Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Оглядываясь на прошедшие 30 лет, я думаю: когда погибла старая честная израильская журналистика? Когда она превратилась из профессии с кодексом чести в манипуляцию? Когда умерли незыблемые правила журнализма, которые существуют еще в мире, и на их месте утвердились жестокие нормы власти и циничного глумления над профессиональной этикой?

Ровно 30 лет назад в сентябре 1980 года я вошел в эту систему, став обозревателем радиостанции «Галей ЦАХАЛ» по арабским вопросам, и с тех пор наблюдаю за израильской журналистикой день и ночь, скорбный свидетель ее самоуничтожения. После «Галей ЦАХАЛ» в газете «Хадашот», «Гаарец», на радио и на телевидении.

Многое я узнал за три десятилетия и теперь попробую сформулировать несколько священных законов новой израильской журналистики. Эти законы не изучают в университетах, но на них зиждется New Israeli Journalism.

И ты, молодой начинающий журналист, мечтающий об успешной карьере, не придешь в ужас от этих законов?!

Закон сохранения энергии. Никогда не сметь думать иначе. Во всех израильских СМИ, в газетах, на государственных и коммерческих каналах, мышление всегда было и будет унифицированным, под линейку. Того, кто осмелится думать иначе – вышвырнут вон немедленно, и нет ничего страшнее журналистского стада. Один цитирует другого, все держатся друг за друга, как стадо баранов, с одними и теми же заплесневелыми формулировками. Заголовки, тексты, вопросы приглашенным в студию – всё шаблонно, как ритуал в монастыре. И по какому шаблону всё кроится? Об этом во втором законе.

Закон политической дистанции. Левые всегда будут определяющей силой, от которой ответвляются разного рода «экстремисты». У левых никогда нет своего подхода, никогда нет своей идеологии. Идеологию «продают» только сталкиваясь с «другими». Это значит, что если он берет интервью у левого деятеля, ему нужно улыбаться, поддакивать и прогибаться, зато, если перед камерой «другой» - его можно перебивать и с презрением обрывать эфир. Вся израильская пресса всегда настроена «социально», на грани марксизма. И самые рьяные поборники социализма в этой прессе по странному стечению обстоятельств – самые богатые люди. Социализм это товар, которым они торгуют.

Закон географической дистанции. Центр – это Тель-Авив. Всё остальное – задворки. Перед тель-авивским лицом следует приходить в восторг и таять от очарования. Всяких провинциалов можно грубо обрывать. И вообще что он тут делает, в студии? Может быть, это уборщица? Человек с севера или с юга должен быть связан с какой-нибудь криминальной драмой. Это или жертва преступления или преступник. Может, он пришел в студию по ошибке, этот человек без лица и имени?

Журналист, конечно, слышал, о существовании «Ашдода» или «Ришона», но в этих «плебейских» местах, проскальзывающих в прессе только благодаря рекламе «Шуперсаль-дил», он не бывал. Иудея и Самария в его сознании и вовсе где-то в Саудовской Аравии.

Союз взаимной защиты. Если кто-то из средств информации оказался под ударом, все остальные автоматически поднимаются на его защиту. Особенно в «квадрате» - «Гаарец-Галей ЦАХАЛ-10 канал-Образовательный канал». Эта взаимозащита превращается в синергию, «квадрат» сильнее БАГАЦа, прокуратуры, всех остальных СМИ и старой политической элиты. Ирония судьбы: Шелдон Эдельсон, создавший «правую» газету, поддерживает крайне левую газету «Гаарец», так как «Исраэль ха-Йом» печатается не где-нибудь, а именно у Шокена.

Закон сохранения материала. 50 лет стареют перед нами журналисты, которые частью наводят скуку, частью просто смехотворны, но они не сходят с экрана – это право у них частное приобретение. Грустно смотреть, как они вцепились в свой жалкий удел, только потому что он ими унаследован. И он, этот журналист, пользующийся огромной властью на страницах газеты или на телеканале, еще выступает против коррупции, в то время как сам игнорирует понятие конкурса. Да еще на образовательном канале, который является подразделением министерства просвещения, а не средством массовой информации!

Эти 20-30 человек никогда не сходят со сцены, меняют одну должность на другую в своем заветном «квадрате» - ведь это право дано им Богом!

Закон демографии. Когда эти люди берут интервью у Мубарака или короля Иордании (это единственные арабские лидеры готовые дать интервью израильским СМИ), они считают своим долгом пасть перед ними ниц. Никогда не зададут трудного вопроса – об исламском экстремизме в их странах, о непотизме и коррупции. Это не интервью, а пропагандистский ролик. В интервью с иностранным лидером, желательно антиизраильским, например, с Джимми Картером, необходимо источать нектар и приятный аромат и не задавать каверзных вопросов. Только по отношению к своим израильским политикам можно вести себя с откровенным презрением. Ведь каждый израильский журналист знает: этот никчемный министр – временный, а он, журналист, - вечный.

Закон патриотизма наоборот. Важен тот, кто против Израиля. Нужно выпятить того, кто нападает на Израиль, а того, кто защищает страну, задвинуть подальше. Если уж некуда деваться, то надо представить его ничтожным.

Каждая глупая фраза Ахмадинеджада будет обсасываться в израильском Интернете часами, каждый ход психологической войны Насраллы – неделю, каждая идиотская флотилия – месяц. Все они заполнят эфир и страницы газет. А что-нибудь патриотическое? Материал об успехе Израиля, создающего экономическую империю мирового уровня? О каком-нибудь удачном проекте правительства? Это они обязаны приуменьшить. Патриотизм у них считается разновидностью фашизма.

Закон отрицательной редакции. В продолжение предыдущего закона – выпуск новостей должен быть угрюмым и пугающим, бесконечной чередой депрессивных новостей. Желательно, чтобы ведущая центрального выпуска новостей была в почти траурном одеянии. Там такой закон: людей интересует только отрицательное, положительные новости никому не нужны. Во всем хорошем надо найти что-то отрицательное. Можно придумать, если нет – всё равно никто проверять не станет, олигархам прессы ничто не угрожает.

Журналист, если измена личной и профессиональной этике приведет тебя к успеху, то ты на правильном пути. Но помни, в современной израильской прессе есть пять процентов «олигархов», которые правят благодаря долгой карьере в государственных СМИ. Все они пожилые мужчины известного политического направления и известного цвета.

Все они получают по сто тысяч шекелей в месяц, не говоря уже о рекламе и бесконечных лекциях. У тебя там мало шансов, но если минимальная зарплата+ принесет тебе счастье – дерзай.

Сотрудник Института междисциплинарных исследований в Герцлии
д-р Гай Бехор

Статья была опубликована на ивритоязычном сайте д-ра Гая Бехора www.gplanet.co.il

Перевод Олега Кременчугского zman.com