «У каждого «почему?» есть предыдущее «почему?». Не в Осло и не в Кемп-Дэйвиде нужно искать причины сегодняшнего положения вещей, а в том, что нас туда привело», - огласил Аэцни один из тезисов своего доклада.
«Разве желание самого себя унизить не является патологическим синдромом? Ведь мы сами себя убедили в том, что войну Судного дня в 1973 году мы проиграли и лишь чудом спаслись. Победа в войне Судного дня на самом деле является одной из величайших побед в истории 20-го века! Через несколько недель после внезапной агрессии против миниатюрного Израиля со стороны шести превосходящих по всем параметрам государств ЦАХАЛ оказался на подступах к столицам агрессоров, заставив их просить о перемирии. Вы помните, что произошло со странами Европы, внезапно атакованными Германией в начале Второй мировой войны? Чем, кроме патологического страха продемонстрировать свою силу и желания быть слабым и зависимым, можно объяснить подобное отношение к собственным победам?» - задал вопрос Аэцни.
Далее д-р Эльяким Аэцни привел мнение австрийского философа Теодора Лессинга, автора исследования, результаты которого он опубликовал в книге под название «Еврейская самоненависть», одну из глав которой Эльяким Аэцни перевел на иврит по заказу журнала «Натив». (Теодор Лессинг родился в еврейской семье, перешел в христианство, затем вернулся к иудаизму, а с приходом к власти в Германии Гитлера стал сионистом). Вывод, к которому Теодор Лессинг пришел в результате проведенного им исследования гласит, что если человеку в течение длительного срока говорить, что он слаб, глуп или некрасив – в конце концов он в это поверит, и соответственно скорректирует свое поведение.
В течение 2000 лет Изгнания евреям твердили, что что они отсталы, бесправны, зависимы от милости других и паразитируют на этой милости. Эффект, описанный Лессингом сработал, - считает Аэцни, - и чтобы избавиться от его пагубных последствий необходимо излечиться от этого синдрома.
Выступая с лекциями в учебных заведениях во многих городах Израиля, Аэцни убедился, что израильские старшеклассники не способны ответить на вопрос: что является правовой основой создания и существования государства Израиль (Аэцни подчеркнул, что он не имеет ввиду историческое право, основанное на религиозной традиции).
Последовательность принятия международными организациями решений о признании и предоставлении евреям права на создание суверенного национального государства в Эрец-Исраэль не известна израильским школьникам.
«А ведь декларация Бальфура в 1917, постановления Лиги наций в 1922 и комиссии Пиля в 1936 являлись актом корректирующей дискриминации арабов в пользу евреев, отдавая евреям приоритет на создание государства на территориях, большинство населения которых составляли арабы», - подчеркнул Аэцни, - «а следовательно, сегодняшние обвинения Израиля в дискриминации арабов беспочвенны с точки зрения международного права, как и обвинения в оккупации земель, наше право на которые были признаны международным сообществом задолго до Войны за независимость и тем более – Шестидневной войны 1967 года».
В результате всего вышесказанного возник парадокс: Израиль требует для себя лишь безопасности, а арабы отстаивают их несуществующие права на Эрец-Исраэль.
Еврейский истеблишмент предполагал, что пропаганда и разъяснительная работа необходимы лишь до создания государства и ради этой цели, - считает Изи Лейблер, председатель Иерусалимского центра по общественным и политическим проблемам и взаимоотношений с Диаспорой, также принявший участие в работе сессии, - и был совершенно не готов к тому, что будет необходимость продолжать оправдываться перед всем миром за само существование государства Израиль. Он и сейчас не считает это необходимым, предполагая, что решение проблему создания «палестинского государства» избавит его от необходимости разъяснять свою политику.
Эта концепция получила развитие в период правления тандема Рабин-Перес: Перес и Бейлин убедили Рабина в том, что рукопожатие с Арафатом на лужайке перед Белым домом и получение Нобелевской премии мира будут достаточными и неопровержимыми актами, которые кардинально изменят ситуацию, сняв с повестки дня сомнения в праве Израиля на существование.
Шимон Перес, занимавший постминистра иностранных дел, отобрал для дипломатической работы за границей кандидатуры, которые были верны этой концепции и были наиболее лояльны политике правящей партии. Когда соглашения в Осло «лопнули» израильская дипломатия оказалась к этому совершенно не готова. Более того, Биньямин Нетаниягу, победивший Шимона Переса на выборах и возглавив правительство, не сменил немедленно весь дипломатический корпус, что затруднило проведение им самостоятельной политики и ее разъяснение мировому сообществу.
