Сайт
HonestReporting обратился к Тому Гроссу с просьбой высказать свое
мнение по делу а-Дура. Приведенный ниже текст является ответом Тома
Гросса на заданный вопрос.
«Дело а-Дура» возникло в сентябре 2000 года и, по мнению многих, было тем самым запалом, который послужил детонатором второй палестинской интифады, продолжавшейся несколько лет.
Предположительно был убит маленький мальчик, и в руках французского государственного телевизионного канала Франция-2 оказался некий видеофильм об этом событии. Канал Франция-2 не только передал этот фильм в эфир, но и предпринял весьма необычный шаг – изготовил его копии и разослал кассеты с ним таким своим конкурентам, как БиБиСи и СиЭнЭн. Корреспондент Франции-2 Шарль Эндерлин сказал, во-первых, что мальчик умер, и, во-вторых, что мальчика убили израильтяне. На самом деле, впоследствии стало известным, что Шарль Эндерлин в тот день вообще не был в Газе – он был в Рамалле, и этот фильм был передан ему палестинским оператором-фрилансером (т.е. работающим самостоятельно и затем продающим то, что он снимает – Прим. перев.).
Почти немедленно возник вопрос – кто застрелил этого мальчика. Позднее появился еще один вопрос – был ли мальчик застрелен вообще. Направление, с которого велся огонь по мальчику, не совпадало с направлением к тому месту, где находились израильские солдаты. Люди стали задавать вопрос – как можно обвинять израильских солдат в стрельбе по мальчику, если они не находились на линии огня, ведущей к нему?
И был ли мальчик действительно застрелен, оказалось вообще неясно. Вскоре выяснилось, что в этот день палестинцы разыграли перед телевизионными камерами много других сцен. Мы знаем об этом, потому что фильмы, снятые палестинскими операторами агентства Рейтер, показывают различные подобные сцены: например, палестинцы, которых несут в машины Красного Полумесяца, выглядят как серьезно раненые, а затем, через несколько минут, те же палестинцы со смехом вылезают из машин скорой помощи, и тому подобное. Так что нам известно, что и другие сцены разыгрывались в тот день на перекрестке Нецарим. И фильм, показанный Францией-2, был весьма неубедителен.
В течение некоторого времени в Париже проходит судебный процесс, который, мы надеемся, вскоре успешно завершится.
На последнем слушании в ноябре 2007 года руководству телеканала Франция-2 было приказано судом продемонстрировать полную неотредактированную версию фильма об а-Дура, которая, по словам работников канала, имела длительность 27 минут. Но Эндерлин продемонстрировал суду только 18 минут, т.е. 2/3 фильма. Судья был очень удивлен. Эндерлин бормотал какие-то невразумительные объяснения, говоря, что у него нет всего фильма, что он потерял его, и это только усилило подозрения. Но в том фильме, который был продемонстрирован в суде, а-Дура двигает рукой после того, как было сказано, что он «убит», и снова открывает глаза.
А-Дура превратился в символ интифады, растиражированный по всему миру. Например, упомянул об а-Дуре Осама бин-Ладен в своем видео после 11 сентября; убийцы Дэниэла Перла показали фотографию а-Дуры в фильме, снятом во время обезглавливания Дэниэла; по всему мусульманскому миру есть улицы, площади, академии и тому подобное, названные в честь а-Дуры.
Дело а-Дуры отражает самую суть освещения событий средствами масс-медиа в современную эпоху.
Речь идет о самостоятельно работающих фотографах и телеоператорах, которые часто являются откровенными сторонниками одной из сторон; они снимают некое событие, редактируют отснятый материал и посылают его международным телестанциям типа Франция-2. Благодаря давлению со стороны публики и конкурентов на телестанции, работающие 7 дней в неделю по 24 часа в сутки, они немедленно передают эти фильмы в эфир, не удостоверившись в их аутентичности.
Летом 2006 года, во время войны между Хизбаллой и Израилем, некоторые визуальные материалы, предоставленные агентствами Рейтер и Ассошиэйтед Пресс, оказались фальшивками, и Рейтер вынуждено было уволить некоторых их работавших с ним местных фотографов, ливанских шиитов.