«Встречаясь со многими премьер-министрами Израиля на различных форумах, я неоднократно поднимал вопрос о необходимости реформы израильской дипломатии и смены вектора израильской пропаганды. Я помню, как Ариэль Шарон и Эхуд Барак удивленно выкатывали глаза в ответ на мои обращения. Они были уверены, что односторонние израильские уступки арабам являются достаточно явными, неопоримыми актами «доброй воли» и «миролюбивой политики», не требующими разъясненияи способными снять с Израиля всяческие обвинения в дискриминации и агрессии», - сообщил присутствующим Изи Лейблер.
Изи Лейблер призвал, в заключение своего доклада, добиваться не только скорейшей смены правительства, но и замены всего дипломатического корпуса и системы разъяснительной работы Израиля.
Ложное чувство ответственности и неверная трактовка этого понятия израильским истеблишментом приводит к катастрофическим последствиям, - продолжила развитие темы дисквалификации израильской системы пропаганды и разъяснительной работы адвокат Ницана Даршан-Лайтнер, возглавляющая правозащитную организацию «Шурат а-Дин» («Строка закона»).
В качестве примера Даршан-Лайтнер привела историю с инсценировкой арабами «убийства» девятилетнего Мухаммада а-Дуры. «Как только кассета с записью инсценированного убийства попали на французский телеканал (будучи до того отвергнута редакцией CNN, заподозрившей подлог) и был сделан запрос в адрес командовавшего тогда Южным военным округом генерала Гиоры Айленда, генерал немедленно взял ответственность за «случившееся» и даже извинился. Почему? Потому что так трактуется понятие ответственности израильским истеблишментом: мы в ответе за все, что происходит на нашей территории. Генерал Айленд не удосужился даже проверить содержавшуюся в запросе информацию: не дай Б-г его заподозрят в попытке уклониться от ответственности. Он также продемонстрировал, что генерал ЦАХАЛа ни на миг не сомневается в способности израильского солдата хладнокровно застрелить ребенка.
Уже на следующий день после трансляции репортажа об «убийстве а-Дуры» по телевидению множества стран специалисты обратили внимание на явное несоответствие сопровождающего видеозапись комментария действительности, отраженной на видеозаписи, а проанализировав запечатленное на пленке с точки зрения законов баллистики пришли к однозначному выводу: мальчик не мог попасть под огонь израильских солдат. Это было подтверждено также и в результате расследования инцидента, проведенного сменившим Гиору Айленда на посту командующего округом генералом Йом-Тов Самией.
«Но было уже поздно, - констатировала адвокат Даршан-Лайтнер, - однажды признанный фактом страшный, шокирующий инцидент превратила все последующие опровержения Израиля в попытку уйти от ответственности – только так могли истолковать это за рубежом. Вследствие этого стало возможным также осуждение французского блоггера Филиппа Карсанти в парижском суде за клевету на телеканал Франс-2, а ведь Филипп опубликовал в своем блогге правду об инсценировке «убийства а-Дуры». Суд аргументировал свой приговор отсутствием официального опровержения этого факта со стороны государства Израиль», - подытожила эту трагическую историю адвокат Даршан-Лайтнер.
Израильское правительство до сих пор не опровергает во весь голос фальшивки арабской пропаганды, так как это может помешать «мирным переговорам». По той же причине Израиль не поднимает вопрос о судьбе еврейских беженцев из арабских и мусульманских стран и их конфискованном имуществе, что могло бы послужить противовесом претензиям «палестинских беженцев», не говоря уже о справедливости, - продолжила эту тему и Мелани Филлипс, журналистка из британской «Дейли Мейл» и автор нескольких книг.
Без усилий со стороны Израиля мир останется невежественным во всем, что касается Израиля. А ведь именно невежество позволило арабской пропаганде раздуть миф, превративший миниатюрный Израиль в колонизатора гигантских размеров. Израиль стыдится напомнить европейцам и американцам об их собственных декларациях 1917, 1922 и 1936 годов, о чем уже упоминали участники этой сессии, оставляя в фокусе внимания лишь решение ООН от 1947 года, принятое вскоре после Холокоста, пережитого еврейским народом в годы Второй мировой войны, что сегодня, благодаря усилиям арабской пропаганды, расценивается в Европе как «размахивание саваном Холокоста, как флагом, - посетовала Мелани Филлипс.
Все участники сессии были едины в своих выводах: у Израиля есть достаточно фактического материала, на котором можно обосновать эффективную контрпропаганду и добиться смены вектора политических тенденций относительно арабо-еврейского конфликта, есть достаточно профессиональных и талантливых специалистов для реализации этого переворота в общественном мнении, как внутри страны, таки международном масштабе, но отсутствует желание истеблишмента воспользоваться ими.
"Сумасшедший никогда сам себя таковым не признает. Иногда сумасшедших приходится изолировать от общества в принудительном порядке. Для этого необходимо квалифицированное заключение консилиума врачей. Пришло время создать комиссию специалистов, которая поставит диагноз государству и его правительству", - подытожил выводы сессии д-р Эльяким Аэцни.
Седьмой канал