Но было уже поздно. К тому времени, когда Рейтер провело независимое расследование и обнаружило, что оно было сознательно введено в заблуждение их местными ливанскими внештатными фотографами и телеоператорами, фотографии разошлись по всему миру в тысячах публикаций, крупных и мелких.
Таким образом, возвращаясь к делу а-Дуры, можно констатировать, что оно спровоцировало интифаду в том смысле, что без этого подстрекательского фильма, транслировавшегося бессчетное число раз, интифада могла бы оказаться локальными волнениями, которые могли продолжаться несколько дней и сопровождаться ограниченным количеством пострадавших.
Вместо этого фильм, бесконечно показывавшийся по палестинскому телевидению, воспламенил население, чего, предположительно, и хотела палестинская администрация. Через несколько недель два израильских резервиста были линчеваны в Рамалле толпой палестинцев, скандировавших имя а-Дуры. В этой связи можно вспомнить одного из палестинцев, показывавшего толпе в окно свои окровавленные руки. И интифада вышла из-под контроля.
Так что можно сказать, что, в определенном смысле, на руках телестанции Франция-2 тоже есть кровь, ибо, если бы она многократно не передавала в эфир, возможно, сфальсифицированный видеофильм о смерти мальчика по имени а-Дура, интифада бы не состоялась.
И сейчас конфликт между Израилем и палестинцами стал еще более серьезным, чем он был перед инцидентом с а-Дура. Транслировать в эфир подобные кадры без уверенности в их аутентичности является примером безответственного журнализма. И судебное дело продемонстрировало, на данный момент, что здесь существует разумное сомнение в аутентичности фильма.
Есть и такие, кто идет дальше, чем я, утверждая, что, по их мнению, этот фильм был инсценировкой. Я видел эти кадры и тщательно проанализировал все это дело; я не судебно-медицинский эксперт и не адвокат. Но насколько я могу судить, существуют весьма обоснованные сомнения в аутентичности фильма, и даже если мальчик был убит, есть очень веские сомнения в том, что в его смерти виноват Израиль.
Таким образом, телестанция Франция-2, сказав миру, что Израиль, фактически, убил беззащитное дитя, а затем предоставив для телестанций всего мира фильм об этом - в то время как это было неправдой - сыграла роль настоящего подстрекателя.
В годы, последовавшие за делом а-Дура, во Франции произошли нападения на евреев, связанные с ситуацией на Ближнем Востоке – а такие французские евреи, как Илан Халими и другие, были убиты. Атмосфера, приведшая к этим событиям, могла быть следствием фильма, показанного Францией-2.
Израильское правительство проявило непростительную
медлительность в связи с делом а-Дура. Пришлось таким независимым
организациям, как HonestReporting
(«Честный репортаж») расследовать это дело по-настоящему. Я считаю, что
израильское правительство с большим запозданием поняло важность
масс-медиа в современной дипломатии, и особенно в связи с конфликтами.
В прошлом такие израильские политики, как Моше Даян,
говорили, что у Израиля нет внешней политики; у него есть только
политика обороны или безопасности. Шимон Перес, который был министром
иностранных дел в период соглашений Осло, говорил, что если вы проводите
хорошую политику, вам не нужна служба по связям с общественностью, а
если ваша политика плохая, то служба связи с общественностью вам не
поможет.
Боюсь, что это неверно – в сфере связей с
общественностью совершенно неважно, какую политику проводит Израиль –
хорошую или плохую. Если критики Израиля захотят нападать на него, они
будут делать это независимо от проводимой им политики.
Каждая страна в мире должна хорошо понимать важность
связей с общественностью в свете средств масс-медиа, функционирующих 7
дней в неделю по 24 часа в сутки. По моему мнению, Израиль оказался
далеко позади в битве за связь с общественностью не только других стран,
но даже таких вооруженных организаций, как Хамас, Хизбалла и другие.
Перевод с
английского Эдуарда Маркова.
Февраль 2007 г.
Tom Gross's website:
http://www.tomgrossmedia.com/
Том Гросс – родившийся в
Англии журналист и комментатор по международным проблемам,
специализирующийся по Ближнему Востоку. Ранее работал корреспондентом
газет «Санди Телеграф» (Лондон) и «Нью-Йорк Дейли Ньюс» (Нью-Йорк).
Материал сайта take-a-pen.org